Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:18, курсовая работа
Объект исследования – монопольная власть, её источники, показатели и экономические последствия.
Предмет исследования – особенности монопольной власти в Республике Беларусь, антимонопольное законодательство Республики Беларусь.
Цель работы: раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики, изучить особенности монопольной власти и антимонопольного законодательства Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность монопольной власти и её показатели 4
1.1 Сущность монопольной власти 4
1.2 Показатели монопольной власти 6
2 Источники монопольной власти 9
3 Экономические последствия монопольной власти 12
3.1 Характеристика монопольной деятельности 12
3.2 Экономические эффекты монополии 14
3.3 Общие оценки монополии и возможные варианты действия 19
3.4 Ценовая дискриминация 20
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории и истории экономических учений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Монопольная власть: источники, показатели и
экономические последствия
МИНСК 2011
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 29 с., 9 рис., 1 табл., 13 источников, 2 прил.
МОНОПОЛИЯ, МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, БАРЬЕРЫ ДЛЯ ВХОДА В ОТРАСЛЬ, СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОНОПОЛИСТА, ЭФФЕКТ МАСШТАБА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
Объект исследования – монопольная власть, её источники, показатели и экономические последствия.
Предмет исследования – особенности монопольной власти в Республике Беларусь, антимонопольное законодательство Республики Беларусь.
Цель работы: раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики, изучить особенности монопольной власти и антимонопольного законодательства Республики Беларусь.
Методы исследования: наблюдение, анализ и синтез, логический метод, обобщение, сравнительный анализ, аналогия, индукция, дедукция.
Исследования и разработки: результатом написания данной курсовой работы стало раскрытие понятия монополии, влияние монополий на стабильность экономики, место государства в регулировании монополий, антимонопольное законодательство в Республике Беларусь.
_________________
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность монопольной власти и её показатели 4
1.1 Сущность монопольной власти 4
1.2 Показатели монопольной власти 6
2 Источники монопольной власти 9
3 Экономические последствия монопольной власти 12
3.1 Характеристика монопольной деятельности 12
3.2 Экономические эффекты монополии 14
3.3 Общие оценки монополии и возможные варианты действия 19
3.4 Ценовая дискриминация 20
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А Спрос, доход монополиста, равновесие на рынке монополии, эффект масштаба и Х-неэффективность 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конкуренция на национальном рынке США 33
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире на фоне высокого уровня развития различных рынков принято говорить о совершенной конкуренции как единственном инструменте для достижении роста и благополучия. Однако совершенная конкуренция практически не существует ни на одном из рынков. Гораздо чаще в реальной жизни можно столкнуться с противоположной экономической моделью – монополией.
Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершенной конкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии. О понятии «монополия» пойдёт речь в данной работе.
Актуальность
настоящей работы обусловлена, с
одной стороны, большим интересом
к теме «Монополия», особенно её проявление
в переходной экономике, с другой
стороны, ее недостаточной
Интенсифицируются
процессы консолидации капиталов и
экономической концентрации, растет
экономическое могущество определенных
хозяйственных структур и компаний,
усиливаются монополистические
тенденции в экономике. Изучение
проблемы монополии актуализируется
и тем, что задачи повышения эффективности
государственного антимонопольного регулирования,
направленного на сдерживание экспансии
крупных хозяйственных
Основная цель курсовой работы — раскрыть понятие и сущность монополии и монопольной власти, определить их последствия для экономики и изучить меры, предпринимаемые правительством для регулирования и ограничения монопольной деятельности.
Объект исследования — мировая экономика и экономика Республики Беларуси.
Основные задачи исследования:
1 Сущность монопольной власти и её показатели
1.1 Сущность монопольной власти
Монополия (от греч. monopolium — один продаю или единственный продавец) – это рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги [12, c.4], либо, более развёрнуто, исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.
Другими
словами, монополистом можно считать
только такого крупного предпринимателя
(индивидуального или
Второй источник — постоянные ценовые скидки при крупных покупках. Его имеют только монополисты. Другие рыночные субъекты тоже могут получать такие скидки при благоприятной конъюнктуре, но монополисты получают эти скидки всегда. Это значит, что любые элементы издержек у монополистов всегда ниже средних, а следовательно, монополисты всегда имеют избыточную прибавочную стоимость. Конечно, такого рода возможности меняются на разных фазах длинной волны конъюнктуры. Следует подчеркнуть, что другие рыночные субъекты не могут извлекать избыточную прибавочную стоимость постоянно, они извлекают ее только время от времени, случайно, а монополии — всегда, постоянно.
Следовательно,
монополисты, имея более низкие издержки
и продавая свою продукцию по рыночным
ценам, получают от таких продаж не
обычную среднюю прибыль, а сверхприбыль.
И норма прибыли у них
Главная ограничительная сила рыночной власти монополии — эластичность спроса на ее продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объем производства, но не то и другое вместе.
Существует несколько вариантов, отражающих условия, при которых одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке. Наиболее часто выделяют открытые, закрытые и естественные монополии.
Вариант открытой монополии представляет собой ситуацию, при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного поставщика продукта. Монопольной власти фирма достигает, не имея специальных прав, полученных от государства в сфере защиты от конкурентов. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
Закрытая монополия возникает в том случае, когда фирма имеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическими ограничениями и запретами, выдвинутыми государством по отношению к конкурентам. Ситуация возникает, например, в тех случаях, когда вступление новой фирмы в данную отрасль (или род деятельности) лимитируется:
•условием получения лицензии,
•наличием авторского права, патентной защиты,
•наличием разрешения заниматься данным видом деятельности [5]
Естественная монополия — экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрасли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом невозможна или нежелательна. В основе естественной монополии - особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Согласно постулатам неоклассической теории, естественные монополии формируются в тех отраслях, где долгосрочные издержки минимизируются при обслуживании всего рынка одной фирмой. Раздел рынка между двумя или тремя фирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмы будет неэффективным. Примером естественных монополий являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (передача электроэнергии, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникационная связь, железнодорожное сообщение.
Рассмотрим основные характерные черты совершенной монополии:
1. Единственный продавец. Совершенный монополист (иначе: абсолютный, полный, чистый) — это отрасль, состоящая из одной фирмы, являющейся единственным производителем какого-то конкретного товара или единственным поставщиком услуги. Следовательно, в данном случае слова «фирма» и «отрасль» становятся синонимами.
2. Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что хороших или близких его заменителей не существует. С точки зрения покупателя, это означает, что приемлемых альтернатив у него нет. Поэтому покупатель вынужден либо приобретать продукт у монополиста, либо вообще обходиться без него.
3. Ценовой лидер. Абсолютный монополист контролирует весь объём предложения продукта на рынке и поэтому может в значительной степени диктовать цену, т.е. является ценовым лидером. (Для сравнения: отдельная фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта и выступает в качестве ценового последователя.) В таких условиях полный монополист может повлиять на обычный характер нисходящей кривой спроса на его продукт. Манипулируя количеством предлагаемого на рынке продукта, монополист может изменить его цену. И он использует свою силу каждый раз, когда для этого возникают подходящие условия.
4. Заблокированное вхождение. Абсолютный монополист не имеет непосредственно конкурирующих с ним соперников, чему во многом способствуют некоторые барьеры, препятствующие входу в «его» отрасль другим фирмам, потенциально способным это сделать. Барьеры могут быть экономическими, техническими, юридическими и т.д. В условиях совершенной монополии вхождение в отрасль полностью заблокировано.
5. Неценовая конкуренция. Продукт, выпускаемый чистым монополистом, может быть как стандартизированным (как это имеет место с природным газом и электричеством), так и дифференцированным (примером чего может быть Windows). Монополисты, выпускающие стандартизированные продукты, занимаются в основном рекламой в рамках паблик рилейшнз, а специализирующиеся на дифференцированных продуктах иногда напрямую рекламируют свои товары и услуги. [6, c.241-242]
Важнейшей
функцией монополии выступает
1.2 Показатели монопольной власти
Для установления уровня монопольной власти широко используются следующие показатели:
В 1934 г. А. Лернер предложил индекс, определяющий монопольную власть. Исходя из условия, что при максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны между собой посредством эластичности спроса по цене, монополист будет назначать цену, опираясь на показатель эластичности спроса:
,
где L — индекс Лернера, P — цена монополиста, MC — предельные издержки, — эластичность спроса по цене.
Так, монополист будет назначать цену, превышающую предельные издержки, причем на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. При чрезвычайно эластичном спросе цена будет близка к предельным издержкам, а это уже черта конкурентного рынка. Значит, в таком случае, монополизированный рынок будет близок к рынку совершенной конкуренции и значение индекса Лернера будет близко к нулю. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции. Для чистой монополии (с нулевыми предельными издержками) индекс Лернера примет значение, равное единице. Но сложность применения индекса Лернера на практике связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить.
Следующее ключевое понятие монопольного рынка – степень концентрации рынка. Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана:
,
где I – индекс Херфиндаля-Хиршмана, S1 – удельный вес самой крупной фирмы, S2 – удельный вес следующей по величине фирмы, Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия