Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – монопольная власть, её источники, показатели и экономические последствия.
Предмет исследования – особенности монопольной власти в Республике Беларусь, антимонопольное законодательство Республики Беларусь.
Цель работы: раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики, изучить особенности монопольной власти и антимонопольного законодательства Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность монопольной власти и её показатели 4
1.1 Сущность монопольной власти 4
1.2 Показатели монопольной власти 6
2 Источники монопольной власти 9
3 Экономические последствия монопольной власти 12
3.1 Характеристика монопольной деятельности 12
3.2 Экономические эффекты монополии 14
3.3 Общие оценки монополии и возможные варианты действия 19
3.4 Ценовая дискриминация 20
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Моя курсовая1.docx

— 98.58 Кб (Скачать файл)

Если в отрасли функционирует  лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I = 100.

В США высокомонополизированной считается  отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной политике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается  удельный вес продукции иностранных  фирм на отечественном рынке.

Коэффициент (индекс) Дж. Бейна — (В) показывает экономическую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестированного капитала:

,

где  — бухгалтерская прибыль (бухгалтерская прибыль = выручка -бухгалтерские издержки), — нормальная прибыль, К — собственный инвестированный капитал.

Если  фирма действует на конкурентном рынке, то норма экономической прибыли (Экономическая прибыль = выручка - экономические издержки) будет нулевой для различных видов активов. Когда норма прибыли на каком-либо рынке или для какого-либо актива выше конкурентной, то этот вид инвестирования является предпочтительным. Такая ситуация может сложиться, если рынок не является свободно конкурентным и у такой фирмы есть определенная рыночная власть, которая и обеспечивает ей прибыль в долгосрочном периоде.

Коэффициент Тобина — рассчитывается как отношение рыночной стоимости фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) к восстановительной стоимостью ее активов:

  ,

Где P- рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций), С — восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Если фирма получает экономическую  прибыль, то будущие акционеры хотят поучаствовать в ее разделении между собой, поэтому и покупают акции такой фирмы по более высокой цене, нежели реальная восстановительная стоимость активов. То же самое верно и для фирмы, которая в будущем ожидает получить экономическую прибыль. В данном случае коэффициент Тобина будет выше единицы. Если этот показатель равен единице или чуть меньше нее, то фирма занимает стабильное положение на рынке, постоянно получая бухгалтерскую прибыль. Коэффициент Тобина, близкий нулю, свидетельствует о приближающемся банкротстве.

Многочисленные исследования установили, что данный коэффициент в среднем довольно устойчив во времени. Фирмы с высоким значением этого коэффициента обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары. Следовательно, для этих фирм характерно наличие монопольной прибыли. Фирмы с небольшими значениями коэффициента действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

Коэффициент (индекс) Папандреу. В 1949 году Папандреу предложил свой коэффициент монопольной власти, основанный на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка.

Но один только показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих противоположное влияние на монопольную власть. Один из них — это количество фирм на рынке, другой — уровень заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм. Поэтому Папандреу предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:

   ,

где Qdi — объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью, P— цена конкурента, λ— коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены. Он изменяется от нуля до единицы.

Индекс Папандреу практически  не используется в прикладных исследованиях, однако, он отражает две грани монопольной власти: наличие товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль).

Выражение отражает перекрестную эластичность спроса на товар фирмы. Его величина свидетельствует о возможности переключения спроса потребителей на товар конкурентов. Сомножитель λ характеризует, в свою очередь, способность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем ниже любой из сомножителей, тем выше монопольная власть фирмы. [13]

 

2 Источники монопольной власти

Основными источниками монопольной  власти являются:

  • исключительные права, предоставляемые фирме, или юридические барьеры (авторские права в виде патентов; лицензии, предоставляемые государством и др.);
  • контроль над производственными ресурсами (обладание собственностью на ключевые для производства какого-либо продукта ресурсы);
  • ограниченный размер отраслевого рынка (случай, когда объём рыночного спроса меньше эффективного размера фирмы);
  • положительный эффект масштаба (случай, когда экономия от масштаба растёт с расширением производства вплоть до обеспечения всего объёма рыночного спроса);
  • нечестная конкуренция (сговор, демпинг и др.).

Выдавая патенты и лицензии, органы власти создают правовые барьеры, препятствующие вхождению в отрасль.

Патент — это исключительное право использовать или разрешать другим использовать изобретение. Патенты и патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не тратили времени, усилий и денег, требующихся для его разработки. Ведущие страны мира договорились установить единый срок действия патента — 20 лет с момента подачи заявки на его выдачу. Патенты сыграли заметную роль в росте многих современных гигантов бизнеса, в частности IBM, Intel, General Electronic и других.

В основе разработки пригодной для  патентования продукции и изобретений  лежат научные исследования и  разработки (НИОКР). Фирмы, достигающие  монопольной власти на основе собственной  научно-исследовательской деятельности или путём покупки патентов других фирм, оказываются в более выгодном положении и используют патенты для укрепления своих рыночных позиций. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть направлены на финансирование научно-исследовательской деятельности, необходимой для разработки другой пригодной для патентования продукции. Так, в фармацевтической отрасли патенты на лекарства, продаваемые по рецептам, приносят огромные монопольные прибыли, из которых финансируются исследования и поиск новых патентованных лекарственных средств. Монопольная власть, достигнутая благодаря патентам, вполне может усиливаться за счёт самой себя даже в том случае (если снова вернуться к фармацевтической отрасли), когда срок действия патентов со временем прекращается и появляются так называемые дженерики — лекарства, конкурирующие с первоначальными брендами.

Лицензии. Вхождение в отрасль или занятие какой-то деятельностью может ограничиваться государством через выдачу лицензий. Например, на национальном уровне Соединённых Штатов Америки Федеральная комиссия по связям выдаёт лицензии радио- и телевизионным станциям, которые после этого могут вести вещание на определённой географической территории. Во многих крупных городах на частную перевозку пассажиров на автомобиле нужно получить муниципальную лицензию. Следствием ограничения (в виде лицензирования) предложения перевозок на такси становится экономическая прибыль, получаемая владельцами и шофёрами такси. Новые владельцы такси не могут просто так войти в эту отрасль и тем самым снизить цены и прибыль. В некоторых случаях органы власти могут «выдать лицензию» самим себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию. Например, в США продажа алкогольных напитков в ряде штатов осуществляется только через принадлежащие государству розничные магазины. Многие штаты фактически «выдали» себе лицензию на проведение лотерей.

Владение важнейшими видами сырья или контроль над ними. Институт частной собственности также может быть использован монополией в качестве эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Так, фирма, владеющая или контролирующая сырьё, которое является необходимым для производства, может благодаря этому препятствовать созданию конкурирующих фирм. Было время, когда компания International Nickel Company of Canada (теперь она называется Inco) контролировала 90% всех известных мировых запасов никеля. Местной фирме могут принадлежать все расположенные поблизости залежи песка и гравия. Другой пример этого рода: спортивные лиги уже заключили контракты с лучшими игроками и на долгий срок арендовали самые крупные стадионы и спортивные арены.

Эффект масштаба. Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное производство за счёт экономии на масштабах и, как результат, снижение средних общих издержек, могут быть достигнуты только в том случае, когда производители являются чрезвычайно крупными. Там, где эффект масштаба производства очень значителен, кривая средних общих издержек фирмы будет понижающейся в значительном диапазоне объёма продукции. При данном рыночном спросе добиться низких средних общих издержек могут лишь немногие фирмы, а в предельном варианте — лишь одна крупная.

На рисунке А.1 показан эффект масштаба, проявляющийся в широком диапазоне выпускаемой продукции. Если общий потребительский спрос попадает в этот диапазон, то с наименьшими издержками его может удовлетворить только единственный производитель.

Если в отрасли существует совершенная  монополия, эффект масштаба будет действовать  в качестве барьера, защищающего  фирму-монополиста от конкуренции. Новые, создающиеся фирмы, старающиеся  попасть в эту отрасль в  качестве мелких производителей, не способные  добиться эффекта масштаба, не смогут получать достаточной прибыли, и  поэтому будут иметь очень  мало шансов на выживание и развитие. Новые фирмы могут попытаться выйти на такой рынок, уже достигнув  крупного размера, т.е. войти в отрасль  крупномасштабным производителем, способным  реализовать эффект масштаба производства. Однако новому предприятию очень трудно найти денежные средства для приобретения большого объёма капитального оборудования, необходимого для обеспечения такого эффекта. В большинстве случаев финансовые барьеры настолько велики, что делают этот вариант практически неосуществимым. Это объясняет, почему реальные действия по входу в такую отрасль, как автомобилестроение, программное обеспечение для операционных систем, производство самолётов гражданского назначения или стали, осуществляются чрезвычайно редко.

 Может показаться, что более  низкие издержки на единицу  продукции у естественной монополии  позволяют ей назначать и более  низкую цену, чем в ситуации, когда  отрасль является более конкурентной. Но этого может не произойти.  Чистый монополист может назначать  цены, намного превышающие издержки  на единицу продукции, и получать  значительную экономическую прибыль.  У совершенной монополии преимущество  в издержках может материализоваться  в виде получаемой ею дополнительной  прибыли, а не в виде более  низких цен для потребителя.  Именно поэтому органы власти  обычно регулируют деятельность  естественных монополий, ограничивая  цену, которую они могут назначить. [6, c. 243-244]

Взаимодействие между фирмами. Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Когда на рынке существует несколько фирм они могут конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.

Однако  фирмы могут и не конкурировать  между собой и даже вступать в  сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель  и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат  большую прибыль и поэтому  картель может получить значительную монопольную власть.

Таким образом, фирмы могут взаимодействовать  различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная  власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они  сотрудничают.

Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это  приводит к изменениям в поведении  самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном  отрезке. Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокращая тем самым монопольную власть на долговременном этапе.  

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия