Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – монопольная власть, её источники, показатели и экономические последствия.
Предмет исследования – особенности монопольной власти в Республике Беларусь, антимонопольное законодательство Республики Беларусь.
Цель работы: раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики, изучить особенности монопольной власти и антимонопольного законодательства Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность монопольной власти и её показатели 4
1.1 Сущность монопольной власти 4
1.2 Показатели монопольной власти 6
2 Источники монопольной власти 9
3 Экономические последствия монопольной власти 12
3.1 Характеристика монопольной деятельности 12
3.2 Экономические эффекты монополии 14
3.3 Общие оценки монополии и возможные варианты действия 19
3.4 Ценовая дискриминация 20
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Моя курсовая1.docx

— 98.58 Кб (Скачать файл)

Некоторые фирмы, имеющие отношение к новым  информационным технологиям, в частности  компьютерному программному обеспечению, интернетовским услугам и беспроводным коммуникациям, демонстрируют большую  экономию на масштабах деятельности. По мере того как размеры этих фирм росли, их долгосрочные средние общие  издержки снижались: благодаря более активному использованию специализированных исходных составляющих, распределению издержек на разработку новой продукции на большее число выпущенных единиц и обучению в ходе действия. Снижению издержек также способствуют одновременное потребление и сетевые эффекты.

Одновременное (или неантогонистическое) потребление — способность продукта удовлетворять интересы большого числа потребителей. К примеру, Microsoft надо разработать свою программу Windows всего один раз, а затем с очень низкими издержками они доставляют свою программу на дисках или через Интернет до миллионов потребителей. То же самое справедливо для провайдеров интернетовских услуг, производителей музыки и фирм, выпускающих беспроводные средства коммуникаций. Поскольку предельные издержки здесь очень низки, средние общие издержки выпускаемой продукции становятся тем ниже, чем больше у фирмы потребителей.

Под сетевыми эффектами понимается увеличение полезности продукта для каждого пользователя, в том числе и для существующих, по мере того как общее число пользователей увеличивается. Хорошими примерами этого рода можно назвать компьютерное программное обеспечение, сотовые телефоны, пейджеры, iPod и другие продукты, связанные с Интернетом. Когда одни люди пользуются интернетовскими услугами и устройствами для подключения к нему, другим людям становится более удобно отправлять им сообщения по электронной почте. А когда у пользователей одинаковое программное обеспечение, к таким сообщениям можно прикреплять документы, электронные таблицы и фотографии. Чем больше число людей, пользующихся системой, тем выше выгоды от продукта, получаемые каждым участником.

Такие сетевые  эффекты могут подтолкнуть рынок  в сторону монополий, так как  потребители обычно выбирают стандартные  продукты, которыми пользуются все  остальные. Сфокусированный спрос  на такие продукты позволяет их производителям динамично наращивать свой бизнес и  тем самым добиваться экономии на масштабах деятельности. Относительно небольшие фирмы, у которых более  высокие издержки при производстве «правильных» продуктов или которые  вообще выпускают «неправильные» продукты, поглощаются гигантами или выходят  из бизнеса.

Экономисты  обычно соглашаются с тем, что  некоторые новые информационные фирмы ещё не в полной мере исчерпали  свои возможности по экономии на масштабах  деятельности. Однако большинство специалистов сомневаются, можно ли считать такие  фирмы действительно природными монополистами. Большинство фирм в  конце концов добиваются минимального эффективного размера, который ниже полной ёмкости рынка.

Даже  если появляется природная монополия, маловероятно, что такой монополист передаст часть своей экономии от меньших издержек потребителям в  виде снижения цены. Поэтому, возможно, за небольшими исключениями, экономия на масштабах деятельности не меняет общего вывода о том, что у монополий  меньшая эффективность, чем у  более конкурентных отраслей.

X-неэффективность. Все кривые средних общих издержек, о которых говорилось ранее, построены на допущении, что фирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболее эффективной. Другими словами, она выбирает технологию, позволяющую добиться минимальных средних общих издержек для каждого уровня производства. X-неэффективность имеет место, когда фактические издержки фирмы при производстве какого-то объёма продукции выше минимально возможных издержек производства данного объёма продукции. На рисунке А.6 Х-неэффективность возникает в точках Х1 и Х2, находящихся выше кривой минимальных средних общих издержек ATC. В этих точках издержки производства единицы продукции составляют соответственно ATCx1 (в противоположность ATC1) при объёме Q1 и ATCx2 (в противоположность ATC2) при объёме продукции Q2.  Конечно, фирма может также находиться в любой точке выше кривой средних общий издержек на рисунке А.6, и всякий раз это будет отражать неэффективность производства или «плохой менеджмент» фирмы.

Почему  же имеет место Х-неэффективность, которая, очевидно, ведёт к снижению прибыли? Ответ состоит в том, что цели менеджеров — например, рост фирмы, улучшение качества труда, уклонение от предпринимательского риска, сокращение своих нагрузок, обеспечение  работой некомпетентных родственников  и друзей, — могут противоречить  задаче минимизации издержек. Х-неэффективность  может также возникнуть на той  фирме, где работников недостаточно стимулируют или применяют упрощённые эмпирические методы принятия решений  без учёта расчётов издержек и  доходов.

Для анализа  уместен вопрос, где X-неэффективность, как правило, проявляется больше: у монополистических или у конкурирующих фирм? Скорее всего у первых. Фирмы в конкурентных отраслях постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне эффективными, так как без этого они просто не смогут выжить. Монополисты, напротив, защищены от конкурентных сил высокими барьерами, препятствующими вхождению в отрасль других участников, а это способствует Х-неэффективности.

Издержки «погони за рентой». Под «погоней за рентой» понимается деятельность, направленная на перераспределение доходов или богатства в пользу конкретной фирмы или поставщика ресурсов за счёт какого-то другого или даже общества в целом. Мы знаем, что монополист может получать экономическую прибыль на протяжении долгосрочного периода. Поэтому неудивительно, что он может пойти на огромные затраты, чтобы занять и сохранять за собой монопольное положение в отрасли, получив лицензию или добившись через своё влияние принятия нужных ему правительственных постановлений, гарантирующих сохранение ему монопольных привилегий. Очевидно, подобные расходы, связанные с поиском ренты, ничего не добавляют к объёму выпуска продукции фирмой-монополистом, но, безусловно, увеличивают её издержки. Эти дополнительные издержки «погони за рентой» указывают на то, что монополия имеет более высокий уровень издержек и более низкую эффективность, чем на рисунке А.4(а).

Научно-технический прогресс. В сверхдолгосрочном периоде, проводя исследования и разработки и внедряя в практику новые технологии, фирмы снижают издержки производства своей продукции. Если верно, что монополисты более активно в долгосрочной перспективе, чем конкурирующие фирмы, занимаются научными исследованиями и совершенствованием технологий, то эффективность монополии, возможно, преувеличена.

Большинство экономистов разделяют мнение, что  монополия не заинтересована в обновлении технологий. Хотя экономическая прибыль  монополиста позволяет ему проводить  широкомасштабные научные исследования, у него нет серьёзных стимулов внедрять новые технологии (или предлагать на рынке новые продукты). Отсутствие конкурентов на монополизированном рынке означает, что на фирму не оказывают никакого внешнего давления, которое заставило бы её осуществлять технологические инновации в  производство. Благодаря защищённому  положению на рынке, чистый монополист может позволить себе быть неэффективным, так как санкций за это всё  равно не последует.

Однако  по этому поводу следует высказать  одно предостережение, о котором  следует помнить: исследования и  внедрения новых разработок могут  использоваться монополистом как один из барьеров для входа в отрасль. Это заставляет монополиста совершенствовать технологический процесс и внедрять инновации, чтобы в будущем не потерять свои преимущества и не уступить соперникам. В таком случае технологический  прогресс имеет для монополиста  критическое значение. Но отсюда также  следует, что на монополиста оказывает  давление не монопольная структура  рынка, а потенциально возможная  конкуренция. В теоретической модели совершенной монополии действует  допущение, что такой конкуренции  не существует: вход в отрасль надёжно  заблокирован. [6, c. 255-256]

 

3.3 Общие оценки монополии и возможные варианты действия

По причинам, указанным выше, монополия является формой, действительно вызывающей беспокойство общества. Монополисты могут устанавливать  более высокие цены, чем в условиях конкурентного рынка, что приводит к неэффективному выделению ресурсов на их продукцию. Они могут блокировать  инновации, стремиться к получению  ренты и способствовать возникновению  Х-неэффективности. Даже когда их издержки низки благодаря экономии на масштабах, нет никакой гарантии, что цены, которые они назначают, учитывают  эти низкие издержки. Экономия на издержках  может просто попадать в руки монополии  в виде более высокой экономической  прибыли.

Однако, к счастью, монополия как форма  относительно редко существует в  экономике. А барьеры, препятствующие входу в отрасль новых участников, редко в полной мере выполняют  своё предназначение. Хотя исследования и технологические новинки могут усилить рыночную позицию монополиста, технология может также подорвать монопольную мощь. Создание новых технологий может со временем ослаблять монопольные позиции. Например, разработка системы курьерской доставки сообщения, факс-аппараты и электронная почта подорвали мощь Почтовой службы США. Монополии кабельного телевидения в настоящее время испытывают вызовы со стороны спутникового телевидения и новых технологий, обеспечивающих передачу аудио- и видеосигналов через Интернет.

То же самое можно сказать и о  патентах, действие которых со временем прекращается. К тому же появление  новых продуктов, позволяющие заменить патентованные, часто позволяет  обходить преимущества действующих  патентов. Порой отыскиваются новые  источники монополизированных ресурсов, а иностранные фирмы могут  вступать в конкуренцию с собственными монополистами (Талица Б.1). И наконец, если монополия серьёзно опасается будущей конкуренции с новыми продуктами, она может сохранять свои цены относительно низкими, тем самым не поощряя соперников разрабатывать соперников разрабатывать такие же виды продукции. В этом случае потребители могут получить почти конкурентные цены, хотя реально конкуренция на рынке отсутствует.

Что же может делать правительство с монополией, когда она появляется в реальном мире? Экономисты соглашаются, что в каждом конкретном случае органам власти следует внимательно анализировать деятельность монополий. В целом у властей есть три варианта действий:

  1. Если монополия создана и продолжает действовать, пользуясь для этого антиконкурентными действиями, что порождает значительную экономическую неэффективность, и её сохранение очевидно в течение длительного времени, правительство на основе антитрестовых законов может подать судебный иск против этой монополии. Если в результате злоупотребления фирма будет признана виновной, ей может быть либо в явном виде запрещено заниматься некоторыми видами бизнеса, либо она может быть разделена на две или большее число конкурирующих фирм. В качестве примера варианта разделения можно привести Решение по разделению Standard Oil на несколько конкурирующих фирм.
  2. Если монополия является естественной, то с экономической точки зрения её существование оправдано, но при этом общество должно напрямую регулировать цены на её продукцию и другие параметры деятельности.
  3. Если есть основания предполагать, что монополия будет относительно недолговечной, например в силу возможного появления новых конкурирующих технологий, общество может её просто игнорировать.

 

3.4 Ценовая дискриминация

В предыдущем анализе использовалось допущение, что монополист назначает  единую цену для всех покупателей. Однако при определённых условиях монополист мог бы в большей степени использовать своё выгодное рыночное положение и за счёт этого увеличить свои прибыли, назначая разные цены для различных покупателей. Поступая так, монополист занимается ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продаётся более чем по одной цене и ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Ценовая дискриминация имеет три формы:

    • Каждому потребителю на единственном рынке приходится покупать по максимально приемлемой для него цене;
    • Каждый потребитель вынужден за первый набор товаров платить более высокую цену, чем за последующий набор;
    • Для одного потребителя устанавливается одна цена, а для другого – иная цена.

Однако  возможность проведения ценовой  дискриминации доступна не для всех продавцов. Ценовая дискриминация  осуществима, когда реализуются  три следующих условия:

  1. Монопольная власть. Продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, обладать некоторой монопольной властью, т.е. определённой способностью контролировать производство и ценообразование.
  2. Разделение рынка. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Такое разделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса.
  3. Невозможность перепродажи. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу. Если те, кто покупает на сегменте рынка с низкими ценами, могут легко перепродавать на сегменте рынка с высокими ценами, то происходящее в результате снижение предложения увеличит цену на сегменте рынка с высокими ценами. Из-за этого политика ценовой дискриминации будет подорвана. Это значит, что отрасли услуг, например отрасль перевозок, юридических или медицинских услуг, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации. [4]

Ценовая дискриминация широко используется в американской практике. Существует множество примеров данного явления. Авиалинии устанавливают высокие  тарифы для бизнес-путешественников, чей спрос на поездки неэластичен, и предлагают более низкие цены, чтобы привлечь отпускников и  других людей, чей спрос более  эластичен. Владельцы кинотеатров меняют цены в зависимости от времени (более высокие вечером и в выходные дни) и возраста (скидки детям и пожилым людям). Формой ценовой дискриминации являются также дисконтные купоны, погашаемы при покупке. Они позволяют предоставить ценовые скидки людям, чей спрос наиболее эластичен к цене. Ценовая дискриминация имеет место и в международной торговле. Российский алюминиевый производитель может продавать алюминий в США дешевле, чем в России. Ведь в США спрос эластичен, поскольку имеется несколько поставщиков товаров-субститутов. А в России данный производитель доминирует. [6]

 

4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия