Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:18, курсовая работа
Объект исследования – монопольная власть, её источники, показатели и экономические последствия.
Предмет исследования – особенности монопольной власти в Республике Беларусь, антимонопольное законодательство Республики Беларусь.
Цель работы: раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики, изучить особенности монопольной власти и антимонопольного законодательства Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность монопольной власти и её показатели 4
1.1 Сущность монопольной власти 4
1.2 Показатели монопольной власти 6
2 Источники монопольной власти 9
3 Экономические последствия монопольной власти 12
3.1 Характеристика монопольной деятельности 12
3.2 Экономические эффекты монополии 14
3.3 Общие оценки монополии и возможные варианты действия 19
3.4 Ценовая дискриминация 20
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
3 Экономические последствия монопольной власти
3.1 Характеристика монопольной деятельности
Основное различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса. При совершенной конкуренции продавец действует в условиях совершенно эластичного спроса при рыночной цене, определяемой на основе рыночного спроса и предложения. Следовательно, для конкурентного продавца предельный доход является постоянным и равным цене продукции.
Кривая спроса монополиста существенно отличается от кривой совершенно конкурентного продавца. Так как чистый монополист — это фактически вся отрасль, его кривая спроса эквивалентна кривой рыночного спроса. Но поскольку кривая рыночного спроса не является совершенно эластичной, кривая спроса на продукцию монополиста — нисходящая (при снижении цены объём спроса на товар растёт). Рисунки А.2(а) и А.2(б).
Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период времени. И раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если фирма - монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество товара поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар. Значит, монополист может увеличить продажи, назначая более низкую цену на единицу продукции. Это объясняет, почему предельный доход становится меньше цены (среднего дохода) для каждого уровня производства, кроме начального. Рисунок А.3.
Кривая предельного дохода монополиста MR лежит ниже кривой спроса D, что свидетельствует о ситуации, когда предельный доход ниже цены при любом объёме выпуска, кроме первой единицы продукции. На рисунке 3 видно, что:
Фирма монополист, проводя ценовую политику, влияет на общий объём предложения, а это приводит к тому, что при принятии решения объёме продукции фирмы определяют её цену. Значит монополист является ценовым лидером.
На рисунке А.3, что слева от точки, в которой Edp=1, спрос на продукцию монополиста является эластичным, т.е. уменьшение цены увеличивает общий доход. Справа от этой точки спрос неэластичен, т.е. снижение цены сокращает общий доход фирмы. Поэтому монополист, стремящийся к максимальной прибыли, будет всегда избегать неэластичного отрезка кривой спроса на его продукцию и выбирать ту или иную комбинацию цены и количества на эластичном отрезке. Ведь чтобы попасть в область неэластичного спроса, монополист должен снизить цену и увеличить объём выпуска. В неэластичной области снижение цены влечёт за собой одновременно сокращение общей выручки, в то время как рост выпуска всегда связан с ростом издержек. Снижение общей выручки и повышение издержек производства означают уменьшение прибыли.
Монополист, стремящийся к максимальной общей прибыли, использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока её реализация обеспечивает более высокий прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Точнее говоря, фирма будет наращивать производство продукции до такого объёма, при котором предельный доход сравняется с предельными издержками:
MR=MC
На рисунке А.4(а) видно, что объём выпуска, обеспечивающий максимальную прибыль, будет в точке, где MR=MC. На рисунке кривая предельного дохода MR и предельных издержек MC пересекаются при объёме выпуска Q opt. Цена на данном объёме выпуска находится в точке а.
В условиях
совершенной конкуренции
Существует два заблуждения, касающихся поведения монополий:
1. Не самая высокая цена. Поскольку монополист может манипулировать объёмом продукта и ценой, часто полагают, что он «будет назначать наивысшую цену, которую может получить». Это неверно. Существует много значений цены выше P opt, но монополист избегает их, потому что они влекут за собой снижении прибыли, т.е. она становится не максимальной. Монополист преследует цель получения максимальной общей прибыли, однако это не означает, что он будет назначать и максимальные цены. Слишком высокие цены настолько сократят продажи и общий доход монополиста, что он не сможет даже компенсировать своих общих затрат.
2. Общая, а не единичная прибыль. Монополист стремится к максимальной общей прибыли, а не к максимальной прибыли на единицу продукции. На рисунке А.4(а) сравнение вертикального расстояния между средними издержками и ценой при различных возможных объёмах производства показывает, что прибыль на единицу продукции больше в точке, которая расположена немного левее от максимизирующего прибыль объёма Q opt. [6, c. 250-251]
Вероятность
получения экономической
Однако
чистая монополия ещё не гарантирует
обязательного получения
Конечно, как и совершенный конкурент, монополист не будет постоянно действовать с убытком. Столкнувшись с потерями, владельцы фирм предпочтут переместить свои ресурсы в альтернативные отрасли, позволяющие получить более высокие результаты. Поэтому можно ожидать, что в долгосрочном периоде монополист получает нормальную или более высокую прибыль.
3.2 Экономические эффекты монополии
Теперь
стоит оценить совершенную
Рисунок А.5(а, б) позволяет графически представить цены, объёмы выпускаемой продукции и сравнительную эффективность чистой монополии и совершенно конкурентной отрасли. На рисунке А.5(а) показано, что кривая предложения совершенно конкурентной отрасли S получается путём суммирования по горизонтали кривых предельных издержек всех фирм отрасли. На пересечении кривой предложения S и кривой спроса D мы получаем совершенно конкурентную цену и объём выпуска — Pc и Qc.
При такой
комбинации цены и объёма выпуска
достигается как
На монополизированном рынке (рисунок А.5(б)) кривая предложения S трансформируется в кривую предельных издержек MC монополиста. Однако наиболее важное отличие состоит в том, что на конкурентном рынке спрос был абсолютно эластичным, и поэтому предельный доход был равен рыночной цене. При решении задачи о максимизации прибыли каждая отдельная конкурирующая фирма стремилась уравнять MC и MR. В то время, как для чистого монополиста рыночный спрос не отличается от индивидуального спроса на его продукцию, т. е. фирма и есть отрасль, и монополист воспринимает спрос на свою продукцию именно в виде нисходящей кривой D.
Это означает, что предельный доход MR всегда будет меньше цены продажи (кривая MR лежит ниже кривой D). Пользуясь правилом MR-MC, монополист принимает решение об объёме выпуска Qm и цены продукции Pm. При сравнении двух графиков (А.5(а) и А.5(б)) выясняется, что монополист будет производить меньше продукции и продавать её по более высокой цене, чем множество самостоятельных конкурирующих друг с другом фирм.
Другими
словами, монополия не достигает
ни производственной эффективности, ни
эффективности распределения
Как подтверждает наличие на рисунке А.5(б) треугольника abc, монополия приводит к снижению эффективности (или к потерям из-за неэффективности), получаемой обществом. Сумма излишка потребителя и излишка производителя в этом случае является максимальной. Таким образом, при монополии: P превышает MC; P превышает самое низкое значение ATC; имеет место фактическое снижение эффективности.
В общем случае монополия «перекачивает» полученный ею от потребителей доход акционерам, которым она принадлежит. Пользуясь своей властью над рынком, монополи назначают более высокие цены, чем назначила бы совершенно конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства. Поэтому фактически она накладывают на потребителей «частный налог» и получают значительную экономическую прибыль. Эти прибыли монополий распределяются неравномерно и в основном среди узкого круга акционеров, которые, как правило, относятся к группе с высокими доходами. Таким образом, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счёт остальных слоёв общества, переплачивающих за приобретаемую продукцию. Так как в среднем эти владельцы получают более высокий доход, чем покупатели, наличие монополии приводит к усилению неравенства по доходам.
Исключение: если покупатели продукции монополии богаче её владельцев, монополия может сократить неравенство доходов. В целом же такое бывает редко, и поэтому можно сделать вывод: монополия способствует неравенству распределения доходов.
Ранее рассматривались варианты действия монополии и совершенного конкурента при одинаковых издержках производства. Теперь рассмотрим условия, при которых издержки монополиста больше либо меньше издержек совершенного конкурента. Существует четыре основные причины, из-за действия которых издержки могут быть разными:
1) эффект масштаба;
2) фактор, называемый Х-неэффективность;
3) издержки сохранения монополии;
4) долгосрочная перспектива, учитывающая влияние технологического прогресса.
Эффект масштаба. В тех отраслях, где эффект масштаба производства проявляется в наибольшей степени, рыночный спрос может оказаться недостаточным, чтобы в отрасли могло функционировать много конкурирующих между собой фирм, каждая из которых осуществляла бы производство в значительных объёмах и с минимальными издержками производства. В подобных случаях отрасль, состоящая только из одной или двух фирм, достигает меньших средних общих издержек, чем отрасль, состоящая из множества конкурентов. В крайнем положении с самыми низкими долгосрочными средними общими издержками может находиться единственная фирма — естественная монополия.
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия