Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:18, курсовая работа
Объект исследования – монопольная власть, её источники, показатели и экономические последствия.
Предмет исследования – особенности монопольной власти в Республике Беларусь, антимонопольное законодательство Республики Беларусь.
Цель работы: раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики, изучить особенности монопольной власти и антимонопольного законодательства Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность монопольной власти и её показатели 4
1.1 Сущность монопольной власти 4
1.2 Показатели монопольной власти 6
2 Источники монопольной власти 9
3 Экономические последствия монопольной власти 12
3.1 Характеристика монопольной деятельности 12
3.2 Экономические эффекты монополии 14
3.3 Общие оценки монополии и возможные варианты действия 19
3.4 Ценовая дискриминация 20
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
В сферу естественной монополии в РБ входят транспортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту, электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло-, и газоснабжение; городской пассажирский электро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи.
Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.
Основу
антимонопольного законодательства составляет
Закон Республики Беларусь «О противодействии
монополистической деятельности и
развитии конкуренции», определяющий
организационные и правовые основы
предупреждения, ограничения и пресечения
монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции в
целях обеспечения необходимых
условий для создания и эффективного
функционирования товарных рынков, содействия
и развития добросовестной конкуренции,
защиты прав и законных интересов
потребителей. В целях реализации
Закона создана и постоянно
Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.
В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.
Настоящий
этап развития экономики по-новому
ставит проблему оценки экономической
концентрации при создании хозяйственных
и финансово-промышленных групп, холдингов
и других объединений хозяйствующих
субъектов. Государственная
Важным
и актуальным направлением регулирования
отношений на конкурентных рынках является
предупреждение и пресечение недобросовестной
конкуренции. Необходимость развития
данного вида деятельности антимонопольного
органа обусловлена прежде всего
построением в республике социально
ориентированной рыночной экономики,
в рамках которой одно из важных
мест принадлежит формированию цивилизованной
конкурентной среды. Целью государственной
политики в этом направлении является
выработка цивилизованных и справедливых
методов ведения бизнеса, добросовестного
продвижения на рынок товаров
и услуг.
Исходя из изменившихся экономических
условий, основным направлением антимонопольной
политики должно стать дальнейшее сужение
сферы прямого государственного регулирования
цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов
на основе дифференцированного подхода
к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей
и постепенного перехода от ценового регулирования
к системе антимонопольного регулирования
и контроля.
Одним из
направлений антимонопольной
Дальнейшего развития и разработки потребует методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий. [11]
В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2011 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления.
Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялось посредством изучения товарных рынков. В отчетном периоде изучено:
По вопросам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Реестр) по результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов и включены в Реестр:
В связи
с утратой доминирующего
В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках постоянно осуществлялся государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе:
В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:
Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения по 8 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 3 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
В целях
изменения порядка обращений
в антимонопольные органы с заявлениями
о фактах недобросовестной конкуренции
на товарных рынках Министерством экономики
принято и 2 августа 2011 года вступило
в силу постановление Министерства
экономики Республики Беларусь от 30
июня 2011 г. № 99 «О внесении изменений
и дополнения в Инструкцию о рассмотрении
заявлений (обращений) о нарушении
антимонопольного законодательства в
части осуществления
Практика применения Инструкции о
рассмотрении заявлений (обращений) о
нарушении антимонопольного законодательства
в части осуществления
Одновременно, при рассмотрении вопросов недобросовестной конкуренции определяющую роль играют не столько географические границы товарных рынков, а действия, предпринимаемые субъектами хозяйствования в отношении своих конкурентов и противоречащие антимонопольному законодательству.
При возникновении права
Таким образом, критерием рассмотрения заявлений о недобросовестной конкуренции, что и закреплено постановление от 30.06.2011 № 99, становится место регистрации субъекта хозяйствования, в действиях которого имеются признаки недобросовестной конкуренции.
Указанное изменение позволит управлениям
оперативно принимать меры по пресечению
нарушений антимонопольного законодательства
в части осуществления
Таким образом, заявления по фактам
недобросовестной конкуренции, по общему
правилу, необходимо подавать в управление
антимонопольной и ценовой
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия