Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – монопольная власть, её источники, показатели и экономические последствия.
Предмет исследования – особенности монопольной власти в Республике Беларусь, антимонопольное законодательство Республики Беларусь.
Цель работы: раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики, изучить особенности монопольной власти и антимонопольного законодательства Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность монопольной власти и её показатели 4
1.1 Сущность монопольной власти 4
1.2 Показатели монопольной власти 6
2 Источники монопольной власти 9
3 Экономические последствия монопольной власти 12
3.1 Характеристика монопольной деятельности 12
3.2 Экономические эффекты монополии 14
3.3 Общие оценки монополии и возможные варианты действия 19
3.4 Ценовая дискриминация 20
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Моя курсовая1.docx

— 98.58 Кб (Скачать файл)

В сферу естественной монополии  в РБ входят транспортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту, электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло-, и газоснабжение; городской пассажирский электро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи.

Нормы конкурентного  права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

Основу  антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции в  целях обеспечения необходимых  условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов  потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

  • определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь; порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий
  • правила проведения государственного антимонопольного контроля за за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
  • порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
  • порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;
  • порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
  • порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;
  • порядок выявления монопольных цен;
  • порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
  • порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;
  • порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической  деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных  барьеров для входа на рынки новых  хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников  и равных условий конкуренции  для предприятий всех форм собственности.

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в  республике сформировались товарные рынки  с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки  по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение  статуса и роли рыночных монополий  в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих  методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью  и поведением на товарных рынках. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

В тех  сферах, в которых по объективным  технологическим причинам сохраняется  состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет  носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие  регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой  государственного контроля за экономической  концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка  конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов  рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической  концентрации при создании хозяйственных  и финансово-промышленных групп, холдингов  и других объединений хозяйствующих  субъектов. Государственная антимонопольная  политика должна способствовать таким  тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность  отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может  рассматриваться как один из элементов  государственной экономической  стратегии, посредством которой  можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке  и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

Важным  и актуальным направлением регулирования  отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего  построением в республике социально  ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной  политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного  продвижения на рынок товаров  и услуг. 
Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий  для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных  от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования  цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

Дальнейшего развития и разработки потребует  методологическая база по определению  порядка ценового регулирования  в сферах естественных монополий. [11]

В  целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским  горисполкомом в  2011 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления.

Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялось посредством изучения товарных рынков. В  отчетном периоде изучено:

  • на республиканском уровне – 47 товарных рынков;
  • на местном уровне – 100 местных товарных рынков.

По вопросам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках  (далее - Реестр) по результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов  и включены  в Реестр:

  • на республиканском уровне – 8 хозяйствующих субъектов;
  • на местном уровне – 56 хозяйствующих субъекта.

В связи  с утратой доминирующего положения  исключены из Реестра:

  • на республиканском уровне – 9 хозяйствующих субъекта;
  • на местном уровне – 26 хозяйствующих субъектов.

В целях  предупреждения возникновения и  предотвращения усиления доминирующего  положения на товарных рынках постоянно  осуществлялся государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе:

  • на республиканском уровне –  выдано 17 заключений о согласии на создание холдингов, ассоциаций, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства; 5 – на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме присоединения;  8 – на реорганизацию юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; 36 – на совершение сделок по приобретению акций (долей) уставных фондов юридических лиц;
  • на местном уровне – рассмотрено  59 проектов создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано: 43 реорганизации в форме присоединений хозяйствующих субъектов, преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ООО; создание 1 ассоциации, 4 холдингов. Рассмотрено 103 ходатайства о согласовании сделок по приобретению акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов.

В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:

  • на республиканском уровне - 32 обращения хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения по 8 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства, в части осуществления  недобросовестной конкуренции, в том  числе о признании 3 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции».

  • на местном уровне -  свыше 149 писем и заявлений по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. В рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства облисполкомами, Минским горисполкомом установлено 10 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 8 хозяйствующими субъектами и 2 органами управления. [11]

В целях  изменения порядка обращений  в антимонопольные органы с заявлениями  о фактах недобросовестной конкуренции  на товарных рынках Министерством экономики  принято и 2 августа 2011 года вступило в силу постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30 июня 2011 г. № 99 «О внесении изменений  и дополнения в Инструкцию о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении  антимонопольного законодательства в  части осуществления недобросовестной конкуренции».

Практика применения Инструкции о  рассмотрении заявлений (обращений) о  нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики от 17 апреля 2006 г. № 61, показала, что основной объем  дел  по факту недобросовестной конкуренции был рассмотрен республиканским органом государственного управления - Министерством экономики (Департаментом ценовой политики), в то время как основными задачами данного органа являются выработка предложений об основах государственной политики в области антимонопольного регулирования, разработка методов и средств, направленных на проведение единой государственной антимонопольной политики и др.

Одновременно, при рассмотрении вопросов недобросовестной конкуренции определяющую роль играют не столько географические границы товарных рынков, а действия, предпринимаемые субъектами хозяйствования в отношении своих конкурентов  и противоречащие антимонопольному законодательству.

При возникновении права хозяйствующего субъекта на обращение в антимонопольный  орган по факту недобросовестной конкуренции, следует говорить в  первую очередь о защите прав отдельных  хозяйствующих субъектов на осуществление  предпринимательской деятельности в условиях конкуренции. При этом не всегда можно говорить о влиянии  сложившейся ситуации на конкуренцию  на республиканских товарных рынках.

Таким образом, критерием рассмотрения заявлений о недобросовестной конкуренции, что и закреплено постановление  от 30.06.2011 № 99, становится место регистрации субъекта хозяйствования, в действиях которого имеются признаки недобросовестной конкуренции.

Указанное изменение позволит управлениям  оперативно принимать меры по пресечению нарушений антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, Департаменту – осуществлять координирующие функции, а также  методологическую и  консультационную помощь управлениям.

Таким образом, заявления по фактам недобросовестной конкуренции, по общему правилу, необходимо подавать в управление антимонопольной и ценовой политики соответствующей области (г. Минска). Рассмотрение же Департаментом будет  осуществляться только при обращении  в отношении нескольких хозяйствующих  субъектов, зарегистрированных в различных  административно-территориальных единицах Республики Беларусь. [11]

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия