Мотивация экономической деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Оценка рынка включает характеристику типа рынка, расчет его емкости, анализ устойчивости, определение роста и скорости развития и выявление на этой основе перспектив дальнейшего развития. Влияние мотивации на стратегию поведения фирм зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности самой фирмы.
Главной целью данной работы является определение результатов мотивации на экономическую сторону деятельности организации.
К основным задачам работы относятся: выявление основных ключевых моментов экономической деятельности предприятия, выявление факторов, способствующих росту прибыли организации, завоеванию стабильных позиций на рынке, а также определение важных моментов, мотивирующих вышеперечисленные обстоятельства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ … 4
1.1.Мотивация экономической деятельности фирмы……………………………….. 4
1.2.Основная суть деятельности фирмы, организация предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..…….10
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ, АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ФИРМЫ НА РЫНКЕ……………………….… 18
2.1.Анализ поведения фирмы на рынке, её конкурентоспособности...................... 18
2.2.Анализ эффективности мотивации экономической деятельности фирмы в современных условиях ....………………………………………………...………….. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……............32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………... 34

Файлы: 1 файл

мотивация экономической деятельности фирмы.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Важной задачей предприятия, фирмы является обеспечение стабильного  экономического роста. На этом пути приходится преодолевать различные негативные факторы: изменение и падение спроса на продукцию, услуги; сокращение поступления материальных ресурсов; снижение их качества; дефицит квалифицированной рабочей силы; проблемы в системе расчетов и платежей и др. Непосредственная частная задача предприятия фирмы состоит в преобразовании факторов производства, их переработке и выпуске готовой продукции или оказании определенных услуг.

На эффективность деятельности фирмы оказывает большое влияние  ее организационная структура, которую  можно представить в виде двух субструктур – организационной структуры производства и организационной структуры управления и обслуживания.

Организационная структура  производства – это внутрифирменный  состав специализированных производственных подразделений, непосредственно выполняющих функции по производству продуктов и услуг потребительского или производственно-технического характера. Ведущую роль в составе производственных подразделений играют основные цеха и производственные участки. Между ними в одном случае могут существовать, а в другом – нет, связи, построенные на принципах технологических отношений. Если таковые присутствуют, то их реализация осуществляется путем согласования экономических отношений.

Производственные подразделения, предназначенные для обслуживания своей продукцией и услугами основных цехов и участков, называются вспомогательными. К ним относятся подразделения по обеспечению тепловой и электрической энергией, по ремонту оборудования, изготовлению инструмента, технологической оснастки и др. Подразделения, обеспечивающие нормальное функционирование всех основных и вспомогательных цехов и участков, называются обслуживающими. К ним можно отнести складское хозяйство, внутрифирменный транспорт, связь. Производственная структура фирмы зависит от вида и объема выпускаемой продукции, форм специализации и характера межфирменной кооперации, форм организации труда на фирме и других факторов.

Эффективность действующей  организационной структуры фирмы  определяется результатом ее работы, т. е. прибылью, полученной от реализации товаров и услуг. На этапе же проектирования новой или реорганизации прежней структуры приходится прибегать к критериям второго порядка, которые можно разбить на четыре группы.

Многообразием возможных  положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

Фирмы могут иметь  разнообразные цели и, соответственно, достигать их различными путями и  способами.

Внутренней средой фирмы (предприятия) являются средства производства (предметы и орудия труда, производственные здания и сооружения, территория – земля), персонал, информация, денежные средства. Результатом взаимодействия элементов внутренней среды является продукция (работы, услуги). Соотношение указанных элементов показано на рис. 1.1.

 

Рис. 1.1. Внутренняя среда предприятия

 

Если фирма способна к изменениям, гибко реагирует  на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может  долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства. Внешняя среда предприятия представлена на рис. 1.2.

 

Рис. 1.2. Внешняя среда  фирмы

 

Существуют некоторые  условия, выполнение которых помогает сохранить нормальное функционирование фирмы и уменьшить риск банкротства:

- избегать излишнего оптимизма, когда кажется, что дело идет успешно;

- разрабатывать и осуществлять качественные планы по маркетингу с

четкими целями;

- систематически делать обоснованные прогнозы по наличности;

- своевременно выявлять критические моменты, которые могут представлять собой угрозу для предприятия.

Наименее жёсткая альтернатива банкротству – реорганизация  предприятия, цель которой – его  оживление. В этом случае разрабатывается  и осуществляется план выхода из кризисной  ситуации, который может включать слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования предприятия, в результате чего создаются новые, ликвидируются существующие юридические лица, меняется организационно-правовая форма предприятия.

Для анализа динамики экономических показателей работы предприятия воспользуемся данными производственной фирмы, представленными в общем доступе в интернете, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные технико-экономические  показатели деятельности предприятия за 2010-2012 гг (тыс. руб.)

Показатели

Ед. изм.

Сумма

Темп роста, %

Отклонение в сумме

(+/-)

2010

2011

2012

2011

к 2010

2012 к 2011

2011 к 2010

2012 к 2011

1. Выручка от реализации  товаров и услуг (без НДС)

тыс. руб.

33646

36225

49521,6

107,7

136,7

+2579

+13296,6

2.Себестоимость реализованной  продукции и услуг

тыс. руб.

30848,4

33324,4

43231,7

108,0

129,7

+2476

+9907,3

3. Затраты на 1 руб.  выручки

%

91,7

92,0

87,3

100,3

94,9

+0,03

-4,7

4. Прибыль / убыток  от реализации

тыс. руб.

2309,8

2254,8

5273,1

97,6

233,9

-55

+3018,3

5.Рентабельность продаж

%

6,9

6,2

10,7

---

---

-0,7

+4,5

6. Чистая прибыль

тыс. руб.

1855,5

1403,4

3485,8

75,6

248,4

-452,1

+2082,4

7.Рентабельность деятельности

%

5,5

3,9

7,0

---

---

-1,6

+3,1

8. Средняя стоимость  основных фондов

тыс. руб.

3956,8

4952,3

5705,3

125,2

115,2

+995,5

+753,0

9. Фондоотдача

%

8,5

7,21

8,68

84,8

120,4

-1,29

+1,47

10. Фондоемкость

%

0,12

0,14

0,12

116,7

85,7

+0,02

-0,02

11. Средняя стоимость  оборотных активов

тыс. руб.

2304,6

3287,1

4911,7

142,6

149,4

+982,5

+1624,6

12. Отдача оборотных  средств

%

14,6

11,02

10,08

75,5

91,5

-3,58

-0,94

13. Среднегодовая численность  работников

чел.

17

18

20

105,9

111,1

+1

+2

14.Производительность труда

тыс. руб. / чел.

1979,18

2012,5

2475,63

101,7

123,0

+33,32

+463,13


 

Как видим из приведенных данных, за анализируемый период практически все показатели деятельности предприятия улучшились, предприятие наращивало объемы реализации продукции.

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. выручка увеличилась на 2579 тыс. руб. или на 7,7%; в 2012 г. по сравнению с 2011 г. – на 13296,6 тыс. руб. (т.е. на 36,7%). Это связано с расширением рынка сбыта услуг 9большим числом проведения корпоративных вечеров и подобных услуг), с налаживанием более тесных и продуктивных связей как со старыми партнерами, так и с привлечением новых. Затраты на 1 руб. выручки имеют высокий уровень. В 2010-2011 гг. их уровень составил 0,92 руб. на 1 руб. выручки, а в 2012 г.  – 0,87 руб., т.е. наблюдается снижение уровня затрат на 0,05 руб. или 5,1%. Наряду с увеличением реализованной продукции и услуг, увеличивалась также их себестоимость. В 2011 г. по сравнению с 2010 г себестоимость выросла на 2476 тыс. руб. или на 8,0%, а в 2012 г. по сравнению с 2011 г. соответственно – на 9907,3 тыс. руб. или на 29,7%. Темп роста  себестоимости ниже темпа роста выручки, что положительно сказывается на уровне прибыли и рентабельности предприятия. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. сумма прибыли от реализации сократилась на 55 тыс. руб. (т.е. на 2,4%), что связано с опережающим ростом себестоимости. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. прибыль от реализации увеличилась на 3018,3 тыс. руб. или на 133,9%. Данное отклонение является положительным показателем. Чистая прибыль в 2011 г. по сравнению с 2010 г. сократилась на 452,1 тыс. руб., или на 24,4%, это связано с ростом расходов, не включаемых в себестоимость. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. выросла на 2082,4 тыс. руб., или на 148,4%.

Показатели использования  основных фондов и оборотного капитала по выручке имеют в целом неплохое значение.

Финансовое положение  предприятия, его показатели ликвидности и платежеспособности непосредственно зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в текущие активы, превращаются в реальные деньги.

Длительность нахождения средств  в обороте определяется совокупным влиянием ряда разно направленных внешних  и внутренних факторов.

Это означает, что экономический  потенциал предприятия увеличивается. При этом объём выручки от продаж возрастёт опережающими темпами, что  свидетельствует об эффективном  использовании ресурсов предприятия.

Общая оценка деловой активности показала, что анализируемое предприятие развивается очень быстро. За 1 год темп прироста прибыли увеличился в 2 раза и к началу 2012 года соотношение характеризует эффективное использование ресурсов предприятия.

При анализе деловой активности в качестве показателей используют ряд коэффициентов, к ним относятся различные показатели оборачиваемости. Они имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, т.к. скорость превращения средств в деньги (скорость оборота средств) непосредственно влияет на платежеспособность и отражает повышение или снижение производственно-технического потенциала организации.

В рыночных условиях, когда хозяйственная  деятельность предприятия и его  развитие осуществляется за счёт самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов – за счет заемных средств, важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивость предприятия.

Финансовая устойчивость – это  определенное состояние финансовых ресурсов предприятия, их распределения  и использования, гарантирующее  постоянную платежеспособность организации. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может остаться неизменным, либо улучшиться, либо ухудшиться. Поток хозяйственных операций, совершаемых ежедневно, является как бы «возмутителем» определённого состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложения капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости.

Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается  уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам её финансово-хозяйственной деятельности.

На практике применяют разные методики анализа финансовой устойчивости. Проанализируем финансовую устойчивость предприятия  с помощью абсолютных показателей.

Обобщающим показателем  внутренней финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов, который определяется в виде разницы  величины источников средств и величины запасов.

Коэффициент маневренности  собственного капитала показывает степень мобильности (гибкости) использования собственных средств. В течение 2-х лет данный показатель вырос и в 2007 г. этот коэффициент приобрел значение 0,45 при норме не менее 0,5.

В целом финансовое состояние  предприятие оценивается как условно ликвидное, финансово устойчивое, с высоким уровнем деловой активности.

Рентабельность –  еще один показатель, характеризующий  эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений  деятельности, окупаемость затрат. Показатели рентабельности служат не только для оценки деятельности предприятия, но являются важным звеном в инвестиционной политике и ценообразовании.

На мой взгляд, рентабельность более полно отражает результаты хозяйственной деятельности, так  как ее величина соотносит ресурсы с эффектом, получаемым от них.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности  деятельности предприятия. Они характеризуют  относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными  элементами сравнительного анализа  и оценки финансового состояния предприятия.

Основные показатели рентабельности рассчитываются по двум основным группам:

- показатели рентабельности капитала (активов);

- показатели рентабельности реализации, продаж.

Показатели рентабельности капитала:

Рентабельность совокупных активов – показывает, сколько денежных единиц прибыли принесло предприятию использование одной денежной единицы активов, независимо от источника привлечения этих средств. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:

,

где - балансовая прибыль от реализации продукции, работ и услуг;

- валюта баланса на начало  периода (на начало года);

- валюта баланса на конец периода (на конец года).

Рентабельность мобильных  средств (оборотных активов) – показывает, какой процент прибыли приносит 1 денежная единица наиболее ликвидных  активов.

,

где - оборотные активы на начало периода;

- оборотные активы на конец  периода.

Рентабельность собственного капитала – показывает степень эффективности  использования капитала, инвестированного собственниками.

,

где - собственный капитал на начало периода;

- собственный капитал на конец  периода.

Показатели рентабельности реализации:

Рентабельность реализации – определяет, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Дает возможность предприятию контролировать себестоимость реализованной продукции, работ, услуг. Для расчета необходима следующая формула:

,

где - себестоимость реализованной продукции;

- прибыль от реализации продукции.

Рентабельность продаж – (доходность продаж) показывает, сколько  прибыли имеет предприятие с  одного рубля продаж, в течение  отчетного периода.

Информация о работе Мотивация экономической деятельности организации