Мотивация труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 00:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы совершенствование мотивации персонала.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
· исследование теоретического материала по проблемам мотивации;
· анализ мотивации, используемой менеджментом ЗАО «Компания «АРНИВЕСТ»;
· разработка предложений по совершенствованию мотивации персонала ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ».

Файлы: 1 файл

мотивация труда3.docx

— 141.04 Кб (Скачать файл)

Влияние организации факторов на развитие потребностей работника  представлено в таблице 8.

Таблица 8. Влияние организации  факторов на развитие потребностей работника  

 

Организационные факторы

Внешние потребности работника

Потребность в успехе

Потребность во власти

Потребность в признании

Структурные ограничения

Снижает

Увеличивает

Снижает

Ответственность

Увеличивает

Увеличивает

Не отражается

Теплота отношений

Не отражается

Не отражается

Увеличивает

Поддержка

Увеличивает

Не отражается

Увеличивает

Награда

Увеличивает

Не отражается

Увеличивает

Конфликт

Увеличивает

Увеличивает

Снижает

Стандарты работы

Увеличивает

Не отражается

Не отражается

Престиж

Не отражает

Снижает

Увеличивает

Риск

Увеличивает

Не отражается

Не отражается


 

 

В этой таблице отражены определенные формы мотивации организованного  роста Литвина-Стрингера. Таблица  демонстрирует, как различный организационный  климат (поле) влияет на развитие потребностей людей в успехе, власти и признании, а также устанавливает причинно-следственные связи между поведением руководителя и подчиненного (таблица 3).

Следует, что в зависимости от того, какой психологический климат или организационные условия  сложились в организации будет  зависеть доминирование той или  иной потребности или, если точнее выразиться, предрасположенность к реализации такой потребности. Так, например, при  конфликте снижается потребность  в признании, тогда как потребность  во власти и в успехе повышается, соответственно при развитии структурных  ограничений потребность в успехе, как и в признании снижается, тогда как потребность во власти увеличивается.

Соответственно, такая зависимость  развития мотивации от условий, складывающихся в организации, создает предпосылки  к тому, чтобы менеджеры, представители  использовали то или иное организационное  поле для формирования различных  высших потребностей у персонала, управляя, тем самым, мотивацией.

План урока            

Тема: «Удовлетворение нематериальных потребностей как средство мотивации».    

Дидактическая цель: Усвоить состав и структуру нематериальных потребностей сотрудников малой фирмы, а также  роль удовлетворения этих потребностей как инструмента мотивации труда.    

Воспитательная цель: Указать на ценности, достигаемые в результате добросовестного труда.   

Развивающая цель: Развивать экономическое  мышление и творческие способности  учащихся применительно к теме.            

Тип урока: Монологическое изложение  материала в стиле, выбранном  учителем.   

Оснащение: Учебная литература, таблицы, конспекты, письменные принадлежности.             

Структура урока:

Введение и организация  урока 1-2 мин.            

Организация урока начинается с приветствия, проверки готовности аудитории к уроку и наличие  учащихся на уроке. Затем необходимо сообщить тему урока и какие цели необходимо достичь.            

В течении нескольких минут  необходимо сообщить учащимся название, цели и задачи темы, которую предстоит  изучить.   

Закрепление материала – 10 мин. Необходимо задать несколько вопросов и определить усвоение материала учащимися.

Урок заканчивается формулированием  домашнего задания.

Урок 3. Практическое занятие

Материал к уроку

Разработаем практическое занятие  для закрепления материала, пройденного  на предыдущих теоретических уроках. Предыдущие уроки были посвящены  удовлетворению материальных и нематериальных потребностей сотрудников малого предприятия  и их роли как инструмента мотивации  труда и, в конечном счете, стимулирования производственной динамики на малом  предприятии. Теперь рассмотрим следующие  данные о деятельности некоего малого предприятия ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ», полученные методом опроса (анкетирования) сотрудников этого малого предприятия.

Рассмотрим систему оплаты труда  работников ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ». Система оплаты труда работников ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» включает в себя две подсистемы:

1. Оплата труда работников аппарата  управления ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ»  получающих заработную плату  – оклад;

2. Оплата труда остальных  работников ЗАО, получающих заработную  плату на основе сдельной системы  оплаты труда.

Таким образом, большая часть  работников не имеет постоянной компоненты оплаты за труд, что противоречит рациональному  подходу и социально-психологическому восприятию работником данной системы.

На основе изучения системы оплаты труда работников ЗАО «Компания  «АРИНВЕСТ», можно сделать вывод  о том, что Положение «Об оплате труда работников предприятия ЗАО  «Компания «АРИНВЕСТ» так и осталось формальным документом, утвержденным при создании предприятия, но так  и не внедренным в жизнь, так как  задачи стоящие перед системой оплаты труда не реализуются.

Было проведено исследование значения зарплаты для работника предприятия (посредством опроса работников предприятия). Данные приведены в таблице 9.

Таблица 9. Значение  зарплаты для работника ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» (оценка по пятибалльной системе) 

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ  КАЧЕСТВА

СРЕДНИЙ БАЛЛ

рабочие

Специалисты

Важность

удовл.

важность

Удовл.

Потребность

5

1,7

5

1,2

Статус, самооценка

4,5

2,8

5

3,1

Степень значимости в сравнении

Зарплата

интересная работа

уважение

отношение в коллективе

 

5

3,2

4,6

4,5

 

1,7

2,8

4,1

4,3

 

5

4,1

4,5

4,2

 

1,2

3,6

4,4

4,1

Справедливость при оценке труда и определении величины зарплаты

 

4,6

 

2,6

 

4,9

 

2,1

Удовлетворенность системой оплаты

3,5

1,2

3,2

1,4

Удовлетворенность получаемой зарплатой

-

0,2

-

0,5

Сопоставление зарплаты с  работниками своего отдела (участка)

 

4,6

 

3,2

 

4,2

 

2,8

Сопоставление зарплаты с  зарплатой в регионе

 

3,6

 

3,4

 

3,8

 

3,8

Сопоставление зарплаты с  зарплатой менеджмента

 

3,2

 

4

 

4,1

 

3,8


 

 

Показатели позволяют  определить ряд выводов о значимости зарплаты для работника:

1. Зарплата крайне важный  показатель их деятельности;

2. В сегодняшних условиях  уровень зарплаты персонал связывает  с самооценкой и статусом в  обществе;

3. Имеет место тесная корреляция  между зарплатой, уважением, отношением  в коллективе;

4. Работники уделяют внимание  системе оплаты труда и справедливости  оценки труда;

5. Работники не удовлетворены  ни системой оплаты, ни реальной  зарплатой;

6. Сопоставление своей  зарплаты с другими работниками  своего отдела (участка) – значимый  показатель, для работника.

7. Зарплата, отношение к  ней сопоставимы с положением  в регионе;

8. Сопоставление зарплаты  рабочих и менеджмента не значимый  показатель в отличии от сопоставления  зарплаты специалистов.

Таким образом, данные условия  показывают значимость оплаты труда, как  фактора мотивации для работников ЗАО, однако в целом работники  не удовлетворены системой оплаты труда.

Теперь рассмотрим данные о удовлетворении нематериальных потребностей сотрудников  ЗАО.

Методом опроса были получены данные об эффективности использования  системы мотивации в целом  и отдельных элементов в частности. Результаты опроса отражены в таблице 10.

Таблица 10. Оценка персоналом методов  стимулирования, используемых руководством ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» (по пятибалльной шкале) 

 

МЕТОД

ОЦЕНКА, СР. БАЛЛ

рабочие

специалисты

Создание условий труда

4

4,4

Вознаграждения: 

 

 

 

Зарплата

Нематериальные выгоды

Соц. проблемы (решение)

удовлетвор.

стимул

исполь-

зование стимула

удовлетвор.

стимул

исполь-

зование стимула

0,5

1,5

2

4,2

3,0

2,4

1,5

1,5

2,5

4,3

3,6

2,5

Безопасность:

риск стать лишним

уважение

стиль управления

 

4,5

4,0

3,6

 

4,7

4,1

4,0

Вовлечение в дела:

знания целей, задач

-    коммуникации

участие в решении проблем  предприятия

отношение в коллективе

 

2,1

3,0 

 

1,4

4,3

 

3,1

3,2 

 

2,6

4,1

Способность самореализации:

карьера

обучение

рост мастерства

 

2,1

2,1

3,2

 

3,5

2,0

3,8

Интерес к работе:

управление по целям

самостоятельность

ответственность

 

3,9

4,2

4,4

 

4,1

4,1

4,1


 

 

Таким образом, менеджмент компании имеет  систему мотивации персонала  основными компонентами, которой  являются:

1. создание условий труда

2. создание системы оплаты  труда

3. формирование благоприятных  отношений в коллективе

4. предоставление самостоятельности  в работе и спрос за результат.

Стиль управления характеризуется  как авторитарный, однако, основанный на подходах компетентности, справедливости и уважения человеческого достоинства.

Вместе с тем, данные результаты свидетельствуют о неудовлетворенности  персонала вопросами организации  системы оплаты труда.

Оплата труда является составным  элементом системы мотивации  персонала и всей системы управления предприятием в целом. Следовательно, целесообразно рассматривать данный компонент с точки зрения системного подхода.

Сопоставление целей деятельности руководства компании и целей  стимулирования и оплаты труда позволяет  сделать вывод об их взаимосвязи  и взаимозависимости.

В состав корпоративных целей входит положение о стимулировании новаторской  деятельности, предприимчивости и инициативы персонала, повышение ими интенсивности  труда в целях повышения эффективности  деятельности предприятия и на этой основе создания условий жизни и  работы сотрудников корпорации.

План урока   

Тема: «Анализ мотивации труда  через удовлетворение материальных и нематериальных потребностей сотрудников  на конкретном малом предприятии».            

Дидактическая цель: Научиться  сопоставлять удовлетворенность материальных и нематериальных потребностей и  их роли в мотивации труда на конкретном малом предприятии.            

Воспитательная цель: Указать, что помимо материальных существуют не менее значимые нематериальные потребности, а также выяснить отношение учащихся к данному сопоставлению.   

Развивающая цель: Развивать экономическое  мышление и творческие способности  учащихся применительно к теме.            

Тип урока: Семинар-дискуссия, ходом которого управляет учитель.             

Оснащение: Таблицы, конспекты, письменные принадлежности.            

Структура урока:            

Введение и организация  урока 1-2 мин.            

Организация урока начинается с приветствия, проверки готовности аудитории к уроку и наличие  учащихся на уроке. Затем необходимо сообщить тему урока и какие цели необходимо достичь.   

В течении нескольких минут необходимо напомнить учащимся материал двух предыдущих теоретических занятий.

Далее дискуссия ведется  в выбранном учителем стиле, в  ходе которого учащиеся, по возможности  самостоятельно, выводят для себя факты, указанные в материале  к этому уроку.   

Закрепление материала – 5-8 мин. Необходимо задать несколько вопросов и определить усвоение материала учащимися.   

Задание на дом – 5 мин. – подготовка к контрольному уроку (или небольшой  контрольной работе).

Контроль знаний по теме «Методы стимулирования производственной

динамики малого предприятия»

Собственно, оценка знаний учащихся по этой теме можно начинать уже на практическом занятии. Однако, для придания большей объективности оцениванию необходимо разработать материалы  для контрольного урока (или, по усмотрению учителя, для небольшой проверочной  работы).

Информация о работе Мотивация труда