Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 00:45, дипломная работа
Цель дипломной работы совершенствование мотивации персонала.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
· исследование теоретического материала по проблемам мотивации;
· анализ мотивации, используемой менеджментом ЗАО «Компания «АРНИВЕСТ»;
· разработка предложений по совершенствованию мотивации персонала ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ».
3.5. Этапы
внедрения проблемно-
Выше было сказано, что «проблемность»
и «модульность» –
Для школьной программы по экономике
это означает следующее. Если вводить
проблемное обучение как наиболее прогрессивную
идею преподавания, неизбежно придется
вводить и модульную
Необходимость указания этапов
внедрения модульной
Среди недостатков модульной
1) фрагментарность обучения;
2) игнорирование целостности и логики учебного предмета;
3) формирование частных,
4) трудоемкость изготовления
Тогда основной способ «сглаживания»
должен заключаться в поэтапном
внедрении модульной
1. Этап усмотрения прикладных экономико-хозяйственных задач.
2. Этап выделения укрупненных (узловых) проблем.
3. Этап группировки материала
школьного курса экономики
4. Этап подготовки и
проведения разных видов
5. Этап обобщения методов
моделирования экономических
После выделения этапов нужно
иметь в виду то, что переход
от одного этапа к другому должен
совершаться диалектически –
сначала накапливаются
3.6. Методы
стимулирования
В настоящее время вышло в свет большое количество учебников, учебных пособий и хрестоматий для школьного курса экономики. В начале данного пункта обсудим раскрываемость в этих учебниках вопросов стимулирования производственной динамики (мотивации труда) на малом предприятии.
Прежде всего следует отметить, что в некоторых учебниках вообще отсутствуют крупные разделы, полностью посвященные микроэкономической тематике. Так, в учебнике В.С. Автономова материал, самый близкий к теме настоящей дипломной работы, излагает взаимосвязь спроса и предложения на рынке, что и определяет деятельность конкретной компании.
Практически во всех школьных учебниках экономики хорошо раскрывается та мысль, что заработная плата является не только вознаграждением, но и средством принуждения к труду; но вопрос этот раскрывается в слишком общей форме, лишь на уровне идей, да еще и на макроэкономическом уровне (например, в двухтомнике Липсица И.В).
Если же в учебнике обсуждается
вопрос стимулирования производственной
динамики, то это обсуждение не связывается
с психологическими аспектами сотрудников
– субъектов производственной деятельности.
Так, в двухтомном учебнике для средней
школы «Основы экономики» под
редакцией профессора Иванова С.И.
вопросы мотивации не увязываются
с удовлетворением
Таким образом, приходится сделать
вывод о том, что вопросы стимулирования
производственной динамики на уровне
конкретного предприятия
Значит, возникает необходимость в методической разработке факультативных занятий по экономике в средней школе, посвященных данной тематике.
Предлагаемая в настоящем
Опишем, в чем именно состоит применение методов проблемного обучения в данной методической разработке с привязкой к урокам. В предыдущих двух главах настоящей дипломной работы содержится много материала по теории и практике мотивации труда. Весь этот материал не может быть изложен в средней школе, да еще за три урока. Поэтому, согласно основным положениям теории проблемного обучения, необходимо выделить одну укрупненную проблему, которая в дальнейшем разбивается на две-три подпроблемы; после такого разбиения учащиеся должны будут научиться применять решения обозначенных подпроблем на примере конкретной практической ситуации. Отметим, наконец, что для рассматриваемой методической разработки неприменим термин «модуль учебного материала», поскольку, во-первых, этот термин объединяет большое количество материала, во-вторых, модуль посвящается материалу общей направленности.
Итак, проблема, обсуждаемая в методической
разработке – каким образом стимулировать
производительность труда на малом
предприятии. Самое общее решение
этой проблемы, которое должно быть
сообщено учащимся на первом уроке
со ссылкой на Маслоу, заключается
в мотивации труда путем
Занятие 1. Удовлетворение материальных потребностей как средство мотивации труда
План урока
Тема: «Удовлетворение материальных потребностей как средство мотивации».
Дидактическая цель: Усвоить, что мотивация труда является главной движущей силой стимулирования производственной динамики малого предприятия, а также усвоить, каким образом заработная плата, удовлетворяющая материальные потребности сотрудников, является также и стимулом мотивации труда.
Воспитательная цель: Воспитывать убежденность в необходимости получаемых знаний.
Развивающая цель: Развивать экономическое мышление и творческие способности учащихся применительно к теме.
Тип урока: Монологическое изложение материала в стиле, выбранном учителем.
Оснащение: Учебная литература, конспекты, письменные принадлежности.
Структура урока:
Введение и организация урока 1-2 мин.
Организация урока, как правило, начинается с приветствия, проверки готовности аудитории к уроку и наличие учащихся на уроке. Затем необходимо сообщить тему урока и какие цели необходимо достичь.
В течении нескольких минут необходимо сообщить учащимся название, цели и задачи темы, которую предстоит изучить.
Закрепление материала – 5-8 мин. Необходимо задать несколько вопросов и определить усвоение материала учащимися.
Урок заканчивается
Материал к уроку
Одним из универсальных методов управления мотивацией большинства работников может быть метод воздействия на мотивы вознаграждения как на цель деятельности. Одним из основных видов вознаграждения являются деньги, вступившие в качестве инструмента удовлетворения, в первую очередь, низших потребностей.
При этом деньги являются наиболее очевидным средством вознаграждения работников предприятия. Сторонники содержательных теорий мотивации относят деньги к второстепенным факторам труда. Тогда как процессуальные теории убеждают, что материальные стимулы ведут к усилению мотивации.
Необходимо отметить, что оплата
труда является непосредственным мотивирующим
фактором, но только при условии, что
она непосредственно зависит
от результатов труда. Кроме того,
должны выполняться некоторые общие
условия: работники должны быть убеждены
в наличии устойчивой связи между
зарплатой и
· часть, связанная с должностными обязательствами – постоянна и равна у всех с равными должностями;
· часть, связанная с выслугой лет – равна у всех с одинаковым периодом работы, но периодически пересматривается;
· главная часть, зависящая от достигнутых результатов – варьируется у каждого работника.
При этом не стоит упускать из виду некоторые побочные аспекты мотивации с помощью денег. При достижении определенного уровня благосостояния или в определенных ситуациях мотивирующий фактор уменьшает свое влияние на поведение работников.
Одной из главных проблем управления мотивацией является то, что структура потребностей каждого отдельного человека является в значительной мере индивидуальной и определяется не только его текущей работой, местом в социальной иерархии, ранее приобретенным опытом, но и значительным количеством индивидуальных особенностей.
Другой проблемой управления мотивацией будет являться необходимость комплексного наблюдения за работниками для определения их активных потребностей. Для этого необходимы регулярные исследования мотивации персонала.
В качестве некоторых методов
повышения эффективности труда
в организации через
· содействие развитию конструктивных неформальных групп как инструмента социального взаимодействия персонала между собой;
· проведение регулярных совещаний с подчиненными не только для принятия основных решений, но и для обсуждения текущих вопросов;
· обеспечение эффективной обратной связи по результатам работ;
· привлечение персонала к формулированию отдельных целей и разработке решений;
· содействие переподготовки и повышению квалификации персонала и т. д.
Таким образом, мотивация
в своем проявлении имеет определенные
закономерности, которые, при их учете,
помогают менеджерам повысить эффективность
влияния на поведение подчиненных,
добиться более высоких показателей
производительности труда, избежать трудовых
конфликтов. При этом необходимо отметить,
что ценность тех или иных закономерностей
мотивации у различных
Урок 2. Удовлетворение нематериальных потребностей как средство мотивации труда
Материал к уроку
Помимо материальных, у сотрудников
возникает необходимость
· потребность власти – желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или неоправданному применению силы, надо готовить к занятию высших руководящих должностей;
· потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения. Перед людьми с потребностью успеха менеджеры должны ставить задачи с умеренной степенью риска, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач;
· потребность в причастии. Означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Руководителя должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Кроме этого, такая атмосфера должны поддерживаться и развиваться.