Налоговая политика как метод стимулирующего воздействия на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные аспекты налоговой политики.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
Определить сущность и функции налогов.
Охарактеризовать теории влияния налогов на рыночную экономику.
Проанализировать налоговую политику РФ.
Рассмотреть существующие и предложить направления оптимизации налоговой политики с целью повышения ее роли в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение 2
1. Налоги в экономической системе государства 4
1.1 Сущность и функции налогов. 4
1.2 Теории влияния налогов на экономику 10
2. Исследование налоговой политики РФ. 17
2.1 Понятие и виды налоговой политики 17
2.2 Анализ налоговой политики РФ 28
3. Проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики РФ…37
3.1 Направления оптимизации налоговой политики с целью повышения ее роли в рыночной экономике РФ……………..…………………………………43
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение 1. 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ-УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕНЫЙ  КОМПЛЕКС»

 

Кафедра: «Государственное управление и финансы»

 

Допустить к  защите ________________

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине  «Государственное регулирование экономики»

 

Тема: «Налоговая политика как  метод стимулирующего воздействия на экономику»

 

 

Студент                                                                                            Е.И. Сапрохина 

Группа                                                                                             4-2

Специальность                                                                               080504

Форма обучения                                                                             очно-заочная

Руководитель                                                                                 Д.А. Логвинов

 

Оценка работы, дата _____________________________

 

 

Орел 2012

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ-УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕНЫЙ  КОМПЛЕКС»

 

Кафедра: «Государственное управление и финансы»

 

 

 

ЗАДАНИЕ

к курсовой работе по дисциплине:

«Государственное  регулирование экономики»

Тема: «Налоговая политика как метод стимулирующего воздействия на экономику»

 

 

Студент                                                                              Е.И. Сапрохина

Группа                                                                                              4-2

Специальность                                                                                080504             

Форма обучения                                                                              очно-заочная         

Задание принял

Руководитель                                                 Н.Е. Дмитриева

Дата выдачи задания

Срок сдачи курсовой работы

 

 

Орел 2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эффективная налоговая  система и взвешенная налоговая  политика является ключевым звеном экономической  политики государства. Она представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций, между доходами и расходами государства. В условиях рыночной экономики государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Тема работы является актуальной, так как в условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия.

Цель работы – рассмотреть основные аспекты  налоговой политики.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

  1. Определить сущность и функции налогов.
  2. Охарактеризовать теории влияния налогов на рыночную экономику.
  3. Проанализировать налоговую политику РФ.
  4. Рассмотреть существующие и предложить направления оптимизации налоговой политики с целью повышения ее роли в рыночной экономике.

Объектом исследования является  налоговая система и  осуществляемая государством налоговая  политика.

Предметом исследования является налоговая политика как метод стимулирующего воздействия на экономику.

Структурно  работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе  рассмотрены теоретические основы изучаемой проблемы.

Во второй главе  проведен анализ современной налоговой политики России.

В третьей главе  анализируются проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики.

 В работе использованы материалы экономической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий.

 

1. Налоги в экономической  системе государства

1.1 Сущность  и функции налогов

 

Понятие «налог»  уходит своими корнями в глубь  веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.

Налог – элемент  общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских  трактатах античных мыслителей. С  философской позиции налог представляется общественно необходимым явлением, то есть общественным благом. С его помощью, посредством обобщения части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие меду общественными, корпоративными и личными экономическими интересами, и на этой основе обеспечивается общественный прогресс.

По своей  сущности налог представляет собой  экономико – правовую категорию. С одной стороны, он есть часть  созданного, выраженного в денежной форме, принадлежащего собственнику, которая  уплачивается им государством и перераспределяется в общественных интересах, что определяет имущественную и фискально – социальную природу налога. С другой стороны, через категорию налога формируются особые бюджетно – финансовые, публично – правовые отношения между федерацией, ее субъектами и налогоплательщиками. В этом смысле налог является инструментом экономического и межбюджетного регулирования. [8, c. 22].

Законодательное определение налога (сбора, пошлин) впервые в РФ было дано в ст. 2. ФЗ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

По мнению законодателей, налог представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц. Однако это определение не раскрывает существенных правовых признаков налога и не содержит юридических критериев для отличия налогового платежа от неналогового.

Восполняя явные  проблемы и неточности законодательства и теории, пытался решить проблему определения налога Конституционный  суд РФ, который в своем постановлении  от 11.11.1997 №16-П указал, что налоговый  платеж – это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, и обеспечения мерами государственного принуждения.

Таким образом, суд подчеркнул ряд существенных юридических признаков налога, необходимых для понимания его сущности.

Справедливо отмечается авторским коллективом Брызгалина А.В., что представляется очевидным, что решающее значение дефиниция налога приобретает именно в праве, поскольку, во-первых, точное уяснение содержания категории «налог» способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающих право частной собственности плательщика; во-вторых, понятие налога должно быть одной из отправных точек при подготовке законов, регулирующих порядок установления и взимания налоговых платежей; в-третьих, четкое понимание термина «налог» позволяет определить объем полномочий и компетенцию налоговых органов [5, c. 25].

Определение, отражающим самую глубинную сущность экономической категории «налог», является определение, данное в ст. 8 НК РФ, где под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических, с целью финансирования государства и муниципальных образований.

Налогу с  позиции всеобщности свойственны  отличительные черты, создающие  индивидуальную специфику общественного  предназначения. В соответствии с  этими признаками и формируется  конкретная налоговая система, применительно  к условиям базиса надстройки подбираются виды налогов и определяются условия их практического действия.

Основными признаками налога, существующего на поверхности  экономической действительности, уже  как форма выражения сущности экономической категории, являются следующие [8, c. 24]:

  • налог – обязательный денежный платеж, устанавливаемый исходя из экономических реалий, но строго императивно;
  • в налоге выражен повсеместный охват дохода, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;
  • налог, используемый для пополнения доходов бюджета, не должен препятствовать развитию производства на новой структурно – технической основе.

В налоге должны соизмерятся на практике его фискальные и регулирующие «способности».

Последнее свойство налога наиболее значимо, так как оно обеспечивает наибольшую рациональность налогового механизма.

Использование налога на практике подчиняется четким принципам. Их можно разделить на фундаментальные и прикладные или  организационно – экономические. Фундаментальные  принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного пространства и времени.

Фундаментальные принципы существования налога (научно осознанного в процессе налогообложения) были разработаны Адамом Смитом [9, c. 18]:

  1. «Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, то есть соразмерно доходам, которыми он пользуется под охраной правительства». Это – принцип равенства налогообложения.
  2. «Налог, который обязан уплатить каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому». Это – принцип определенности.
  3. «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика». Это – принцип удобства.
  4. «Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». Это – принцип дешевизны.

В условиях тоталитарного  государства налог утрачивает эти  принципы. Налогообложение приобретает  одностороннюю фискальную направленность.

Налог становится простой формой субъективистского  управления перераспределением созданной  стоимости. Такое использование налога преследует единственную цель: за счет максимальной централизации валового национального продукта в руках государства обеспечить экономические устои тоталитарного государства.

Отсюда следует, что вопросы сущности налога как  экономической категории не только важны с научной точки зрения, они необходимы и для практики. Поэтому в случае принятия законов о налоговой системе или налогообложения без учета требований экономических законов в реальной жизни происходит утрата налогом своей объективности, то есть его отрыв от экономического базиса. И это непосредственно влияет на экономические интересы граждан, снижая, а зачастую и препятствуя их удовлетворению.

Классификация налогов по территориальному признаку согласно Налоговому кодексу.

Виды налогов:

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Этот вид  налогов устанавливается федеральным  законодательством и является обязательным для уплаты на всей территории государства.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Региональные  налоги устанавливает помимо федерального, еще и региональное законодательство, то есть законодательство каждого конкретного субъекта федерации. Такие налоги обязательны для уплаты только на территории соответствующего региона. При этом налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяет региональное законодательство. Например, в г. Орле установлены следующие виды налогов: земельный (в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых автостоянками, гаражами, жилыми помещениями и прочих земель), налог на имущество организаций, единый налог на вмененный доход для предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, транспортный налог и др.)

Информация о работе Налоговая политика как метод стимулирующего воздействия на экономику