Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть основные аспекты налоговой политики.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
Определить сущность и функции налогов.
Охарактеризовать теории влияния налогов на рыночную экономику.
Проанализировать налоговую политику РФ.
Рассмотреть существующие и предложить направления оптимизации налоговой политики с целью повышения ее роли в рыночной экономике.
Введение 2
1. Налоги в экономической системе государства 4
1.1 Сущность и функции налогов. 4
1.2 Теории влияния налогов на экономику 10
2. Исследование налоговой политики РФ. 17
2.1 Понятие и виды налоговой политики 17
2.2 Анализ налоговой политики РФ 28
3. Проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики РФ…37
3.1 Направления оптимизации налоговой политики с целью повышения ее роли в рыночной экономике РФ……………..…………………………………43
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение 1. 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45
Кроме того, за потребителями
остается бесспорное право добиваться
минимизации своих затрат (налогов),
т.е. налицо требование ощутимой возвратности
налогов как в масштабах
Какой бы конкретный принцип ни был положен в основу относительного равенства налоговых обязательств, «демократическое» налогообложение предусматривает, во-первых, равенство по горизонтали и, во-вторых, равенство по вертикали. Первое – это непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении с точки зрения принятых принципов; второе – соответствие дифференциации налоговых обязательств различиям в их положении. Оба принципа, по сути, выражают идею запрета на дискриминацию в налогообложении.
После выбора принципов налогообложения в целом и расчета необходимой суммы следует сформировать общую структуру системы, т.е. выбрать конкретные виды налогов и рассчитать по ним ставки. Такие расчеты осуществляются на базе анализа воздействия налогов на рыночное поведение производителей и потребителей, что позволяет выявить искажающее влияние налогов и, правильно подбирая их характеристики, добиться относительного уменьшения нежелательных искажений.
Приверженцы теории экономики общественного сектора большое внимание уделяют обеспечению возможности общественного контроля за формированием и результатами действия налоговой системы, анализируют различные варианты как перемещения налогов, так и экономические результаты избыточного налогового бремени. Последние представляет собой денежный эквивалент потерь полезности, которые вызываются эффектом замещения, обусловленным налогообложением. Эффект замещения выражает деформирующее воздействие налога, отрицательным результатом которого является искажение соотношения цен, на основе которых осуществляется перераспределение ресурсов.
Для обеспечения процесса
постоянного поступательного
Необходимо отметить, что в послевоенный период истории действовали три основных модели экономического развития, каждая из которых отводила свое место системе государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики в этом процессе.
Первая из них – «либеральная» модель. Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций.
Вторая модель – «планово – административная экономика». В данной модели экономического развития значение налоговой политики минимально, поскольку государство не решало вопрос распределения прибыли предприятия между собой, с одной стороны, и собственниками предприятия, управляющими и работниками предприятия – с другой. Государство изымало в бюджет основную часть прибыли юридического лица, за исключением той ее индивидуальной части, которая считалась нормативно необходимой для финансирования развития субъекта хозяйствования согласно утвержденному государственному плану.
Третья модель – это условно называемая модель «стратегии ускоренного развития». Для налоговой политики, которую применяют страны, исповедующие стратегию ускоренного развития, характерно большое количество целевых налоговых льгот, которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику. Кроме того, основная тяжесть налогового бремени перенесена посредством прогрессивной шкалы подоходного налога с корпораций на физических лиц. Таким образом, очевидно, что роль налоговой политики в государственном регулировании экономики в странах модели «ускоренного экономического развития» достаточно высока.
Все эти три модели
сходны в одном – даже в странах,
экономическая политика которых
исповедует либерализм, существуют государственное
регулирование экономики и
Приход к власти различных политических партий, имеющих различные взгляды на налогообложение и государственное вмешательство в управление экономикой, может повлиять на ход экономического развития либо путем предоставления частному бизнесу больших свобод, нежели ранее, или же посредством интенсификации государственных интервенций.
Следует учитывать тот факт, что сущность налоговой политики каждой страны определяется различными факторами, такими как общенациональные цели государства, соотношение между различными формами собственности, политический строй. Концепцию построения национальной экономики и национальную налоговую политику разрабатывают государственные органы власти и управления, то есть стоящие в настоящее время у власти политические силы.
Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:
Первый тип – высокий уровень налогообложения, то есть политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При этом пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.
Второй тип – низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенного ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
Трети тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
На практике налоговая
политика осуществляется через налоговый
механизм. Государство придает этому
механизму юридическую форму
посредством налогового законодательства.
Для поддержания высокой
Налоговая политика отражает
тип, степень и цель государственного
вмешательства (регулирования) в экономику
и изменяется в зависимости от
ситуации в ней. Она представляет
собой систему мероприятий
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:
Условно выделяют три возможных типа налоговой политики по регулированию экономики:
1. высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. при выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.
2. низкое налоговое бремя. когда государство максимально учитывает нетолько собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика.
Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат. налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
3. налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций. так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.
Переходя к рассмотрению налоговой политики западных стран хотелось бы отметить, что целостная картина эволюции систем налогообложения ведущих индустриальных стран даст возможность сопоставить российский и западный варианты их реформирования. После Второй мировой войны в тяжелом экономическом положении оказались почти все развитые капиталистические государства, причем экономическая ситуация в странах-победительницах, за исключением США, незначительно отличалась от хозяйственного положения государств, проигравших войну. Западная послевоенная экономика обладала деформированной милитаризированной структурой. Были практически уничтожены нормальные экономические связи между промышленностью, торговлей и финансами. Производство требовало обновления и значительных капитальных вложений. Существовал острый дефицит самых необходимых продуктов. Непрекращающаяся инфляция, не устойчивость валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики, как в развитии сельскохозяйственного производства, так и в обмене своей продукции на деньги.
"Ножницы
цен" между промышленностью
и сельским хозяйством, разрушение
единой системы внутренней и
внешней торговли, утрата, прежде
всего европейскими
Информация о работе Налоговая политика как метод стимулирующего воздействия на экономику