Налоговая политика как метод стимулирующего воздействия на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные аспекты налоговой политики.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
Определить сущность и функции налогов.
Охарактеризовать теории влияния налогов на рыночную экономику.
Проанализировать налоговую политику РФ.
Рассмотреть существующие и предложить направления оптимизации налоговой политики с целью повышения ее роли в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение 2
1. Налоги в экономической системе государства 4
1.1 Сущность и функции налогов. 4
1.2 Теории влияния налогов на экономику 10
2. Исследование налоговой политики РФ. 17
2.1 Понятие и виды налоговой политики 17
2.2 Анализ налоговой политики РФ 28
3. Проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики РФ…37
3.1 Направления оптимизации налоговой политики с целью повышения ее роли в рыночной экономике РФ……………..…………………………………43
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение 1. 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

создание в  обществе благоприятного социального  климата и т.д.

 

 

2.2 Анализ налоговой политики РФ

 

Основными направлениями  налоговой политики на 2011 год и  плановый период 2012 и 2013 годов предусматривалось  внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям:

  • Налоговое стимулирование инновационной деятельности.
  • Налог на прибыль организаций.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Акцизное обложение.
  • Введение налога на недвижимость.
  • Налогообложение имущества (в том числе земельных участков).
  • Налог на добычу полезных ископаемых.
  • Водный налог.
  • Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов.
  • Налоговое администрирование.
  • Упрощение администрирования налогообложения физических лиц.
  • Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212 – ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования» (в ред. от 28 декабря 2010 года.) были установлены пониженные тарифы страховых взносов для ряда организаций.

Выпадающие доходы государственных  внебюджетных фондов в связи с  применением пониженных тарифов  страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

В целях создания механизма  администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ, учитываемых в  размере фактических затрат с  коэффициентом 1,5, предусматривается, что налогоплательщики, использующие указанный порядок учета расходов, должны будут представлять в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР, оформленный в соответствии требованиям, установленными национальным стандартом.

В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщику предоставляется право формировать в налоговом учете резервов предстоящих расходов на НИОКР. При этом предусматривается, что налогоплательщик на основании разработанных и утвержденных им программ самостоятельно принимает решение о создании резервов, отражая соответствующее решение в учетной политике для целей налогообложения. При этом расходы налогоплательщика, осуществляемые им при реализации указанных программ, производятся за счет такого резерва.

В Кодексе закрепляются обязанности ведения налогового учета расходов на НИОКР (аналитический учет по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов на НИОКР).

В рамках совершенствования  администрирования налога на добавленную  стоимость Государственной Думой  одобрен во втором чтении внесенный Правительством РФ проект федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации», который, в частности, предусматривает сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях.

Законопроект предусматривает  исключение из данного перечня документы, подтверждающие фактическое поступление  выручки от реализации товаров (работ, услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

Федеральным законом  от 27 июля 2010 г. №229 – ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» обеспечено широкое использование электронных документов при взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками, налоговых органов с иными участниками налоговых отношений, а так же налогоплательщиков между собой при выставлении счетов – фактур по налогу на добавленную стоимость.

Последовательно реализуются  меры налоговой политики, направленные на упрощение процедур учета в  налоговых органах организаций и физический лиц, совершенствование порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок, вводятся дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.

В частности, В Кодексе  закреплено право налогоплательщика  знакомится с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.

Принят федеральный  закон от 7 июня 2011 г. №132 – ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанный закон вводит налоговую льготу по налогу на имущество  в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности – в течении трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

Федеральным законом  от 27 июля 2010 г. №229 – ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» внесены изменения в порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога, инвестиционного налогового кредита. Положения Кодекса об отсрочке (рассрочке) по уплате налога распространенны на пени и штрафы.

Отсрочка (рассрочка) может  быть предоставлена заинтересованному  лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в  установленный срок, однако имеются  достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным  лицом такого налога возникает в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка).

Увеличенная сумма инвестиционного  налогового кредита с 30 до 100 процентов  стоимости приобретенного заитерисованной  организацией оборудования, используемого  для проведения научно – исследовательских или опытно – конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства.

Федеральным законом  от 28 декабря 2010 г. №395 – ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность, удовлетворяющих предусмотренным Кодексом критериям, ставка налога на прибыль установлена в размере 0 процентов. Указанные положения применяются с 1 января 2011 года до января 2020 года.

Данная мера должна способствовать поддержке организаций, осуществляющих деятельность в областях образования  и здравоохранения, за счет направления  средств, сэкономленных в результате применения нулевой налоговой ставке, на развитие собственной деятельности.

В связи с созданием  технопарка «Сколково» приняты специальные  меры, связанные с налогообложением прибыли инновационных компаний, получивших статус участника проекта  по осуществления исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. №244 – ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

В частности, согласно внесенным  в главу 25 Кодекса изменениям, участники  проекта получили возможность использования освобождения от уплаты налога на прибыль организации в течении 10 лет с момента регистрации в качестве участника проекта при условий, что размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) такого участника не превышает 1 млрд. руб. в год.

При превышении предельного размера выручки в размере 1 млрд. руб. в год участник проекта получает право на применение ставки 0% при налогообложении прибыли в размере, не превышающем 300 млн. руб. нарастающим итогом с момента применения указанной ставки.

Дополнительные меры налогового стимулирования инновационной деятельности реализованы Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. №395 – ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с указанным Федеральным законом с 1 января 2011 года предусмотрена возможность списания в налоговом учете стоимости нематериальных активов инновационной направленности в течении трех лет через механизм амортизации.

Указанным Федеральным  законом также предусмотрено освобождение от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходов, полученных при реализации приобретенных начиная с 1 января 2011 года долей, а также акций российских организаций, не обращающихся на рынке ценных бумаг, и акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и являющихся акциями высокотехнологичного сектора экономики, при условии, что на дату реализации иного выбытия таких долей они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более 5 лет.

К мера поддержки модернизации можно отнести изменения, внесенные  Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. №308 – ФЗ в главу «Налог на имущество организаций» Кодекса. Указанным законом предусмотрено уменьшение налоговой базы на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию или модернизацию вводимых, реконструируемых или модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта, учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

В соответствии с принятыми  решениями были внесены следующие  изменения в части порядка  исчисления и уплаты налога на прибыль  организаций:

  • в два раза (с 20 000 до 40 000 руб.) увеличена первоначальная стоимость объекта для признания его основным средством или амортизируемым имуществом;
  • с 2011 года организация может перейти на уплату квартальных авансовых платежей, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал (ранее – 3 млн. руб.);
  • с 1 января 2011 года убытки от использования объектов обслуживающих производство и хозяйств признаются в размере фактических затрат при аналогичности условий деятельности налогоплательщика и специализированных организаций, для которых такая деятельность является основной. Ограничение указанных расходов нормативами, утвержденными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отменено.

В соответствии Планом реализации комплекса мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции и производства этилового спирта, в 2010 году было произведено увеличение ставок акцизов на период 2011–2013 годов. В соответствии с принятыми решениями наиболее существенно возросли ставки на нефтепродукты, а так же на табачную продукцию.

Кроме того, с 1 января 2011 года с целью стимулирования повышения  качества нефтепродуктов введена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок по мере повышения класса указанных нефтепродуктов.

В рамках выполнения Плана  реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации  местного налога га недвижимость, формируется  нормативная правовая база, необходимая для проведения кадастровой оценки объектов недвижимости.

В Кемеровской, Тверской, Калужской областях и в Республике Татарстан протестированы Методические рекомендации по определению кадастровой  стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения, утвержденные приказом Минэкономразвития России.

В октябре 2010 года подписан протокол к российско – кипрскому  соглашению об избежании двойного налогообложения.

Новые положения, вводимые в соглашение протоколом, позволят российским налоговым органам повысить эффективность обмена информацией с кипрскими налоговыми органами, в том числе сведениями о реальных получателях доходов в виде дивидендов, процентов и роялти от источников в Российской Федерации, а также более эффективно противодействовать использованию соглашения в неблаговидных целях налоговыми резидентами России, Кипра и третьих стран.

Также подписано российско  – латвийское соглашение об избежании  двойного налогообложения, положения  которого позволит устранить двойное налогообложение российских организаций и физических лиц от источников в Латвии, а также наладить эффективный информационный обмен с налоговыми органами Латвии и противодействовать злоупотреблениями в налоговой области.

Завершены аналогичные переговоры с Белоруссией, Люксембургом, Швейцарией, а так же КНР, продолжаются переговоры с Австрией, Казахстаном, Финляндией.

При обсуждении налоговой  политики важным является вопрос о  действующем уровне налоговой нагрузки в российской экономике, а также о том, насколько налоговая нагрузка в России сопоставима с аналогичными показателями в различных странах, является ли она высокой или низкой.

В таблице 1 приведены  данные о величине и структуре  доходов расширенного правительства  Российской Федерации в 2005–2010 годах.

Информация о работе Налоговая политика как метод стимулирующего воздействия на экономику