Налоговая политика как метод стимулирующего воздействия на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные аспекты налоговой политики.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
Определить сущность и функции налогов.
Охарактеризовать теории влияния налогов на рыночную экономику.
Проанализировать налоговую политику РФ.
Рассмотреть существующие и предложить направления оптимизации налоговой политики с целью повышения ее роли в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение 2
1. Налоги в экономической системе государства 4
1.1 Сущность и функции налогов. 4
1.2 Теории влияния налогов на экономику 10
2. Исследование налоговой политики РФ. 17
2.1 Понятие и виды налоговой политики 17
2.2 Анализ налоговой политики РФ 28
3. Проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики РФ…37
3.1 Направления оптимизации налоговой политики с целью повышения ее роли в рыночной экономике РФ……………..…………………………………43
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение 1. 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

К местным налогам относятся:

1) земельный  налог;

2) налог на  имущество физических лиц.

Порядок и сроки  уплаты таких налогов определяются правовыми актами органов муниципальных образований, то есть органов местного самоуправления о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Налоги по способу  взимания бывают прямыми и косвенными.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков.

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов  на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков.

В зависимости  от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные  налоги.

Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход.

Регрессивный  налог характеризуется взиманием  более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с  высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем  доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

Пропорциональный  налог – это, когда применяется  единая ставка для доходов любой  величины. Пропорциональный налог может  оказаться регрессивным: если из реально  получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

Аккордные и подоходные.

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода. Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций. Нельзя не согласиться  с мнением С.Г. Пепеляева, который определил функции налогов как направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношение, обладающее постоянством, раскрывающее сущность налога и реализующее социальное назначение государства. Исследователи, изучающие проблемы функций налогов на протяжении продолжительного периода времени, не пришли к единому мнению относительно количества функций налога, их взаимосвязи и приоритетности.

Одни авторы называют лишь одну экономическую функцию  налогов, выделяя две ее главные  составляющие, фискальную и регулирующую. Лазарев В. называет еще стимулирующую функцию налогов, подразумевая под ней воздействие государства на процессы воспроизводства посредством налоговых льгот, различных вычетов, отсрочек и рассрочек налоговых кредитов и преференций, призванных стимулировать хозяйственную активность налогоплательщиков. Некоторый авторы выделяют политическую функцию налогов, обосновывая свою точку зрения тем, что налоги влияют на социальную структуру общества в целом и имеют значение в качестве контрольного института.

Нехайчик В.К. выделяет три функции: фискальную, социальную, регулирующую.

Абрамов М.Д. называет восемь функций налогов [2, c. 29]:

  1. реализация конституционных основ налогового федерализма установлением совместной налоговой компетенции Федерации и ее субъектов (конституционная);
  2. создание общего налогового режима в интересах формирования единого рынка (координирующая);
  3. обеспечение доходов бюджетов разного уровня (фискальная);
  4. регулирование через систему налоговых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности (стимулирующая);
  5. координация и контроль финансовой деятельности с использованием госорганами налоговых методов (контрольная);
  6. влияние налоговых отношение на возникновение условий для согласования и взаимодействия различных финансовых и правовых сфер в интересах развития современного права в сфере экономики и финансов (межотраслевая);
  7. формирование системы норм налогового законодательства и его кодификация (правовая);
  8. защита национальных экономических интересов регулированием таможенных и валютных обязательных платежей, специальным налоговым режимом иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства (внешнеэкономическая).

Обобщая точки зрения различных авторов и дополняя их, можно отметить, что налогам  присущи следующие функции:

  1. фискальная – проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;
  2. регулирующая – осуществляется в двух направлениях: регулирование рыночных, товарно-денежных отношений и регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости;
  3. стимулирующая – с помощью этой функции государство стимулирует технический прогресс и социально – экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест;
  4. распределительная – с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат;
  5. контрольная функция – способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и, в конечном счете, позволяет определить необходимость реформирования налоговой системы.

1.2 Теории влияния  налогов на рыночную экономику

налоговый экономика реформирование рыночный

В конце XVII в. многие государства Европы испытывали острую нужду в стабильных источниках доходов, и это обстоятельство активизирует финансовую мысль. Появляются труды знаменитых английских философов и экономистов Т. Гоббса и Д. Локка, в которых особое внимание уделяется налогам.

Буржуазные государства практически  не имели какой-либо приносящей доходы собственности, не имели возможности  продавать должности. В то же время  им необходимо было создавать и содержать  достаточно громоздкий аппарат управления. Поэтому возникла потребность в регламентации налоговых платежей государством и контроле над действиями правительства со стороны общества в лице его представителей в парламенте. Начиная с А. Смита, многочисленные теоретики уже не отрицают налоги как форму изъятия, а, наоборот, признают ее как одну из самых приемлемых для капиталистической системы. И на протяжении почти 150 лет проблемы налогообложения находятся в центре внимания крупнейших ученых Запада и России [3, c. 158].

При веем разнообразии рассматриваемых  аспектов проблемы и анализируемых временных периодов во всех этих трудах прослеживается подход к экономической сущности налога как к единственному регулятору, поскольку любая величина налогового изъятия не могла быть нейтральной, она либо ослабляла воспроизводственные функции частных хозяйств, либо увеличивала. Поэтому так важно было теоретически обосновать объемы и сроки налогообложения, сферы изъятия (доходы, рента, потребление), подсчитать издержки, правильно выбрать объекты обложения, оценить их и установить ставки налогов.

Приверженцы кейнсианства предлагали «жесткую налоговую политику», предусматривающую  «систему повышенного налогообложения  крупных доходов и наследства и льготного обложения низких доходов, стимулируя склонность к сбережениям». Дж. Кейнс считал, что именно такая политика отвечает одновременно двум основным требованиям: экономической целесообразности и социальной справедливости, так как сглаживает несправедливое распределение богатства и доходов и одновременно благоприятствует росту капитала. (Приложение Б)

В истории экономических учений этап 1940 – первой половины 1970-х гг. принято именовать «веком кейнсианства», имея в виду, что данное направление  играло доминирующую роль в академических  и правительственных кругах экономически развитых капиталистических стран. Но для основной модели Дж. Кейнса характерна статичность, когда все экономические процессы рассматриваются в рамках краткосрочного периода, а размеры производства не изменяются во времени.

С середины 1970-х гг. инфляция, спровоцированная наряду с другими причинами повышенным вниманием правительств к увеличению совокупного спроса через непроизводительные бюджетные расходы, стала постоянным параметром макроэкономической динамики. Период 1970-х гг. явился временем «второго кризиса экономической теории» Запада ХХ в, под которым прежде всего подразумевают кризис кейнсианства как генеральной концепции государственного воздействия на экономику через совокупный спрос и приоритет налогово-бюджетной политики с акцентом на политику дефицитного финансирования. Выдвигаются требования сбалансированности бюджета путем резкого сокращения социальных программ, доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, умеренных налогов. На этой волне, усилиями главным образом экономистов США, формируется теория экономики предложения.

Ее сторонники, так называемые сэплайсайдеры, представляют неоклассическую экономическую  теорию на базе теории предельной эффективности  факторов производства и своевременного монетаризма. Приверженцы экономики  предложения выступают за самостоятельную, независимую от денежной, бюджетную политику, ибо твердо уверены в высокой эффективности налогового регулирования экономики.

После кейнсианских «провалов» ее сторонники сумели достаточно убедительно ответить на поставленные хозяйственной практикой  вопросы и предложить конструктивные варианты решения многих проблем западной экономики 1970-х гг. По их мнению, такие формы государственного вмешательства в экономику, как кейнсианское антициклическое регулирование, бюджетное перераспределение доходов, подавление инфляции и т.д. признаются вредными, расстраивающими механизмы рынка и порождающими хозяйственные трудности.

Центральное место в концепции  принадлежит проблеме сбережений, недостаток которых обусловлен несовершенством  налоговой системы, уменьшением  реальных доходов, остающихся после налогообложения, когда начинает действовать механизм сокращения личных сбережений. Если же наряду с непомерно высоким налогообложением прибыли имеет место инфляция, то вероятность снижения дивидендов существенно возрастает, что побуждает акционеров воздерживаться от инвестиций. В том же направлении действует и дополнительный инфляционный налог, равный обычному налогу, умноженному на темп инфляции [7, c. 30].

Новые концепции безработицы, инфляции и экономической динамики образуют теоретический фундамент, на котором основывается неоконсервативный проект реформы государственного регулирования экономики. В качестве основного ее направления рассматривается радикальная реформа системы налогообложения в сторону значительного уменьшения предельных налоговых ставок. Предусматривается, что это снижение должно быть дифференцированным, пропорционально его предельной эффективности. Предлагается в большей степени сократить те виды налогов, которые дают максимально предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и занятости. В первую очередь, это относится к налогам на доходы от капиталовложения. Существенная роль отводилась так же реформе налогообложения лиц с высокими доходами, так как их отличает большая склонность к сбережениям.

В снижении налоговых ставок неоконсерваторы  видят магистральный путь к решению  многих проблем современной экономики. Досрочным последствием снижения налоговых  ставок должен стать не рост бюджетного дефицита, а его сокращение. Эти  закономерности были математически исследованы, и результат известен в мировой экономической науке как эффект А. Лаффера (рис. 1)

 

 

Рисунок 1 – Эффект Лаффера

 

Кривая отражает взаимосвязь  между величиной ставки налогов  и объемом поступления их в  государственный бюджет. При повышении  ставки доходы государства за счет налогов сначала увеличиваются, но только до определенной границы (точки R), после чего повышение налоговой ставки уменьшает налоговые поступления до точки Т.

Высокие налоги снижают  стимулы производства и уменьшают  налоговые доходы государства. Вместе с тем кривая не дает точного ответа, при какой ставке налогов их поступления максимальны, так как она различна для разных стран и зависит от многих факторов: размера и структуры государственного сектора, налоговой политики и т.д.

Современная западная экономическая  мысль представлена несколькими  крупными школами, каждая из которых имеет ряд направлений. Некоторые из них базируются непосредственно на основных постулатах кейнсианства, другие им противоречат. Но при всей противоположности взглядов, практически все представители современных научных школ признают, что развитые государства функционируют в условиях смешанной экономики, требующей государственного регулирования.

В последнее двадцатилетие  формируется и в настоящее  время развивается относительно новая наука – экономика общественного  сектора., представляющая несколько  иную, чем прежде, систему взглядов на роль государства и теорию государственных финансов.

В теории экономики общественного  сектора в ее понимании роли и  назначения государства соответственно серьезно скорректированы взгляды  на роль конкретных финансовых институтов. В этой связи, например, налоги рассматриваются не как способ мобилизации средств на содержание неких неэкономических структур, а, скорее, в качестве формы, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам. Предполагается, что государство и его органы, подобно другим производителям товаров и услуг, должны получать ресурсы лишь постольку, поскольку им удается продемонстрировать потребителям (налогоплательщикам) свою способность удовлетворять их запросы лучше потенциальных конкурентов.

Информация о работе Налоговая политика как метод стимулирующего воздействия на экономику