Налоговая политика как метод стимулирующего воздействия на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные аспекты налоговой политики.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
Определить сущность и функции налогов.
Охарактеризовать теории влияния налогов на рыночную экономику.
Проанализировать налоговую политику РФ.
Рассмотреть существующие и предложить направления оптимизации налоговой политики с целью повышения ее роли в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение 2
1. Налоги в экономической системе государства 4
1.1 Сущность и функции налогов. 4
1.2 Теории влияния налогов на экономику 10
2. Исследование налоговой политики РФ. 17
2.1 Понятие и виды налоговой политики 17
2.2 Анализ налоговой политики РФ 28
3. Проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики РФ…37
3.1 Направления оптимизации налоговой политики с целью повышения ее роли в рыночной экономике РФ……………..…………………………………43
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение 1. 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1 – Доходы бюджета  расширенного правительства РФ в 2005–2010 годах. (% ВВП)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы всего

39,7

39,5

39,9

38,8

35,1

35,3

Налоговые доходы и платежи

36,5

36,1

36,2

36,2

31,0

31,7

Налог на прибыль организаций

6,2

6,2

6,5

6,1

3,3

4,0

Налог на доходы физических лиц

3,3

3,5

3,8

4,0

4,3

4,0

Налог на добавленную  стоимость

6,8

5,6

6,8

5,2

5,3

5,6

Акцизы

1,2

1,1

0,9

0,8

0,9

1,1

Таможенные пошлины

7,5

8,3

7,0

8,4

6,5

6,4

Налог на добычу полезных ископаемых

4,2

4,3

3,6

4,1

2,7

3,2

Единый социальный налог

5,5

5,4

5,6

5,5

5,9

5,2

Прочие налоги и сборы

1,9

1,9

2,0

1,9

2,2

2,2


 

Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов  на протяжении последних шести лет  существенно снизилась – с 36,5% ВВП в 2005 году до 31,7% ВВП по итогам 2010 года.

При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения  налогами и пошлинами добычи и  экспорта нефти и нефтепродуктов.

По оперативным  данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-октябре 2011 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 8083,9 млрд. рублей, что на 28,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В октябре 2011 г. поступления в консолидированный бюджет составили 884,4 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 16,7% [10].

Основную часть  налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета  в январе-октябре 2011 г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций – 24,3%, налога на добычу полезных ископаемых – 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан – 19,3%, налога на доходы физических лиц – 19,0% [10].

В январе-октябре 2011 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 7252,3 млрд. рублей (89,7% от общей суммы налоговых доходов), региональных – 484,9 млрд. рублей (6,0%), местных – 111,3 млрд. рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом – 231,8 млрд. рублей (2,9%) [10].

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-октябре 2011 г. составило 1966,4 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 32,4%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-октябре 2011 г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,2 процентного пункта и составила 95,1%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов увеличилась на 0,2 процентного пункта и составила 3,9%. В октябре 2011 г. поступление налога на прибыль организаций составило 193,9 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 26,7%.

В январе-октябре 2011 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1534,2 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 10,9% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В октябре 2011 г. поступление налога на доходы физических лиц составило 156,3 млрд. рублей, что на 3,5% больше, чем в предыдущем месяце [10].

В январе-октябре 2011 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 502,1 млрд. рублей, что на 37,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (94,1%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В октябре 2011 г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 52,8 млрд. рублей, что на 8,0% меньше по сравнению с предыдущим месяцем [10].

По оперативным  данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому  социальному налогу, уплате пеней  и налоговых санкций), в консолидированный  бюджет Российской Федерации на 1 ноября 2011 г. составила 697,4 млрд. рублей. По сравнению с 1 января 2011 г. она сократилась на 0,9%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых – на 70,2%, налогу на прибыль организаций – на 4,5%, налогу на добавленную стоимость – на 0,7%. Увеличилась задолженность по акцизам в целом на 6,2%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 ноября 2011 г. составила 360,2 млрд. рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2011 г. на 8,8%.

Недоимка по налоговым платежам на 1 ноября 2011 г. составила 306,2 млрд. рублей (43,9% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011 г. она сократилась на 2,6%, в том числе по налогу на прибыль организаций – на 33,9%. Увеличилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых на 35,8%, акцизам в целом – на 15,9%, налогу на добавленную стоимость – на 7,4%.

Урегулированная задолженность на 1 ноября 2011 г. составила 384,8 млрд. рублей (55,2% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011 г. она увеличилась на 1,9%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства – 214,4 млрд. рублей (55,7%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами – 113,8 млрд. рублей (29,6%).

В 2011 г. и среднесрочной перспективе должно быть обеспечено решение семи основных проблем в области налоговой политики:

1) введение в  действие начиная с 2012 г. новых правил регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях, предоставление возможности крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга (ввести в законодательство РФ институт консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций);

2) завершение подготовки к введению местного налога на недвижимость по мере готовности субъектов РФ начать взимание данного налога в 2012 г.;

3) инвентаризация  установленных федеральным законодательством  льгот по региональным и местным  налогам и оценке их эффективности: по налогу на имущество организаций и земельному налогу;

4) систематизация  действующих льгот и их оценка  на предмет согласованности и  проблем администрирования, выявление  налоговых льгот, которые наиболее  актуальны в целях модернизации  производства и внедрения инноваций;

5) совершенствование  механизмов налогообложения нефтяной  и газовой отрасли, табачной  и алкогольной продукции;

6) последовательное  устранение элементов налоговой  системы, которые препятствуют  инновационному развитию:

– внесение изменения в порядок применения амортизационной премии, с тем чтобы при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать примененную в отношении их 30%-ную амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления данной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже;

– распространение повышающего коэффициента для учета в расходах затрат на НИОКР с повышающим коэффициентом 1,5 на правоотношения, возникшие с 2009 г., с момента, когда была введена эта льгота, по желанию налогоплательщиков;

7) переход в  ближайшее время от системы  налогообложения в виде ЕНВД  к патентной системе налогообложения,  критерием должно стать создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы  и перспективы совершенствования  налоговой политики РФ

3.1 Направления оптимизации налоговой политики с целью повышения ее роли в рыночной экономике

 

В период 2012–2014 годов  будет продолжена реализация целей  и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями  налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».

Взимание налогов и  сборов может оказывать различные  эффекты на поведение экономических  агентов, создавать различные стимулы  как для организаций, так и  физических лиц. Однако основной задачей  налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует принимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

В рамках проводимой налоговой  политики основными источниками  повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать  как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты определенных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче полезных ископаемых, а так же от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей отклонения от налогообложения.

При этом необходимым  условием развития российской экономики  является, прежде всего, технологическое  обновление, модернизация производства. Так же ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого  сектора, предоставляющего в том  числе, услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.

Планируется снижение совокупного  тарифа страховых взносов с 34 до 30 процентов, которым облагаются выплаты  на одного работника в размере  до 512 тыс. рублей в год, с одновременным установлением тарифа в размере 10 процентов от суммы выплат, превышающей установленный предел.

В целях более гибкого  регулирования отнесения на расходы  затрат на приобретение, реконструкцию  и модернизацию основных средств в среднесрочной перспективе необходимо продолжить разработку новых подходов к классификации основных средств на группы и определение норм амортизации этих групп, учитывающих скорость развития технологий, влияющих на обновление основных средств.

В целях создания стимулов к модернизации и обновлению основных средств предполагается внести изменения в порядок преминения амортизационной премии, с тем, что бы при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать примененную в отношении их 30% амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотреблением этой льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже.

С 1 января 2011 года в целях  стимулирования долгосрочного венчурного финансирования и повышения привлекательности  инновационного бизнеса для частных  инвестиций была установлена ставка налога на прибыль организаций и  налога на доходы физических лиц в размере 0%, применяемая к налоговой базе по операциям с акциями российский организаций, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг и являющимися акциями высокотехнологичного сектора экономики, при условии владения этими акциями на праве собственности или иной вещном праве более 5 лет.

В целях реализации демографической  и социальной политики подготовлен  проект федерального закона «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса РФ о признании  утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», предусматривающий увеличение размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей. В частности, вычет в размере 3000 рублей будет предоставляться на каждого третьего и последующего ребенка.

Информация о работе Налоговая политика как метод стимулирующего воздействия на экономику