Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:49, курсовая работа
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственная бюджетная политика. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Распад Советского союза и образования независимости Кыргызской Республики сопровождался поисками более эффективной системы для государственного регулирования экономики.
При этом предлагается зачислять
полностью в республиканский
бюджет ниже следующие общегосударственные
налоги, которые ранее распределялись
между уровнями бюджетов в пропорции
65% – в республиканский бюджет,
35% – в местный бюджет:
В направлении улучшения
качества составления и исполнения
бюджетов органами МСУ созданы методические указания
по составлению местных бюджетов, а также
учебный курс для проведения обучающих
семинаров, который продлится до конца
2007 года.
В составе доходов
государственного бюджета налоговые
доходы составляют 20 521,1 млн. сомов (16,8%
к ВВП). В составе доходов
По сравнению с утвержденным бюджетом 2007 года прогнозируемые в 2008 году доходы государственного бюджета увеличатся на 12,3% или на 2 820,1 млн. сомов. Следует отметить, что без учета грантов общие доходы бюджета увеличатся на 13,9% или на 3 011,9 млн. сомов. В 2008 году прогнозируется снижение объема поступлений грантовых средств по сравнению с утвержденным бюджетом 2007 года на 191,8 млн. сомов. Основным источником роста бюджетных доходов станут налоговые поступления, их рост прогнозируется на уровне 16,3% или на 2 877,0 млн. сомов. При этом неналоговые поступления возрастут всего на 4,0% или на 160,8 млн. сомов. Доходы республиканского бюджета увеличатся по сравнению с утвержденным бюджетом 2007 года на 14,0% или на 2 808,5 млн. сомов, в том числе налоговые доходы – на 21,5% или на 3 248,9 млн. сомов, неналоговые доходы – на 2,0% или на 69,7 млн. сомов. Превышение роста налоговых доходов республиканского бюджета над ростом общих налоговых поступлений связано с изменением системы распределения налогов между уровнями бюджетов в результате перехода к двухуровневой схеме межбюджетных отношений.
Особенности расчетов доходов по основным источникам на 2008 год
Структура налоговых поступлений государственного бюджета на 2008 год представлена в нижеследующей таблице (тыс. сом)
2004 ФАКТ |
в % к ВВП |
2006 ФАКТ |
в % к ВВП |
2007 БЮДЖЕТ |
в % к ВВП |
2008 ПРОЕКТ |
в % к ВВП | |
Налоговые поступления |
13 980,5 |
14,9 |
16 361,4 |
16,3 |
17 644,1 |
15,8 |
20 521,1 |
16,8 |
Подоходный налог |
1 442,9 |
1,5 |
1 744,2 |
1,7 |
1 800,9 |
1,6 |
1 893,6 |
1,5 |
Налог на прибыль |
918,6 |
1,0 |
1 283,2 |
1,3 |
1 171,2 |
1,1 |
1 084,9 |
0,9 |
НДС – всего |
6 829,9 |
7,3 |
7 088,6 |
7,1 |
8 205,5 |
<span style=«font-size: 9pt; layout-g |
Объем неналоговых поступлений
за 2008 г. составил 3418,9 млн. сомов при плане-прогнозе
3200,1 млн. сомов или выполнен на 104,6%, что
связано с перевыполнением плана поступлении по процентам
кредитов выданных государством, неналоговых
поступлений ГНИ и поступлений «Кумтор».
В частности:
Эти данные показывают, что перечень основных налогоплательщиков нашей республики не достигает даже сотни. В основном это промышленные предприятия. Доля же промышленности в ВВП, даже с учетом Кумтора, составила за предыдущий год только 21,3%, а без учета – 13,6%. Следовательно, фактическое налоговое бремя небольшого количества налогоплательщиков значительно превышает средний уровень. Эти данные свидетельствуют о необходимости скорейшего и эффективного реформирования существующей системы фискального администрирования в целях кардинального расширения налогооблагаемой базы. В то же время, необходимо отметить основные проблемы фискальной политики, требующие немедленного разрешения:
Во-первых, отсутствие стимулов
к легальной
Во-вторых, отсутствие реальных предпосылок для кардинального расширения налогооблагаемой базы.
В-третьих, отсутствие единой
информационной базы по учету доходов
хозяйствующих субъектов в
В-четвертых, дублирование отдельных функций различными фискальными органами и, как следствие, дополнительные расходы на их содержание.
В-пятых, несовершенство фискального контроля.
В-шестых, недостаточность существующего объема поступлений в бюджет и Социальный фонд для финансирования социальных программ развития и социального обеспечения.
В-седьмых, несовершенство существующей системы фискального администрирования, не исключающей возможности коррупции, контрабанды и других нарушений фискального законодательства.
В-восьмых, несовершенство
действующих нормативных
В-девятых, отсутствие эффективной судебной системы по разрешению фискальных споров.
Основными причинами
недопоступления дивидендов в бюджет
является низкая финансовая дисциплина
предприятий, и объективные финансовые
трудности акционерных обществ,
которые сложились в результате
неэффективной экономической деятельности и
осуществления значительной доли платежей
посредством бартерных сделок и взаиморасчетов,
в результате чего у предприятий нет достаточных
денежных средств для выплаты дивидендов.
По «Доходам специальных средств» фактическое
поступление составило 2132,1 млн. сомов, при плане2000,3 млн. сомов, т.е.
план выполнен на 101,6%. Неисполнение плана
по данной статье связано с тем, что бюджетные
организации значительную часть специальных
средств продолжают использовать через
кассу, минуя систему казначейства, что
способствует сокрытию доходов. Поступление
прибыли Национального банка в государственный
бюджет составило 277,2 млн. сомов или 100%
от плана
В 2008 году году неналоговые
поступления в объеме ВВП снизились
по сравнению с прошлым годом на 18,1%, а удельный вес к общему объему
доходов с грантами на 0,7%. Удельный вес
поступления дивидендов от АО по сравнению
с 2008 г. снизился в объеме ВВП на 0,1% и к общему
объему доходов на 1%, в то время как удельный
вес поступления средств по процентам
от выданных бюджетных ссуд и иностранных
кредитов возрос в объеме ВВП на 0,2% и к
общему объему доходов на 0,5%. Поступление
средств от оказания услуг и от других
специальных средств и грантов по сравнению
с прошлым годом в объеме ВВП возросли
на 0,4%, и снизились на 0,8% к общему объему
доходов с грантами.
2.3 Роль налоговых доходов в формировании республиканского бюджета
При расчете доходов консолидированного бюджета Кыргызской Республики были учтены следующие изменения законодательства в области налоговых поступлений, таможенных пошлин:
снижение ставки налога на прибыль организаций с 20% до 12% с 1 января 2009 года, за исключением субъектов естественных и разрешенных монополий, с 1 января 2009 года сниженная ставка налога будет действовать для всех юридических лиц;
установление плоской
шкалы начисления подоходного налога
с физических лиц путем отмены максимальной ставки налога
в 20%;
Возмещение НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, снизит поступление НДС на внутреннюю продукцию на 728,5 миллион сомов. Сумма НДС, подлежащая возмещению, определена исходя из прогнозируемых объемов экспорта в разрезе предприятий.
3. Налоговая политика и пути совершенствования налоговой политики
3.1 Проблемные параграфы
Введение нового Налогового
кодекса не принесло ничего, кроме
разочарования, лишнего обременения
налоговыми обязательствами, очередного
подрыва доверия к
При этом принятие большинства значимых
решений по ставкам, Перечням, нормативам
и классификациям было отнесено к компетенции
Правительства – подразумевалось, что
данные решения пройдут через сито Министерств,
ответственных за развитие предпринимательства
и экономики, а через них – и через экспертизу
бизнес-сообщества.. Но прошел уже почти
месяц с момента вступления в силу нового
документа и, как показала жизнь, для многих
категорий налогоплательщиков желаемое
кардинально разошлось с действительностью,
и введение нового Налогового кодекса
не принесло ничего, кроме разочарования,
лишнего обременения налоговыми обязательствами,
очередного подрыва доверия к государственной
власти.
Давайте рассмотрим, проблемы
внедрения на практике положения Налогового кодекса и
те полномочия, которые Налоговый кодекс
предоставил Правительству Кыргызской
Республики и Уполномоченному налоговому
органу – ГКНС КР по его реализации.
1. В соответствии с частью 1 статьи 353 и
частью 1 статьи 354 НК КР Правительству
Кыргызской Республики были предоставлены
полномочия по утверждению Перечня видов
деятельности, которые можно осуществлять
на основе добровольного патента, а также
базовой суммы налога. 30 декабря 2008
года Постановление Правительства КР
№733 исключило из Перечня видов деятельности
по добровольному патенту производство
швейных, трикотажных изделий и обуви,
фактически отменив Постановление Правительства
КР №615 от 23 декабря 2005 года, устанавливающего
специальный режим налогообложения –
деятельность по патенту для производства
и реализации швейных и трикотажных изделий
и обуви, и гарантировавшего от имени Правительства
КР сохранение указанного режима на срок
5 лет – до 1 января 2011 года. Непонятно,
как Правительство могло принять решение,
отменяющее собственные ранее выданные
бизнесу гарантии, и, наоборот, очень понятно,
каким может быть отношение к такому Правительству
рядовых граждан. Как мне стало известно,
данные пункты Постановления были приняты
без согласования с Министерством экономического
развития и торговли и Министерством промышленности
и энергетики КР. И, конечно, никто и
не подумал, что принятие такого рода решений
должно осуществляться только на основе
консультаций с бизнес-сообществом. Кстати,
теперь окончательно стало ясно, почему
Высший Экономический Совет, созданный
при Премьер-министре КР Постановлением
Правительства №452 от 16.08.08 г., ни разу не
собрался в течение полугода своего существования:
никто ни с кем советоваться и не собирался.
Кроме того, указанное Постановление в
одночасье без предупреждения, консультаций
и какой-либо подготовительной работы
и разъяснений исключило из перечня видов
деятельности по добровольному патенту
более чем тридцать видов деятельности.
Получился «замечательный» новогодний
сюрприз для предпринимателей: после длительных
новогодних праздников они пришли за патентами,
а их уже не выдают. Ну почему наша власть
поступает с гражданами своего государства,
которые эту власть кормят, столь неуважительно
и непредусмотрительно? Можно подумать,
что у нас республика состоит из двух частей,
живущих на разных планетах, и чтобы связаться
этим двум частям, нужно преодолеть миллионы
парсеков.
Информация о работе Налоговые доходы государственного бюджета Кыргызской Республики