Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:49, курсовая работа
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственная бюджетная политика. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Распад Советского союза и образования независимости Кыргызской Республики сопровождался поисками более эффективной системы для государственного регулирования экономики.
Элементарный расчет показывает, что такой суммы налога деятельности по патенту не может быть даже теоретически: максимальный оборот, который позволяет работать по патенту составляет согласно НК 4 млн. сомов или 333 333 сома в месяц. Налог с продаж от этой максимальной суммы составляет: 333333 х 0,025 = 8 333 сома. При фантастической рентабельности (по чистой прибыли) 33333: 300000 х 100% = 11% налог на прибыль составит 3 333 сома. В итоге получаем максимально возможную сумму налога по добровольному патенту 8 333 + 3 333 = 11 666 сома. А мы знаем, что большинство операций на Дордое осуществляются с торговой наценкой 2 – максимум 5%. Чтобы получить чистую прибыль надо из суммы этой наценки вычесть транспортные расходы и расходы на реализацию, включая зарплату. Ну почему, мы из года в год наступаем на одни и те же грабли и не хотим, хотя бы чуть-чуть подумать, а потом уже принимать решения. Да, перечень деятельности по патенту надо постепенно сокращать, да, стоимость патента надо постепенно увеличивать, приближая к максимальной сумме – с этим нельзя не согласиться. Но постепенно, заранее оповещая и объясняя, почему это делается, в какие сроки, и рекомендуя и обучая альтернативным методам ведения бизнеса. Необходимо учитывать, что за этими решениями стоят судьбы наших граждан, чья энергия, инициатива и риски формирует рынок товаров и услуг, благодаря которым нам есть, что надеть, что есть и пить. И стабильность этой сферы экономики означает и относительную экономическую и социальную стабильность.
Следует иметь в виду, что на юге республики на рынке «Ак-Суу», предприниматели решили подобный вопрос забастовкой и митингом. Предприниматели г. Бишкек пока пытаются решить вопрос цивилизованным путем. Пока. Не следует также забывать, что проект нового Налогового кодекса, вновь написанный по решению нынешнего руководства страны, воспринимается гражданами как судьбоносное решение именно этого руководства и связывается в нашей маленькой республике с конкретными именами. Подобные, мягко выражаясь, «непродуманные» решения относительно столь чувствительного инструмента как налоговые правоотношения дискредитируют деятельность руководства республики и идут вразрез с принципами эффективной фискальной политики, да и просто со здравым смыслом.
2. Кроме того, в феврале
прошлого года по ряду зон
г. Бишкека для расчета земельного налога
был установлен зональный коэффициент
3, а по некоторым районам Иссык-Кульской
области он доходит до 5. В этом году зональные
коэффициенты не установлены, поэтому
в соответствии с частью 2 статьи 141, он
должен приниматься равным 1,0. Однако налоговые
инспекции настаивают на применении коэффициентов
прошлого года, в то время как данный коэффициент
в соответствии с частью 4 статьи 339 Налогового
кодекса даже теоретически может достигать
максимального значения только до 2, 0 (средневзвешенная
оценка равна 1,0).
3. Возможно, из-за неточностей, допущенных в редакции Налогового кодекса, возможно, из-за несовершенства данных Нацстаткома КР, сложилась экономически провальная ситуация с исчислением подоходного налога с наемных работников. Согласно частям 2 и 3 статьи 163 НК КР налоговая база по подоходному налогу не может быть менее суммы минимального расчетного дохода за налоговый период по подоходному налогу, которая устанавливается Уполномоченным налоговым органом на основании данных Нацстаткома КР по региональной среднемесячной заработной плате по состоянию на 1 октября предыдущего года.
В итоге Приказом ГКНС от 17.12.08 года №137 установлен размер минимального расчетного дохода в сумме 7575 сомов. А это значит, что минимальная сумма подоходного налога, которая должна быть уплачена работодателем с каждого наемного работника, составляет 610 сомов. И это в то время, когда бремя бюджетных платежей на использованный труд у нас является и так чрезмерно обременительным и минимальная налоговая нагрузка по подоходному налогу в этом варианте вырастет более чем в три раза. Необходимо в предельно срочном порядке разобраться, что явилось причиной утверждения подобной суммы в качестве минимального размера расчетного дохода и принять корректирующие решения. Есть проверенное веками жизненное правило: тот, кто хочет получить все и сразу, в итоге не получает ничего.
4. Много усилий приложила
рабочая комиссия по написанию
проекта кодекса для возможно
большего сокращения
Приведенные факты неудачного внедрения нового Налогового кодекса могут привести к серьезным последствиям социального характера, извратить до своей полной противоположности принимаемые прогрессивные шаги руководства республики по созданию благоприятной среды для развития предпринимательства и спровоцировать уход части бизнеса в тень, либо вывод его за пределы республики Налоговый кодекс является документом, сравнимым по важности с Конституцией, так как определяет основные параметры правового поля для предпринимателей. Подтверждением важности Налогового кодекса являются исторические примеры становления европейских демократий, которые образовались именно в рамках борьбы за ограничение полномочий монархии в области установления и сбора налогов. В этой связи уместен разговор о форме налогового режима в Кыргызстане.
Так, налоговый режим,
основанный на принципах партнерства
предпринимателей и государства, можно
назвать демократическим
Разделение властей
Отсутствует разделение властей, которое является признаком правового государства. Исполнительная власть активно вмешивается в работу законодательной власти. Так, часть 1 статьи 5 действующего Налогового кодекса устанавливает прямое ограничение на законодательную деятельность Жогорку Кенеша:
Статья 5 Налогового кодекса Кыргызской Республики:
«Статья 5. Порядок внесения поправок в Налоговый кодекс
1. Все проекты внесения
поправок в Налоговый кодекс
подлежат предварительной
Проекты законов о
введении или отмене налогов, об освобождении
от их уплаты принимаются только с
согласия правительства Кыргызской
Республики».
Здесь возникает множество вопросов. Почему
для законодательной работы в области
налогообложения требуется согласие правительства? Чем продиктовано
данное требование?
Здесь интересны доводы чиновников –
они утверждают, что если принимать изменения
в налогообложении, то в конечном счете
это повлияет на бюджет страны. В этом
случае правительство не сможет исполнить
бюджет. Других аргументов нет. Все упирается
в исполнение бюджета. Их опасения необоснованны,
так как в части налогов действует норма,
в соответствии с которой все изменения
в налоговом законодательстве должны
вступать в силу только со следующего
года. Это обеспечивает неизменность бюджетного
задания для правительства и, следовательно,
доводы правительства о сложностях исполнения
бюджета в случае вмешательства законодателей
в налоговое законодательство являются
искусственными, надуманными и несостоятельными.Вообще,
как следует из теории государства, правовым
называется только то государство, которое
осуществляет свои полномочия при четком
разделении ветвей власти – законодательной,
исполнительной и судебной. Любое ограничение
любой ветви власти означает, что государство
не является правовым. Выводы делайте
сами.
Презумпция невиновности
В действующей редакции
Налогового кодекса отсутствует
понятие презумпции невиновности или
добросовестности налогоплательщика.
В принципе, эти понятия нетождественны. Но нас сейчас не интересуют детали. Речь
идет об элементарных механизмах защиты
гражданских прав налогоплательщика.
Поскольку налоговое законодательство
содержит механизмы принуждения в отношении
налогоплательщика, такие, как обязательные
налоговые проверки и обязательная отчетность,
необходимо ввести в налоговое законодательство
презумпцию невиновности. В настоящее
время налоговые инспекторы прямо злоупотребляют
своим положением в процессе налоговых
проверок, производят произвольные доначисления,
не подкрепленные расчетами и доказательной
базой. Налогоплательщик заранее ставится
в положение виновного и впоследствии
вынужден доказывать свою невиновность.
Мало того, в отношении налогоплательщиков,
которым доначислены, часто неправомерно,
налоговые обязательства на сумму, превышающую
500 тыс. сом, возбуждаются уголовные дела.
Причем уголовные дела возбуждаются до
вынесения решения по налоговым спорам
в экономических коллегиях в соответствии
гражданским процессом. Это беззаконие
при наличии только видимости законности!
Презумпция невиновности налогоплательщика
должна содержать норму, в соответствии
с которой запрещено возбуждать уголовное
дело до вынесения решения экономической
коллегией в соответствии с гражданским
процессом.
Разъяснение спорных вопросов
Правом на разъяснение норм Налогового кодекса наделена исполнительная власть, что противоречит основному Закону Кыргызской Республики, устанавливающему в том числе и порядок толкования (разъяснения). В соответствии с Законом «О нормативных правовых актах» правом на толкование или разъяснение нормы закона обладает тот же орган, который принял данный закон.
Статья 50 Закона «О нормативных правовых актах»:
«VII. Толкование (разъяснение) нормативных правовых актов
Статья 50. В случае обнаружения неясностей нормативных правовых актов, неправильной или противоречивой практики их применения правотворческий орган, принявший соответствующий акт, дает необходимые разъяснения его норм, оформляемые в специальном акте.
Статья 51 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»:
«В соответствии со статьей 58 Конституции Кыргызской Республики Жогорку Кенеш Кыргызской Республики дает официальное толкование принятых им нормативных актов».
Статья 58 Конституции Кыргызской Республики:
«Статья 58.
1. К ведению Жогорку Кенеша относятся:
1) принятие Конституции,
внесение изменений и
2) принятие законов;
3) официальное толкование Конституции и принятых им законов;…»
Вроде бы написано четко и недвусмысленно – Жогорку Кенеш дает официальное толкование принятых им законов. При этом само название главы VII приравнивает по смыслу значения терминов «толкование» и «разъяснение».Тем не менее, в соответствии со статьей 18–1 Налогового кодекса право предоставления разъяснений дано Министерству финансов, то есть исполнительному органу, что противоречит Закону «О нормативных правовых актах».
3.2 Реформы налоговой политики Кыргызской Республики
В целях срочной корректировки
сложившейся крайне тревожной ситуации
и предотвращения подобных коллизий
в будущем целесообразно
В компетенцию Комиссии должны входить:
1. Разработка и экспертиза
проектов подзаконных актов
Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Между тем в последние десятилетия как в западных странах, так и в КР появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых неплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользуются практическим режимом иммунитета от всех форм налогообложения. Понимая неприемлемость подобной ситуации, законодатели ведущих западных стран начали активно разрабатывать и реализовывать меры по упрощению системы налогообложения, ликвидации наиболее явных пробелов в законодательстве, позволяющих состоятельным гражданам вполне легально уклоняться от выполнения своих налоговых обязательств, и по формированию новой атмосферы доверительных, основанных на взаимопонимании, отношений с рядовыми налогоплательщиками. Настало время серьезно заняться этой проблемой и в Кыргызстане.
Информация о работе Налоговые доходы государственного бюджета Кыргызской Республики