Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:49, курсовая работа
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственная бюджетная политика. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Распад Советского союза и образования независимости Кыргызской Республики сопровождался поисками более эффективной системы для государственного регулирования экономики.
Переход от коммунистической,
жестко централизованно планируемой
системы к рыночным отношениям, прежде
всего, предусматривает изменение
бюджетной системы и бюджетной
политики государства. Это связано
с тем, что при разгосударствлении
и приватизации государство фактически теряет прямой
контроль над деятельностью хозяйствующих
субъектов. Связь государства с хозяйствующими
субъектами осуществляется косвенно –
через бюджетно-налоговую политику. Так,
расширяя объем государственных капиталовложений,
государство вызывает повышение спроса
на оборудование, материалы, рабочую силу,
что в свою очередь обычно дает импульс
росту промышленного производства, расширению
частых инвестиций, оживлению хозяйственной
конъюнктуры и т.д., или увеличивая, или
уменьшая расходы государства на образование
и здравоохранение можно стимулировать
социальный прогресс, развивать социальную
инфраструктуру, что имеет огромное значение
дальнейшего развития общества в целом.
Поэтому в условиях рыночной экономики,
особенно в переходный период, возрастает
значение правильной, глубоко продуманной
бюджетной политики.
Бюджет становиться
одним из важнейших каналов, через
который государство может
Бюджетная система Кыргызской Республики
в соответствии с новым бюджетным
законодательством базируется на следующих
основных принципах: единство бюджетной
системы; самостоятельность бюджетов;
прозрачность и гласность бюджетов. Бюджетная
классификация представляет собой определенную
группировку расходов и доходов, основанную
на однородных признаках. Правильная,
научно обоснованная бюджетная классификация
позволяет определить цели расходования
бюджетных средств, установить задачи
курс финансовой политики правительства.
В то же время она показывает источники
бюджетных ресурсов, степень участия отдельных
общественных групп в их формировании.
Доходы бюджета в большинстве стран подразделяются
по источникам: поступления от налогов
и сборов, от государственных предприятий
и имуществ, от займов. В то же время налоговые
поступления подразделяются далее по
видам. Например, в Великобритании – подоходный
налог, налог на прибыль корпораций, налог
на прирост капитала, налог с наследств
и дарений, налог на добавленную стоимость,
таможенные пошлины и т.д. Доходы от государственных
предприятий и имуществ обычно проходят
по сметам различных ведомств. В ряде государств
они включаются в бюджет отдельной статьей
или как сальдо чистого дохода предприятий.
Отдельной статьей входят в бюджет займы.
1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
– прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
– налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
– налоги на товары и услуги;
– налоги на имущество;
– платежи за использование природных ресурсов;
– налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
– прочие налоги, сборы и пошлины.
2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении соответственно государственных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов КР органов
местного самоуправления;
3. Безвозмездные перечисления
– От других уровней власти
(дотации, субвенции, средства, перечисленные
по взаимным расчетам, трансферты, прочие
безвозмездные поступления);
Основная часть доходного
потенциала государственного бюджета
на 2008 год формируется за счет налоговых
доходов, которые составляют около
81% от общей суммы поступлений
в казну. И только 4,91% составили
неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне
неэффективном использовании государственной
собственности, поскольку ее доля в общем
экономическом потенциале производственной
сферы остается достаточно высокой –
около 30%, а отдача в виде отчислений от
ее использования и сдачи в аренду составляют
всего лишь 2,37% от доходов государственного
бюджета.
Необходимо отметить, что ряд государственных налогов
являются регулирующими, т.е. часть из
них направляется в бюджеты субъектов
КР и местные бюджеты. Полностью в государственный
бюджет поступают такие налоги, как, например,
налог на добавленную стоимость на товары,
вводимые на территорию КР; акцизы на природный
газ, легковые автомобили, бензин автомобильный,
спирт этиловый из всех видов сырья (за
исключением пищевого); налоги па операции
с ценными бумагами; таможенные пошлины,
сборы и иные таможенные платежи, а также
доходы от внешнеэкономической деятельности.
Республиканский закон о государственном
бюджете на каждый год содержит перечень
регулирующих и закрепленных государственных
налогов и платежей субъектов КР.
1.3 Особенности формирования республиканского бюджета
В государственной системе Кыргызской Республики в осуществлении регулирующих мероприятий в области экономики государственный бюджет, прежде всего консолидированный, республиканский, занимает важнейшее место. Самостоятельной частью бюджетной системы Кыргызстана являются местные бюджеты (бюджеты 7 областей, города Бишкек, районные, сельские, поселковые, городские, областного и районного подчинения). Бюджетная система Кыргызской Республики в соответствии с новым бюджетным законодательством базируется на двух основных принципах, единстве бюджетной системы и самостоятельности бюджетов. Принцип единства по своему содержанию отличается от ранее действовавшего аналогичного принципа' он обеспечивает единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций (начиная с 1995 г. введена новая классификация бюджета по образцу бюджетной классификации США), единством форм документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного Уровня на другой для составления консолидированного бюджета страны. Принцип единства бюджетной системы основан на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику, включая налоговую политику. Самостоятельность бюджетов всех уровней обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления, их использование и расходование. Изменение экономической роли государства в условиях перехода к смешанной экономической системе, либерализации цен, инфляции, глубокого экономического кризиса, возрастающего дефицита бюджета, обнищания населения и роста безработицы – все это отразилось на объеме государственного бюджета и распределяемой через него доли доходов. Доходная часть государственного бюджета образуется за счет поступлений налоговых и таможенных платежей и сборов, специальных платежных средств бюджетных учреждений и поступлений из внешних источников.
2. Налоговые
доходы республиканского
2.1 Особенности формирования бюджета Кыргызской Республики
В КР двухуровневая система государственного бюджета:
1 уровень – республиканский бюджет 2 уровень – местные бюджеты
Двухуровневый бюджет даст положительный
импульс для богатых органов
местных самоуправлений. К примеру, бюджеты
городов Канта, Шопокова, Чолпон-Аты и
села Бостери возрастут в несколько раз.
Пансионаты, находящиеся на территории
села, ежегодно в виде налогов в местную
казну перечисляют около 10 миллионов сомов.
Из них 2–3 миллиона предназначались для
нужд села, оставшиеся средства район
распределял среди дотационных сел. При
введении двухуровневой системы все местные
налоги (стопроцентно) распределяются
по усмотрению МСУ.
При двухуровневойсистеме бюдже
2.2 Анализ налоговых доходов республиканского бюджета КР
За 2008 г. в бюджет фактически
поступило 13986,6 млн. сомов налогов и платежей,
или 100,7% к плановому заданию При этом при
сравнении с прошлым годом номинальный
рост доходов составил 117,4%, или поступление
налогов и платежей возросло на 2074,6 млн. сомов. В объеме ВВП доходная
часть бюджета составила 18,7%, что ниже
на 0,2 процентных пункта прошлогоднего
показателя.
Информация о работе Налоговые доходы государственного бюджета Кыргызской Республики