Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 08:59, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в изучении экономической модели неоклассического синтеза для применения её по отношению к современной экономике. На протяжении двух последних столетий и до сегодняшнего дня борьба с массовой безработицей и инфляцией была и остается самой актуальной проблемой социально-экономического развития государства с рыночной организацией. В работах великих экономистов, мы увидим предполагаемые пути решения этих глобальных задач.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Первый этап «маржинальной революции». Австрийская школа.…………..6
1.1. Экономическая теория австрийской школы (учения К. Менгера, Ф. Визера)…………………………………………………………………….........6
2 Особенности экономической концепции Дж.М. Кейнса…………................13
3 Американский институционализм (учения Т. Веблена, Дж. Коммонса и У. Митчелла)………………………………………………………………………….23
3.1 Социально-психологический институционализм Т. Веблена..……..24
3.2 Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса…………...31
3.3 Коньюктурно - статический институционализм У. Митчелла………36
4 «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона…………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………...54
Список литературы……………………………………………………………......56
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Первый этап «маржинальной революции». Австрийская школа.…………..6
1.1. Экономическая теория австрийской
школы (учения К. Менгера,
Ф. Визера)……………………………………………………………
2 Особенности экономической концепции Дж.М. Кейнса…………................13
3 Американский институционализм
(учения Т. Веблена, Дж. Коммонса и
У. Митчелла)………………………………………………………
3.1 Социально-психологический институционализм Т. Веблена..……..24
3.2 Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса…………...31
3.3 Коньюктурно - статический институционализм У. Митчелла………36
4 «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона…………………………………..42
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе нам предстоит рассмотреть, что же такое «неоклассический синтез», выявить его особенности. Нам предстоит дать ответ на вопрос, для чего создавался «неоклассический синтез»? И прежде чем начать, мы должны рассмотреть направления экономических учений, которые способствовали образованию синтеза.
Нам предстоит дать характеристику представителей разных экономических школ и направлений. Мы постараемся проанализировать, что общего они имеют и чем они отличаются друг от друга.
К. Менгер и Ф. Визер хотя и являются, представителями австрийской школы, но у каждого свой взгляд, свое виденье и свои теории относительно той или иной проблемы. То же самое можно сказать и о представителях институционализма, где, как мы знаем в зависимости от признания первостепенности тех или иных факторов в хозяйственной жизни выделяют различные течения:
1) социально-психологическое и технократическое, основателем, которого стал Т. Веблен;
2) социально-правовое, основатель – Дж. Коммонс;
3) эмпирическое (или конъюнктурно-
Но все же, представители всех экономических школ признают тот факт, что в условиях, когда государство не предпринимает определенных действий, пропорции потребления и сбережения длительное время остаются неизменными. Данное обстоятельство связано с тем, что на решение населения о сбережении или потреблении влияет множество факторов, которые очень часто имеют противоположные направления и вследствие этого иллюминируют взаимное действие.
Актуальность выбранной темы состоит в изучении экономической модели неоклассического синтеза для применения её по отношению к современной экономике. На протяжении двух последних столетий и до сегодняшнего дня борьба с массовой безработицей и инфляцией была и остается самой актуальной проблемой социально-экономического развития государства с рыночной организацией. В работах великих экономистов, мы увидим предполагаемые пути решения этих глобальных задач.
В трудах крупнейших экономистов, которые вышли в свет, в основном, в первой половине XX века, с одной стороны, обсуждаемые проблемы и подходы, достаточно актуальны, но с другой стороны, экономические теории, развитые в публикуемых работах прошли самое сложное испытание - испытание временем.
Большой интерес вызывает то, как в своих книгах Самуэльсон соединяет в одно целое кейнсианство и неоклассическую систему, ведь отношения между ними сложились неоднозначные. Но, с другой стороны, кейнсианство и неоклассика остро нуждались друг в друге и именно Самуэльсон, сумел это разглядеть. Каков же тот общий знаменатель, на основе которого стали возможны сближение и синтез неокейнсианской и неоклассической теорий экономического роста, в течение длительного времени ведущих между собой полемику? На этот вопрос мы и постараемся найти ответ в данной работе.
Основная работа Кейнса представляет бесспорный интерес, как для научных кругов, так и учащихся. Очень оригинальное содержание, важные выводы и заключения, которые обусловили ее лидирующее положение среди других трудов по экономике.
Очень большую роль в написании курсовой сыграла книга Пшиканоковой Н.И. «История экономических учений». Новый, «свежий» взгляд на историческое наследие великих экономистов, легкость и доступность изложения, лаконические выводы - вот что отличает эту книгу. Также, большое влияние на мое мировоззрение оказала книга Рофе А.И. «Экономика труда».
Работа состоит из четырех глав: в первых трех главах даются характеристики представителей австрийской школы, кейнсианства, институционализма, во второй – сущность и особенности неоклассического синтеза. А сейчас перейдем непосредственно к рассмотрению первой главы.
1 Первый этап «маржинальной революции». Австрийская школа
В истории любой науки не так уж много «революций», т.е. ситуаций, когда господствующий подход к изучению ее предмета или сам этот предмет резко изменяется в течение относительно короткого промежутка времени.
Самой значительной революцией в истории экономической науки, видимо, следует считать маржиналистскую революцию, которую принято датировать 70 -ми годами XIX в.
Хронологически маржиналистскую революцию принято связывать с выходом в свет трех книг: «Теории политической экономии» У.С. Джевонса и «Оснований политической экономии» К. Менгера (1871), а также «Элементов чистой политической экономии» Л. Вальраса (1874). Одновременно и независимо друг от друга они вышли в трех странах – Англии, Австрии и Швейцарии – с совершенно разными социально-экономическими условиями и традициями экономической мысли, и имели фундаментальное сходство. Это сходство относилось к новому взгляду на то, в чем состоят основные проблемы экономической науки и какими методами их следует решать.
В отличие от представителей классической школы, для которых основные теоретические проблемы состояли в определении причин богатства наций и экономического роста и распределения дохода между общественными классами, маржиналисты ставили во главу угла проблему эффективного распределения существующих ресурсов.
Австрийская школа маржинализма - старейшее неоклассическое направление. Отрицательной стороной этой школы является отсутствие связи теории с практикой.
1.2 Экономическая теория австрийской школы (учения К. Менгера, Ф. Визера)
Теперь нам предстоит дать групповой портрет двух основателей австрийской школы, которые представлены в этой курсовой. В их биографии
очень много общего: они происходят из дворянских семей, учились на юридическом факультете Венского университета. Потом поступили на государственную службу, затем чередовали преподавание в университете с занятием важных постов в Австрийском государстве.
В области экономической теории они тоже, безусловно, были близкими идейными соратниками. Однако история предназначила каждому из них свою роль, и именно этой "специализации", на наш взгляд, австрийская школа обязана ранним расцветом и заметным влиянием.
Группа австрийских теоретиков предельной полезности заслуживает названия школы, прежде всего потому, что у нее был учитель с непререкаемым научным авторитетом - Карл Менгер (1840-1921). В 27 лет защитив в Кракове диссертацию, работал в качестве журналиста, затем экономическим обозревателем при правительстве Австрии в Вене. Издание «Оснований политической экономии» послужило рекомендацией для приглашения К. Менгера на преподавательскую работу в Венский университет по дисциплине «политическая экономия».
Тогда, никто, конечно, не мог подумать, что эта работа в течение более чем ста лет будет основным источником идей экономистов австрийской школы. У Менгера практически не было учителей, хотя были предшественники: опираясь в основном на немецкую литературу, тем не менее, он не был знаком с сочинениями Госсена и Тюнена, в которых идеи предельной полезности и предельной производительности нашли свое наиболее раннее воплощение.
В то же время почти невозможно найти какую-либо идею или концепцию Бем-Баверка, Визера и их последователей, которую не предвосхищали бы отдельные положения и даже сноски из "Оснований политической экономии". Собственно говоря, все, что говорилось выше о характерных особенностях австрийской школы в целом, в первую очередь и в наибольшей степени относится к шедевру Менгера. Тем более удивительно, что у этой книги была очень нелегкая судьба. Первое издание прошло практически незамеченным (если, конечно, не считать таких внимательных читателей, как Бем-Баверк, Визер и Маршалл!). Второе издание "Оснований..." вышло лишь в 1923г., после смерти автора, когда основные идеи австрийской школы уже стали широко известны в более доступной интерпретации Бем-Баверка и Визера. На международный язык экономистов - английский - книга была переведена лишь спустя 80 лет после написания.
В результате в течение почти века после опубликования "Оснований..." Менгер оставался скорее почитаемым, чем читаемым автором. Возрождением широкого интереса экономистов, начиная с 70-х годов XX в. к идеям Менгера мы обязаны Ф. Хайеку, который не только дал многим из них дальнейшее развитие, но и сделал чрезвычайно много для их пропаганды и увековечения памяти основателя австрийской школы.
И все же ан мой взгляд среди представителей маржинальной теории большее признание получил К. Менгер. Он считал, что экономическое поведение определяется существующими у человека потребностями (неудовлетворенными желаниями и стремлениями). Вещи или действия, которые насыщают (удовлетворяют), наши потребности, называются благами. Самые насущные блага – потребительские (блага первого порядка). Блага второго и более высокого порядка используются для производства потребительских благ. Это наделяет производственные ресурсы, идущие на изготовление потребительских благ, ценностью. Данные рассуждения составляют содержание теории вменения австрийской школы.
Полезность – это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения потребностей. Каждая дополнительная единица данного блага получает, поэтому все меньшую ценность.
К. Менгер предложил составить шкалу различных благ в соответствии с их конкретной полезностью. Такая шкала полезностей получила название «таблица Менгера» (табл. 1).
Вертикальный ряд показывает различные способы употребления тех или иных благ (А, В, С – разные блага, удовлетворяющие три разные потребности, например А – потребность в хлебе, В – потребность в сыре, С – потребность в бананах).
Цифры обозначают постепенное снижение конкретной потребности по
мере увеличения запаса
благ. Они выражают также
Таблица1. Таблица Менгера
А |
В |
С |
10 |
9 |
8 |
9 |
8 |
7 |
8 |
7 |
6 |
7 |
6 |
5 |
6 |
5 |
4 |
Допустим (как это следует из первой колонки табл. 1) ценность или полезность блага А – буханки хлеба – равна: первой – 10 усл. ед., второй – 9 усл. ед., третьей – 8 усл. ед. и т.д. Подобным образом снижается полезность сыра: первой порции – 9 усл. ед., второй – 8 усл. ед., третьей – 7 усл. ед. и далее по убывающей (вторая колонка). Так же убывает предельная полезность бананов (третья колонка).
Если мы хотим определить предельную полезность пятого банана, то согласно таблице Менгера она равна 4 усл. ед. Предельная полезность четвертой порции сыра соответствует 6 усл. ед.
Соизмерение различных значений потребностей, выбор подлежащих удовлетворению потребностей в зависимости от имеющихся средств, определение приоритетности потребностей составляют, по словам Менгера, «именно ту часть экономической деятельности людей, которая более всякой другой занимает их умы, оказывает наибольшее влияние на их экономические
стремления».
Ценность товаров в рыночной экономике, по Менгеру, обусловливается не количеством трудовых затрат, не издержками, а предельной полезностью. Ее определяет предельная единица товара. От ее полезности зависит и полезность предшествующих единиц товара.
По мнению представителей австрийской школы, к оценке полезности следует подходить как бы с двух сторон. Одно дело общая полезность (хлеба, алмазов, бензина) в соответствии с их свойствами и приносимой ими пользой, другое дело полезность конкретного товара, в котором нуждается данный потребитель.
Конкретная полезность первого кувшина воды весьма высока. Если нет хотя бы одного кувшина воды, можно истомиться от жажды. Полезность пятого или шестого кувшина намного меньше: вода пойдет на полив цветов или на мытье пола. Предельная полезность убывает по мере насыщения потребности.
На цену (и на спрос) влияет именно предельная полезность. Если воды много, цена ее снижается; если алмазы редки, их чрезвычайно мало, цена алмазов взлетает вверх.