Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 22:19, дипломная работа
Цель дипломного проекта – разработка проекта рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы управления персоналом.
2. проанализировать сложившуюся систему управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал».
3. Разработать проект рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал».
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом……………………. 5
Теоретико-концептуальные основы управления персоналом… 5
Система управления персоналом ……………….………………18
Формирование кадровой политики и стратегии управления персоналом………………………………………………………………….36
Глава 2. Анализ системы управления персоналом в МУП «Райводоканал»
г. Кулебаки……………………………………………………………………..
2.1 Характеристика предприятия и основные показатели деятельности МУП «Райводоканал» за 2008 – 2010 годы …………………
2.2 Технология управления наймом и оценка персонала……………
2.3 Технология управления, использованная персоналом……………
Глава 3. Оценка и проект рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал»
3.1 Оценка технологий и проблем управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал» …………………………………..………
3.2 Проект рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал» ……………
Заключение ………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………….
Процессный подход предусматривает представление управления трудом и персоналом организации как совокупности процессов взаимосвязанных действий, работ, операций, приемов. Это необходимо по двум основным причинам. Во-первых, управление осуществляется во времени, а согласование действий работников во времени создает условия для эффективного и скорейшего достижения поставленных целей и задач, выявления и устранения потерь и резервов рабочего времени, повышения производительности труда. Во-вторых, процессный подход позволяет устанавливать наиболее рациональные последовательности операций труда и управления персоналом, закрепляя в форме технологий производства продукции и технологий управления персоналом, следовательно, регламентировать и управлять не только качеством труда (работ, товаров и услуг), но и качеством процессов труда и управления.
Функциональный подход предполагает выделение однородных действий и задач, которые решает персонал при достижении целей организации и циклическом повторении процессов управления, производства и реализации продукции. Это позволяет сформировать и детально описать отдельные функции, например, функции управления или функции маркетинга, которая адресуются менеджерам, отдельным работникам или группам персонала.4
Менеджмент персонала должен в максимальной степени активизировать работу сотрудников, повысить эффективность труда. Сложность и многогранность управления персоналом предполагает множество направлений и аспектов в решении этой важной проблемы.
В управлении персоналом как повторяющемся, циклическом процессе выделяют основные этапы:
постоянное совершенствование системы работы с персоналом на производстве;
Выделяя в качестве стержневого объекта человека, известные ученые раскрывают различные аспекты, проблемы управления персоналом и подходы к ее решению. Я предполагаю рассмотреть некоторые современные концепции стратегии управления персоналом.
Известный российский ученый в области менеджмента Л.И Евенко считает, что произошла смена четырех концепций роли кадров в производстве.
Л.И. Евенко предложил оригинальный подход к исследованию роли кадров в производстве на основе перечисленных выше четырех концепций, где проблема управления персоналом анализируется с точки зрения постулатов «человек, как ресурс» и «человек, как субъект» управления. Вместе с тем современные взгляды на управление персоналом тесно связываются с управлением человеком с позиции теории человеческих отношений.
Английский проф. С. Лиз отмечает семь стратегических направлений в работе с персоналом:
«Mitsubisi», «Tjoyota», «Nissan» и др)., достигается за счет минимизации числа уровней управления, высокой организационной культуры, гибких форм организации труда, высокого качества продукции, преданности рабочих фирме и др.
Предложенные направления в работе с персоналом заслуживают внимания, так как концентрируют опыт работы успешных компаний и современные концепции менеджмента. Однако условия функционирования российских и западных предприятий различны в части финансового состояния, оплаты труда персонала и внутрифирменной морали.
Президент школы международного менеджмента «Менеджер-сервис» Г.М.Озеров, имеющий опыт обучения нескольких тысяч руководителей и специалистов, полагает, что управление персоналом должно базироваться на следующих принципах:
Данные принципы заслуживают пристального внимания, так как направлены на формирование корпоративной культуры и всестороннее развитие личности. В сочетании с современной технологией и консалтингом (консультирование) они позволяют существенно повысить уровень управления персоналом.
Анализируя изложенные выше концепции, можно обобщить подходы к управлению персоналом. Во многих публикациях отмечаются два полюса роли человека в общественном производстве:
Другая часть исследователей рассматривает персонал с позиции теории подсистем, в которой работники выступают в качестве важнейшей подсистемы. Наиболее четко можно выделить две группы систем:
1) экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а исходя из этого персонал рассматривается как трудовой ресурс или организация людей (коллектив);
2) социальные, в которых главенствуют
вопросы отношений людей, социальные
группы, духовные ценности и аспекты
всестороннего развития
Выделение в качестве отдельного вида организационных систем не вполне корректно. Экономическая и социальная система сами, безусловно, имеют принципы, внутреннюю структуру, иерархию, группы людей, функции, организацию труда и другие атрибуты организационной системы.
Учитывая, что все перечисленные подходы к анализу роли человека в производстве представляют собой взгляды с разных сторон одного и того же явления, можно классифицировать известные концепции в виде квадрата.
Управление трудовыми ресурсами (HUMAN LABOUR MANAGEMENT) |
Управление персоналом (PERSONNEL MANAGEMENT) |
Управление человеческими ресурсами (HUMAN RESOURCE MANAGEMENT) |
Социальный менеджмент (SOCIAL MANAGEMENT) |
экономическая
система
социальная
Рис. 3. Классификация концепций управления персоналом
По оси ординат показано разделение концепций по тяготению к экономической или социальной системам, а по оси абсциссе – по рассмотрению человека как ресурса и как личности в процессе производства. Управление персоналом – это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, входящий в определенные социальные группы. Современные концепции управления персоналом базируются, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой стороны, на концепции всестороннего развития личности и теории человеческих отношений.5
1.2. Система управления персоналом
Сущность системы управления заключается в системном, планомерном, организованном воздействии с помощью взаимосвязанных организационно - экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения рабочей силы в организации, на создании условий для испытания потенциала работников, а также использование трудового потенциала в целях эффективного функционирования организации в целом.
Для определения содержания системы управления персоналом в организации выделим следующие основные ее составляющие6:
Для определения сущности системы управления персоналом в организации необходимо рассмотреть основные цели и задачи данной системы.
Выделяют следующие основные цели системы управления персонала:
Среди основных задач системы управления персоналом выделяют:
Система управления персоналом включает в себя несколько видов работ с кадрами.
Первый, чисто технический, вид работы с кадрами начинается с оформления работника при приеме на работу и заканчивается его увольнением. В этом промежутке времени кадровая служба занимается вопросами профориентации работника, его перемещениями по службе (конечно, не одного работника, а всего персонала фирмы). Эта же группа кадровых работников (или один сотрудник кадровой службы) обычно занимается проблемами обеспечения занятости работников организации: перевод работников на другое место, если ликвидируются какие-то рабочие места, с соответствующей переподготовкой и переквалификацией, если это необходимо; если занять человека с ликвидированного рабочего места внутри фирмы не представляется возможным, кадровая служба пытается решить вопрос о его переводе в другие фирмы, и только после этого - увольнение. Эти же сотрудники кадровой службы занимаются вопросами информационного обеспечения всей системы управления кадров: найма, увольнение, общее количество работников, перемещение, обучение, повышение квалификации, отпуска, болезни, прогулы и опоздания, прочие нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка, поощрение лучших сотрудников, уход на пенсию и т.д. 7