Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 22:19, дипломная работа
Цель дипломного проекта – разработка проекта рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы управления персоналом.
2. проанализировать сложившуюся систему управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал».
3. Разработать проект рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал».
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом……………………. 5
Теоретико-концептуальные основы управления персоналом… 5
Система управления персоналом ……………….………………18
Формирование кадровой политики и стратегии управления персоналом………………………………………………………………….36
Глава 2. Анализ системы управления персоналом в МУП «Райводоканал»
г. Кулебаки……………………………………………………………………..
2.1 Характеристика предприятия и основные показатели деятельности МУП «Райводоканал» за 2008 – 2010 годы …………………
2.2 Технология управления наймом и оценка персонала……………
2.3 Технология управления, использованная персоналом……………
Глава 3. Оценка и проект рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал»
3.1 Оценка технологий и проблем управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал» …………………………………..………
3.2 Проект рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал» ……………
Заключение ………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………….
Преимущества привлечения |
Недостатки привлечения |
Внутренние источники привлечения персонала | |
Появление шансов для служебного роста (повышение степени привязанности к организации, улучшение социально-психологического климата на производстве). Низкие затраты на привлечение кадров. Претендентов на должность хорошо знают в организации. Претендент на должность знает данную организацию. Сохранение уровня оплаты труда, сложившегося в данной организации (претендент со стороны может предъявить более высокие требования в отношении оплаты труда, существующей на рынке труда в данный момент). Освобождение занимаемой должности для роста молодых кадров данной организации. Быстрое заполнение освободившейся штатной должности, без длительной адаптации. «Прозрачность» кадровой политики. Высокая степень управляемости сложившейся кадровой ситуации. Возможность целенаправленного повышения квалификации персонала. Появление возможности избежать всегда убыточной текучести кадров. Рост производительности труда (если перевод на новую должность совпадает с желаниями претендента). Решается проблема занятости собственных кадров. Повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом |
Ограничение возможности для выбора кадров. Возможны напряженность или соперничество в коллективе в случае появления нескольких претендентов на должность руководителя. Появление панибратства при решении деловых вопросов, так как только вчера претендент на должность руководителя был наравне с коллегами. Нежелание отказать в чем-либо сотруднику, имеющему большой стаж работы в данной организации. Снижение активности рядового работника, претендующего на должность руководителя, так как автоматически преемником является заместитель руководителя. Количество переводов на новую должность не удовлетворяет потребность в кадрах. Удовлетворяется потребность только качественная, но через переподготовку или повышение квалификации, что связано с дополнительными затратами |
Внешние источники привлечения персонала | |
Более широкие возможности выбора. Появление новых импульсов для развития организации. Новый человек, как правило, легко добивается признания. Прием на работу покрывает абсолютную потребность в кадрах. Меньшая угроза возникновения интриг внутри организации |
Более высокие затраты на привлечение кадров. Высокий удельный вес работников, принимаемых со стороны, способствует росту текучести кадров. Ухудшается социально-психологический климат в организации среди давно работающих. Высокая степень риска при прохождении испытательного срока. Плохое знание организации. Длительный период адаптации. Блокирование возможностей служебного роста для работников организации. Нового работника плохо знают в организации |
Размещение объявлений в СМИ. Объявления о вакансиях публикуются для привлечения ищущих работу. Наиболее распространенной является публикация в газетах объявлений типа «Требуются…». Для публикации подобных объявлений можно использовать также специальные издания, доски для объявлений, передачи по радио и ТВ и т.д.
Кадровые агентства. В последнее время очень активно действуют Государственная служба занятости, но наряду с ней создаются и частные агентства по найму. Это достаточно эффективный способ набора персонала, так как сразу же идет отбор по профессиональным качествам.
Набор в учебных заведениях. Используя этот метод, организация посылает в учебные заведения работника, называемого «вербовщик», который проводит беседы с кандидатами, одновременно описывая им жизнь своей организации. После предварительных бесед вербовщик предлагает выбранным кандидатам нанести визит на фирмы в более позднее время. Далее со студентом идет такая же работа, как и с обычными кандидатами.
Большинство организаций предпочитают проводить набор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком использования данных методов к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.
Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных работников. Некоторые организации практикуют уведомление всех своих служащих о любой открывающейся вакансии, что дает им возможность подать заявление до того, как будут рассматриваться заявления людей со стороны. Великолепным методом является, и обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу их друзей или знакомых.
Организация может вычислить затраты по каждому методу набора и поделить их на тот результат, который этот метод ей приносит (т.е. число принятия работников).
Другим аспектом работ по набору, также подвергаемым оценке, может стать так называемое «качество набора», т.е. примерная оценка уровня приглашаемых и нанимаемых работников, которая рассчитывается следующим образом:
КН = (РК + ПР + ОР) : Ч, где (1)
КН – качество набранных работников, %
РК – усредненный суммарный рейтинг качества выполняемой работы набранными работниками
ПР – процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года
ОР – процент новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года
Ч – общее число показателей, учтенных при расчете13.
Отбор кадров
В малых фирмах, где нет кадрового отдела, решение по отбору персонала принимает менеджер соответствующего профиля. В больших и среднего размера фирмах в принятии решения при отборе привлечены будущий начальник работника, и менеджер по найму.
Критерии отбора. Чтобы программа отбора была действенной, следует ясно сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии следует формировать так, чтобы они всесторонне характеризовали работника: образование, опыт, медицинские характеристики, личные качества. «Эталонные» уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик уже работающих на предприятии работников, хорошо справляющихся со своими обязанностями, занимавших ранее вакантное место.
Ступени процесса отбора. Решение при отборе обычно состоит из нескольких ступеней, которые следует пройти заявителям. На каждой ступени отсеивается часть заявителей или же они сами отказываются от процедуры. Естественно, что большинство предприятий используют не все ступени – все зависит от характера вакансии.
Ступень 1. Предварительная отборочная беседа. Работа на этой ступени может быть организована различными способами. Чаще всего с кандидатом беседует специалист отдела кадров. При этом на предприятиях применяются некоторые общие правила беседы, направленные на выяснение, например, образования претендента, оценку его внешнего вида и определяющих личных качеств.
Ступень 2. Заявление бланка анкеты и автобиографической анкеты. Количество пунктов анкеты должно быть минимальным и они должны запрашивать информацию, более всего влияющую на производительность будущей работы претендента. Чтобы использовать анкету как метод отбора, специалист по кадрам должен сравнить каждый пункт анкеты с установленными критериями результативного отбора. Анкета должна составляться отдельно для каждого типа работы и организации.
Ступень 3. Беседа по найму. Цель беседы по найму – рассмотрение заявителя на предмет принятия на работу. Происходит обмен информацией в форме вопросов и ответов. Лучше всего заранее подготовить список вопросов, в дальнейшем можно от списка отклоняться, а можно идти строго по списку.
Ступень 4. Тесты по найму. Это один из тех методов, которые облегчают принятие решения по отбору. Тест – средство, которое измеряет какой-либо показатель человека. Психологи и специалисты по персоналу разрабатывают эти тесты на предмет оценки наличия способностей или склада ума, необходимых для результативного выполнения заданий на предлагаемом месте. Примерами таких тестов могут быть тест на вождения (для водителя), стандартные тесты по машинописи и стенографии (для секретаря), тест на психомоторные способности, тесты личных качеств и т.д.
Ступень 5. Проверка отзывов и рекомендаций. При подаче заявлений о приеме на работу кандидаты могут предоставить отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы. Их желательно проверить. Это может стать одним из наиболее объективных типов информации для предсказания будущего поведения заявителя на рабочем месте.
Ступень 6. Медицинский осмотр. Причины для проведения медицинского обследования следующие:
Работники отделов кадров анализирует эффективность методов отбора, используя так называемый коэффициент отбора:
Коэф. отбора =
При отборе кадров используют специальные методы (методы оценки и отбора кадров приводятся в таблице 2.).14
Наименование оцениваемых качеств |
Анализ анкетных данных |
Психологическое тестирование |
Оценочные деловые игры |
Квалификационное тестирование |
Проверка отзывов |
Собеседование |
1. Интеллект |
+ + |
+ + |
+ | |||
2. Эрудиция (общая, экономическая и правовая) |
+ |
+ + |
+ | |||
3. Профессиональные знания и навыки |
+ |
+ |
+ + |
+ |
+ | |
4. Организаторские способности и навыки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
5. Коммуникативные способности и навыки |
+ |
+ |
+ | |||
6. Личностные способности (психологический портрет) |
+ + |
+ |
+ |
+ | ||
7. Здоровье и работоспособность |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
8. Внешний вид и манеры |
+ |
+ | ||||
9. Мотивация (готовность и заинтересованность выполнять предлагаемую работу в данной организации) |
+ |
1.3 Формирование кадровой политики и стратегии управления персоналом
Кадровая политика формируется государством, дирекцией предприятия и находит конкретное выражение в виде административных и моральных норм поведения работников на предприятии.
Кадровая политика организации — выбор и реализация при управлении средств и способов наиболее рационального использования трудовых ресурсов при применении основных принципов и методов управления.
Назначение кадровой политики — своевременное формирование целей в соответствии со стратегией развития организации, постановка проблемы и задачи, эффективный поиск способов и методов достижения целей.
Для достижения поставленных целей особенно важно обеспечить требуемое организации поведение каждого ее сотрудника. Как и стратегия развития организации в целом, кадровая политика разрабатывается с учетом ресурсов и традиции организации и возможностей, предоставляемых внешней средой.
Кадровая политика является частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития. Тесная связь со всеми областям хозяйственной политики организации в данном случае не оспорима. Принятие решений в кадровой политике происходит по всем функциональным подсистемам организации, например: управление научно-технической деятельностью управление производством, социальная сфера. Не стоит забывать, что у каждого сотрудника организации существую свои собственные цели: стабильный заработок, карьерный рост, социальные льготы. В связи с этим необходимо учитывать главный принцип кадровой политики — соответствие индивидуальных целей работников целям организации. Он заключается в том, что одинаково необходимо достижение индивидуальных и организационных целей. Это означает, что при возникновении конфликтов нужно искать честные компромиссы, а не отдавать предпочтения целям организации.
Правильное понимание сущности кадровой политики возможно лишь в том случае, если это обстоятельство учитывается в полной мере.
Определенные направления деятельности в сфере управления персоналом требуют применения тех или иных принципов кадровой политики.
При управлении персоналом применяется принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей.
При подборе и расстановке кадров применяются: