Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 22:19, дипломная работа
Цель дипломного проекта – разработка проекта рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы управления персоналом.
2. проанализировать сложившуюся систему управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал».
3. Разработать проект рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал».
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом……………………. 5
Теоретико-концептуальные основы управления персоналом… 5
Система управления персоналом ……………….………………18
Формирование кадровой политики и стратегии управления персоналом………………………………………………………………….36
Глава 2. Анализ системы управления персоналом в МУП «Райводоканал»
г. Кулебаки……………………………………………………………………..
2.1 Характеристика предприятия и основные показатели деятельности МУП «Райводоканал» за 2008 – 2010 годы …………………
2.2 Технология управления наймом и оценка персонала……………
2.3 Технология управления, использованная персоналом……………
Глава 3. Оценка и проект рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал»
3.1 Оценка технологий и проблем управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал» …………………………………..………
3.2 Проект рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии МУП «Райводоканал» ……………
Заключение ………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………….
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между представителями работников и работодателя. Отношения регулируются законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (с изменениями от 24 ноября 1995 г.).
Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, созданные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения Коллективного договора, соглашения и контроля за их исполнением.
Представители работодателей - руководители организации или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются:
Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон. Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры.
В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.
Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей. Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон. Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.
Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий.
Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также специалисты, приглашенные для участия в этой работе, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением. Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:
Он состоит из разделов:
Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока. По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организацией, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации.
При реорганизации коллективный договор сохраняет свое действие на ее время, затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.
При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего.
При ликвидации организации претензии работников по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим гражданским законодательством.
При разработке кадровой политики интересен анализ положительных, отрицательных и наиболее типичных качеств работника, т.к. именно они определяют надежность системы работы с персоналом. Ведь любые принципы и методы работы предназначены для воздействия на объект, которым в данной системе выступает человек. Мы попытались вычленить наиболее характерные положительные и отрицательные качества российского работника, которые приведены ниже (табл. 4).
Положительные |
Отрицательные |
Бескорыстие - готовность отдать последнюю рубашку, как "Иванушка-дурачок" |
Воровство государственной и частной собственности, злоупотребление служебным положением, личное обогащение за счет фирмы |
Благодарность - на собранные деньги строились церкви, школы, памятники. Крестьяне сохранили усадьбу А. С. Пушкина в Б. Болдино после революции |
Неблагодарность за оказанную помощь, консультации, к учителям, к старшим по возрасту, по должности |
Гостеприимство - умение встретить гостей, готовность истратить последние средства и запасы продуктов для приема гостей |
Пьянство на работе, в семье, на отдыхе, в праздники. Неумение правильно пить, несоблюдение норм выпивки ("вино текло рекой") |
Доброжелательность - очень доброе отношение людям, иногда при внешней грубоватости |
Зависть к чужому дому, имуществу, участку, работе, должности, карьере, покупке |
Интернационализм - терпимое отношение к юдям другой национальности на работе, в браке, в общении, на отдыхе |
Русский шовинизм и национализм, пренебрежение к малым нациям ("чурки", "чукчи", "азиаты", "черные") |
Искренность - открытость эмоций и чувств к другим людям, "душа нараспашку" |
Подозрительность к иностранцам, незнакомым людям, новым технологиям и приемам труда |
Коллективизм - сознание принадлежности к оп- деленной социальной группе (бригаде, отделу, оперативу), стремление работать вместе |
Индивидуализм - нежелание кооперироваться, ориентация на свой бизнес, "удельные княжества", "коммуны" и "семьи" |
Покорность - готовность выполнять законы и струкции администрации и даже терпеть применил (сказались 300 лет татаро- нгольского ига) |
Недисциплинированность, отсутствие уважения к правилам фирмы, опоздания на работу, низкая исполнительская дисциплина |
Неприхотливость к работе, пище, удобствам и ювиям труда (удельные затраты на 1 рабочего значительно ниже в России, чем в западных анах) |
Барство - деление работы на "черную" и "белую", руководящую и исполнительскую, пренебрежение к ряду профессий (мойщик, уборщик, доярка, пастух, конюх и т. д.) |
Трудолюбие - природное качество русских, т.к. эвые условия жизни заставляли много работать |
Лень - нежелание стабильно работать, стремление иметь побольше "перекуров", отложить работу на завтра |
Преданность Родине, предприятию, деревне и эе (спасали нацию от порабощения во всех войнax) |
Предательство интересов Родины во время войн, увольнение с предприятия в погоне за "длинным рублем" |
Щедрость души и сердца, легкое отношение к деньгам (даже небогатые люди легко расстаются ньгами, делая дорогие подарки друзьям и гвенникам) |
Жадность, переходящая в скопидомство, стремление к накопительству, образ гоголевской Коробочки |
Широma кругозора, умение видеть перспективу, иление к новым знаниям и территориям (освоeние Сибири, завоевание Азии и Кавказа, изобретение паровоза, первого спутника, постройкатомной электростанции и др.) |
Узость взглядов, нежелание видеть и работать на долгую перспективу, желание сиюминутных успехов |
Особенности кадровой политики до и после проведения реформы экономики в России показаны в табл. 5. Из таблицы видно, что мы наблюдаем постепенный переход от автократического типа власти в обществе к демократическому в условиях сильного влияния охлократии. В обществе не сложились 2-3 ведущие партии, между которыми идет борьба за власть, а существует множество мелких партий и движений с туманными или экстремистскими программами. Можно говорить о преобладании демократического стиля руководства на предприятиях в связи с уходом старой партийной гвардии от дел, хотя к власти пришло значительное число молодых руководителей новой волны со смешанным стилем руководства.
Особенности кадровой политики в России Таблица 5.
Характеристики |
До реформы экономики |
После реформы |
Тип власти в обществе |
Автократия. Проявилась в обществе в форме господства партийно-государственного аппарата и их лидеров над всем народом. На предприятиях поддерживалась жесткая власть директора под контролем парткома |
Демократия. В обществе завершается переход к демократии от автократии в условиях сильного влияния охлократии. На предприятиях властные функции осуществляются собственниками имущества и назначенными ими менеджерами |
Стиль руководства |
Автократический. Концентрация власти у руководителей партийных, советских и хозяйственных организаций по принципу демократического централизма |
Смешанный. С преобладанием авторитарного и демократического стиля, отражающего интересы собственников и трудового коллектива предприятия |
Философия предприятия |
Коммунистическая. Сильное влияние Программы КПСС и Морального кодекса строителя коммунизма, подчинение личных интересов и потребностей общегосударственным интересам |
Социалистическая. Возрастание роли групповой философии фирмы на основе глобальных целей предприятия, общечеловеческих ценностей, религии, социальных благ и гарантий |
Соблюдение прав человека |
Права человека нарушались в части свободы слова, печати, права на жилище и свободу передвижений |
Приоритеты соблюдения Всеобщей декларации прав человека ООН |
Роль трудового коллектива в управлении предприятием |
Не имела существенного значения по сравнению с мнением администрации, вышестоящего хозяйственного органа и партийной организации |
На втором плане после собственника. Имеет значение в формировании планов социального развития, определении условий оплаты труда, участвует в управлении в качестве мелких акционеров |
Принцип найма руководителя |
Назначение руководителя предприятия проводилось вышестоящим государственным органом по согласованию с партийным комитетом |
Наем, назначение и избрание руководителя предприятия осуществляются собственником предприятия или уполномоченным им органом (советом, правлением) |
Негативные явления в кадровой политике |
Злоупотребление служебным положением в связи с абсолютизацией власти; авторитарный стиль управления и феодальная психология "волкодава", кулачного бойца, сильной личности; карьеризм, протекционизм и семейственность ввиду кабинетного подбора кадров (непотопляемые руководители); психология удаленности от масс (отдельные залы столовой, "охотничьи домики"); зажим критики и гласности в коллективе путем использования принципа "разделяй и властвуй"; нарушение принципа социальной справедливости |
Максимизация групповых интересов собственников предприятия в ущерб народнохозяйственным (групповой эгоизм); психология заигрывания с трудовым коллективом и собственниками; стремление многократного продления контракта руководителем предприятия для сохранения занимаемой должности; протекционизм и семейственность в подборе кадров по принципу личной преданности; хозяйственная деятельность с максимизацией оценки личного вклада (через дивиденды и премии); препятствие демократизации управления с использованием лоббизма и фракционизма в органах управления |
За годы реформ в философии предприятия произошло крушение коммунистической этики бизнеса и норм поведения трудящихся, особенно в части уравнительности в распределении благ.
В настоящее время в России утверждается капиталистическая философия в бизнесе: постприватизация, накопление банковского капитала, передел собственности и рынков сбыта, абсолютизация роли прибыли, жесткая конкуренция. Затем мы будем наблюдать переход к социалистической философии на основе сочетания личных, групповых и общественных интересов, государственной социальной защиты и гарантий. Возрастет значение соблюдения прав человека в гуманном гражданском обществе.
Вместе с тем нельзя ожидать снижения негативных явлений в кадровой политике. Они сохранятся в виде максимизации групповых интересов, психологии "заигрывания" руководства с собственниками имущества, протекционизма и семейственности в подборе и расстановке кадров, максимизации личных интересов руководства и различных злоупотреблений в сфере распределения доходов и прибыли.
Бытует мнение, что в коммерческих фирмах работа с персоналом находится на низком уровне, именно там и существует "кадровый беспредел" и беспорядок. 16.
Стратегия и тактика кадровой политики в рамках системы управления персоналом, разрабатываются по нескольким направлениям сразу. Прежде всего, решаются вопросы ориентации кадровых служб и персонала на новые задачи и функции. Большую озабоченность вызывают в настоящее время вопросы мотивации труда
В условиях меняющегося содержания труда и искажения (изменения) трудовой мотивации приходится много заниматься вопросами выработки стиля управления, его многовариантности с учетом возможных конкретных условий и ситуаций, с учетом меняющихся социальных задач. В рамках системы управления персоналом разрабатываются новые методы социально-психологического тестирования работников, групп и коллективов в целом, вырабатываются методы диагностики и раннего обнаружения конфликтных ситуаций и психологической напряженности в группах. Составляются планы повышения квалификации работников, их технического, экономического и социально-психологического обучения и переподготовки. Определяются основные направления и методы компенсации с учетом изменения характера и содержания труда, повышения требований к квалификации, к объему общих и профессиональных знаний сотрудников.
Немалое место при разработке стратегии и тактики системы управления персоналом занимают вопросы формирования корпоративной культуры, традиций и ритуалов фирмы, повышения ее имиджа. Работнику очень приятно работать в фирме, которая пользуется всеобщей известностью, а ее товары, работы, услуги высоко ценятся потребителями за их хорошее качество. Но и фирме очень важно положительное (или хотя бы нейтральное) отношение работника к самой фирме и той работе, которую он выполняет. Если работник недоволен своей работой, имеет какие-то претензии к фирме, к ее деятельности и часто высказывает это недовольство в своем коллективе и, что еще хуже, на стороне, это может плохо отразиться на внутренней трудовой атмосфере и на внешней репутации фирмы.