Оценка конкурентноспособности компаний на примере «Кока-кола» и «Пеп-си-кола» на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать теоретические модели различных типов рынков, и провести анализ двух компаний конкурентов.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1.Рассмотреть теоретические положения конкуренции.
2.Проанализировать различные виды конкуренции и типы рынков.
3.Провести анализ конкуренции на примере двух компаний

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Развитие теории конкуренции………………………………………………..6
1.2 Сущность и функции конкуренции……………………………………...…12
1.3 Виды конкуренции и типы рынков…………………………………...…….14
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ «КОКА-КОЛА» И «ПЕПСИ-КОЛА» НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
2.1 История развития 2-х компаний конкурентов……………………………..22
2.2 Сравнительный анализ компаний «Кока - Кола» и «Пепси-Кола»…...….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……...….29
СПИСОК ИСПОЛЬХОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…….………..31

Файлы: 1 файл

конкуренция.docx

— 120.09 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  КОНКУРЕНЦИИ

    1. Развитие теории конкуренции………………………………………………..6
    2. Сущность и функции конкуренции……………………………………...…12
    3. Виды конкуренции и типы рынков…………………………………...…….14

2  ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ  НА ПРИМЕРЕ «КОКА-КОЛА» И «ПЕПСИ-КОЛА» НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

2.1 История развития 2-х компаний конкурентов……………………………..22

2.2 Сравнительный анализ компаний «Кока - Кола» и «Пепси-Кола»…...….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……...….29

СПИСОК ИСПОЛЬХОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…….………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.1

 Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:

1) она способствует развитию  научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары;

2) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведет к  удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде  случаев к их снижению;

3) в известной мере  выравнивает норму прибыли на  капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу определенную  нестабильность, создает условия  для безработицы, инфляции и  банкротства;

2) ведет к дифференциации  доходов и создает условия  для их несправедливого распределения; конкурентный отношение рынок

3) ее следствием может  быть перепроизводство товаров  и не догрузка мощностей в  периоды производственных спадов.2

Конкуренция предполагает свободу  вступления экономических единиц в  любую конкретную отрасль и свободу  выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла  надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  ее постоянном стимулировании эффективности  производства. В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится  при рыночных методах хозяйствования. Справочники, словари и учебные  пособия по политэкономии социализма регулярно оповещали о полном устранении конкуренции и замене ее бесконфликтным соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что актуальность темы исследования определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение.

Цель курсовой работы – проанализировать теоретические модели различных типов рынков, и провести анализ двух компаний конкурентов.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

1.Рассмотреть теоретические положения конкуренции.

2.Проанализировать различные виды конкуренции и типы рынков.

3.Провести анализ конкуренции на примере двух компаний

Объектом работы является – конкуренция

Предметом работы является - ее применение на примере компаний Кока-Кола и Пепси-Кола

Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматривается теоретические основы конкуренции. Вторая глава представляет практическую часть курсовой работы и содержит анализ конкурентных отношений на реальных рынках.

При написании курсовой работы были использованы труды А. Смита, Д. Риккардо. А также источники, в которых рассматривается непосредственно теория. К ним относятся труды Роберта Пиндайка, Даниэля Рубинфельда, Д. Хаймана, Майкла Байе, В. Гальперина. Также труды, в которых авторами изложены концепции и практические методы изучения конкурентных рынков, сюда входят работы Майкла Портера и А. Юданова.

И периодические издания, в которых  представлены статьи, содержащие информацию о структуре реальных рынков и о характере конкурентных отношений. В работе также использованы графики, схемы, таблицы, которые дают наглядное представление об изучаемом предмете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  КОНКУРЕНЦИИ

1.1 Развитие теории конкуренции

Теоретические основы конкуренции  начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в середине XVIII века. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др. 3

           Принято выделять 5 этапов формирования  теории конкуренции. Первый этап (конец XVIII - начало XIX вв.) - сформулирована роль конкуренции и условия модели совершенной конкуренции. Второй этап (середина - вторая половина XIX в.) - определены условия возникновения конкуренции и заложены основы теории совершенной конкуренции. Третий этап (начало - середина ХХ в.) - создание теории монополистической и несовершенной конкуренции, концепции изменения сущности конкуренции под влиянием крупных монополий и роста влияния государства.. Четвертый этап (середина - вторая половина ХХ в.) - обогащение  идеями о необходимости использования инноваций, новой информации, экономического прогресса, предпринимательства.  Пятый этап - конец ХХ в., когда под влиянием глобализации научные исследования были направлены на решение практических задач по выявлению конкурентных преимуществ стран и компаний, завоеванию лидирующих позиций на современных и будущих рынках.4

           Итак рассмотрим каждый этап формирования теории конкуренции более подробно:

         1.  Конкуренция на этом этапе считается главной силой, которая устанавливает рыночную цену на ≪естественном≫ уровне. Дж. Стиглер находит у Смита определенный набор, который можно назвать первой систематизацией условий свободной конкуренции в экономической науке:

1. Конкуренты должны действовать  независимо, а не в сговоре.

2. Число конкурентов, потенциальных  или уже имеющихся, должно быть  достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы. Экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях. Должна быть свобода действовать в соответствии с этим знанием. Нужно достаточно времени, чтобы направление и объем по тока ресурсов стали отвечать желанию владельцев. Долгое время предпосылки А. Смита считались полными и достаточными для обеспечения оптимальных результатов. Взгляд на теорию конкуренции был изменен с наступлением маржиналистской революции.5

             2. Основой второго этапа стал вклад в развитие теории конкуренции Курно А. О., Дюпои Ж., Госсен Г. Г., Кэрнс Д. Э., Джевонс У. С.  Именно Джевонс в 1871 году понятие ≪закон безразличия≫, определяя условием существования совершенного рынка, наличие только одной цены у любого однородного товара, установление которой не зависело от территориальной близости участников. Дж. Кэрнс определил состояние свободной конкуренции как такое, при котором товары обмениваются пропорционально затратам труда и капитала на их производство. Ученик Джевонса Ф. И. Эджуорт первым попытался дать систематическое и строгое определение совершенной конкуренции.6

          Ф.И Эджуорт выделяет четыре условия совершенной области; первые два соотносятся с понятиями разнообразия или непрерывности, вторые два – с делимостью или подвижностью. Следующим этапом было определение необходимых и достаточных условий для достижения полезной концепции конкуренции. Конкуренция требует: во-первых, неопределенно большого числа участников с обеих сторон рынка; во-вторых, полного отсутствия ограничений ≪корыстолюбивого поведения≫ и, в-третьих, полной делимости продаваемых товаров. Исследуя конкуренцию, нельзя не остановиться на работах К. Маркса. Противоречивое единство монополии и конкуренции впервые было раскрыто именно К. Марксом. В марксистской теории были раскрыты причины появления монополии, экономическая характеристика и историческое место монополии. К. Маркс проанализировал три типа монополии: естественную, случайную и собственно капиталистическую. Естественная монополия не связана непосредственно с основным производственным отношением капитала. Она может существовать в любом обществе, где имеется частная собственность. Как правило, естественная монополия вытекает из природного преимущества, полученного тем или иным производителем в связи с монопольным обладанием особо благоприятными природными ресурсами. Наибольшее распространение природная монополия получила в сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Естественная монополия – один из древнейших видов монополии. Она существовала еще в рабовладельческом обществе. Производственные отношения, скрывающиеся за естественной монополией, меняются в зависимости от типа общественной формации, но одно условие остается неизменным – господство частной собственности. 7

               3. Идея третьего этапа третьего этапа считается создание теории монополистической и несовершенной конкуренции, концепции изменения сущности конкуренции под влиянием крупных монополий и роста влияния государства. 8

             Теория конкуренции А. Маршалла легла в основу экономического образования вплоть до 40-х г. XX столетия. Маршалл писал о том, что допускает, что силы спроса и предложения действуют свободно, что не существует прочного объединения торговцев на обеих сторонах, что каждый выступает самостоятельно и что широко развертывается свободная конкуренция, т.е. что покупатели обычно беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцы столь же беспрепятственно конкурируют с продавцами. Однако подчеркивал, хотя каждый выступает сам за себя, предполагается, что его осведомленность о  деятельности других обычно вполне достаточна, чтобы он не стал соглашаться продать по меньшей иене или покупать большей, чем все остальные. Маршалл отмечал, что не существует единого термина, строго соответствующего данной цели, но выражение ≪свобода производства и предпринимательства≫, или, короче, ≪экономическая свобода≫, указывает правильное направление и его можно употреблять за неимением лучшего. Таким образом, предполагается, что возможность свободного выбора одинаково может привести как к состязанию, так и к сотрудничеству.

            К многочисленным заслугам А. Маршалла можно отнести попытки учесть промежуточные состояния между монополией и конкуренцией, поскольку он указывал, что элемент монополии неизбежно имеется в любой конкурентной системе. Неоклассическая теория конкуренции была дополнена Д. Б. Кларком, Г. Фон Штакельберг, Д. С. Бейн, и конечно, Э. Чемберлин. Чемберлин рассматривает элемент монополии как естественную, нормальную черту конкурентной системы. Чемберлин полагает, что ≪чистая≫ конкуренция является нежизненной, искусственной абстракцией и не может рассматриваться как исходная база для описания реальности. Даже при любом большом количестве производителей и продавцов данного вида товаров каждый из них предлагает покупателям по существу свой особый, дифференцированный продукт. Дифференциация продукта вытекает из многих услий: особенности конструкции, форма и окраска, упаковка, оригинальная реклама, торговая марка, особый набор услуг, сопровождающий реализацию данного продукта, персональные свойства продавца, конкретное местоположение торгового предприятия. По мнению Ю. Ольсевича смысл дифференциации продукта по Э. Чемберлину это создание фирмой своего особого субрынка, фирма обеспечивает себе известную стабильность, устойчивый сбыт продукции. Дифференциация как естественная реакция на конкурентов, естественное проявление конкуренции.

Информация о работе Оценка конкурентноспособности компаний на примере «Кока-кола» и «Пеп-си-кола» на российском рынке