Оценка конкурентноспособности компаний на примере «Кока-кола» и «Пеп-си-кола» на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать теоретические модели различных типов рынков, и провести анализ двух компаний конкурентов.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1.Рассмотреть теоретические положения конкуренции.
2.Проанализировать различные виды конкуренции и типы рынков.
3.Провести анализ конкуренции на примере двух компаний

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Развитие теории конкуренции………………………………………………..6
1.2 Сущность и функции конкуренции……………………………………...…12
1.3 Виды конкуренции и типы рынков…………………………………...…….14
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ «КОКА-КОЛА» И «ПЕПСИ-КОЛА» НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
2.1 История развития 2-х компаний конкурентов……………………………..22
2.2 Сравнительный анализ компаний «Кока - Кола» и «Пепси-Кола»…...….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……...….29
СПИСОК ИСПОЛЬХОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…….………..31

Файлы: 1 файл

конкуренция.docx

— 120.09 Кб (Скачать файл)

Виды конкуренции в зависимости  от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка. Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

Виды конкуренции в зависимости  от соотношения числа субъектов  хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта. Различают внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция  — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия  производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции. Основные функции внутриотраслевой конкуренции:

возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;

стимулирование научно-технического прогресса;

экономическое принуждение к повышению  эффективности производства;

выявление слабых, менее организованных производителей;

ограничение экономической власти лидеров.

Межотраслевая конкуренция — это  конкуренция между предпринимателями  различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.

Основные функции межотраслевой  конкуренции:

возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия  создаются на прогрессивной научно-технической основе:

усиление интенсификации, рост эффективности  производства;

оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики.

В условиях несовершенной конкуренции  происходят изменения в проявлениях  межотраслевой конкуренции: усиливается влияние факторов, замедляющих перелив капитала (уровень развития транспорта, средств связи, экономической информации, кредитных отношений); ценообразование на продукцию небольших предприятий происходит в основном по законам совершенной конкуренции, а на продукцию крупных предприятий — в форме контроля за ценами с их стороны, которые преследуют цель стабилизации экономики. На рынке господствует установленная цена, которая уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости. Соответствие цен стоимостям устанавливается не путем колебания цен вокруг стоимости, а путем колебания стоимости вокруг зафиксированной цены продуктов: сохранение различий в производительности труда, преград, свойственных современной структуре экономики ведет к тому, что прибыль не распределяется равным образом с вложенным капиталом, а остается там, где она произведена.

Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара. Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.

Горизонтальная конкуренция —  это конкуренция между производителями  одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам: сервисное обслуживание, условия доставки и др.). Лидерами становятся те. кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.

Вертикальная конкуренция —  это конкуренция между производителями  разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью телевизора можно удовлетворить потребность в получении информации, досуга, обучения и др. Потребность в получении информации, кроме телевизора, можно удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции.

Виды конкуренции в зависимости  от соотношения спроса и предложения на конкретный товар. Выделяют следующие виды конкуренции, являющиеся разновидностями внутриотраслевой конкуренции: конкуренция продавцов товара и конкуренция покупателей товара.21

Чем выше степень конкуренции продавцов, тем ниже степень конкуренции  покупателей и наоборот. Векторы действия этих двух тенденций противоположны, носила и воздействие их на общество одинаковы, поэтому между ними существует определенное равновесие. При взаимодействии кривых спроса и предложения возникает период относительного равновесия, который имеет три фазы: кратковременную. среднюю и длинную. При кратковременном равновесии цена определяется спросом. По мере удлинения периода времени цена уже определяется стоимостью, т.е. издержками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы рынка.

Обычно в микроэкономике выделяются четыре основных типа рынков, приведенные  в таблице 1

Таблица 1. Основные типы рынков.1.22

 

 

 

 

Характеристики рынков

 

 

Рынки несовершенной конкуренции

 

 

Рынок совершенной конкуренции

Монополия

Олигополия

Рынок монополистической конкуренции

 

Число продавцов

Один (или один доминирующий среди нескольких)

Несколько взаимозависимых(до 5-8)

Достаточно много независимых (до 10-15)

Много независимых

 

Входные барьеры

 

Непреодолимые

 

Высокие

Высокие в краткосрочном периоде. Исчезают в долгосрочном периоде

 

 

Отсутствуют

Дифференциация продукции

 

Нет (один продукт)

Возможна, но нехарактерна

 

Есть

 

Однородные товары

Контроль над ценами

Полный

Нелегальный (сговор

За счет дифференциации

Нет




 

              Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.

 Различают три вида монополии.

Закрытая  монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние  издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия - монополия, при  которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Подобное разграничение монополий  носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет  близкого заменителя в других отраслях.

Чистые монополии в настоящее  время - редкое явление. Чаще встречаются  рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным  рынкам, нежели общенациональным. Более  того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.23

Рынок олигополии.

 На  рынке олигополии действуют несколько  крупных фирм. Обычно отрасль  относят к олигополистической, если от 2 до 8 фирм производят более половины продукции. Каждая из этих фирм обладает достаточной рыночной властью, и ее поведение оказывает заметное влияние на остальных участников рынка. Наряду с крупными фирмами на том же рынке могут работать и мелкие, но они не обладают заметной рыночной властью. Продукт может быть как однородным, так и дифференцированным. Если имеется некоторая дифференциация товаров, то покупателям труднее переключиться с товара одной фирмы на товар другой из-за приверженности определенному бренду, привычки, отличий в использовании товаров и т.д. Если же товар не предполагает возможность дифференциации, то даже при небольшой разнице в цене покупатель легко переключится с товара одно фирмы на товар другой. Доля рынка имеет огромное значение на рынке олигополии, за нее нередко разворачивается настоящая борьба. На данном типе рынка динамика слияний и поглощений гораздо выше, чем на рынках других типов. Рынок чувствителен к техническому перевооружению одной из фирм. Этот процесс обычно представляет реальную угрозу для фирм-конкурентов. На цену могут влиять только гиганты, так как, если одна из крупных фирм сократит выпуск продукции, это заметно скажется на общем рыночном предложении, и цены возрастут. В тех случаях, когда дифференцированный, на рынке олигополии присутствует неценовая конкуренция. В этом случае рынок олигополии приобретает некоторые черты рынка монополистической конкуренции. В случае однородного продукта возможна только ценовая конкуренция. Входной барьер для крупных фирм очень высок. Для рынка олигополии имеет место такая ситуация как картельный сговор. Картельным сговором называют сговор группы фирм, согласующих решения по поводу цен и объемов выпуска так, как если бы они были одно фирмой.

Дуополия является частным случаем  олигополии (две доминирующие фирмы). Она удобна для изучения особенностей олигополии с методической точки зрения.

             Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.24

               Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими основными признаками:

—   неограниченное число независимых  продавцов и покупателей товара конкурентной отрасли (несколько сотен или тысяч), причем каждый продавец имеет ограниченную долю рынка;

—     абсолютная однородность продукции  означает, что товары, предлагаемые к продаже, имеют одинаковые стандартные  свойства в отношении качества, упаковки и внешнего вида;

—    абсолютно свободный доступ на рынок  новых предприятий и свободный  выход из него существующих компаний;

—  абсолютная мобильность, то есть свобода перемещения  всех факторов производства, возможность  освободиться от лишних ресурсов или  привлечь дополнительные факторы;

—    полный обзор (прозрачность) рынка означает, что продавцы и покупатели информированы о ценах, качестве товаров, объемах их спроса и предложения, то есть они принимают решения в условиях определенности;

—   условия конкурентной борьбы одинаковы  для всех участников рынка, нельзя допускать, чтобы в конкуренции создавались  для кого-то преимущества, вытекающие из дружбы или различий в сроках поставки товаров.

          На совершенном рынке продавцы и покупатели встречаются не только в одном и том же месте, но и в одно и то же время, так чтобы каждый из них мог без промедления реагировать на все изменения на рынке. Ярким примером такого рынка является товарная, валютная и фондовая биржи. Цена конкретного товара на рынке совершенной структуры устанавливается в зависимости от спроса и предложения. Каждый отдельный продавец и покупатель не может оказывать на нее прямого влияния. Например, если продавец запрашивает высокую цену, все покупатели переходят к его конкурентам, если же продавец запрашивает более низкую цену, то на него будет ориентирован основной спрос, который он не в состоянии удовлетворить из-за незначительной доли рынка. Поэтому продавец приспосабливается к рынку путем регулирования объема продаж. Он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Изменить цену все же можно, если все продавцы будут действовать сообща.

Особые виды рынка:

монопсония – диктат одного потребителя (несколько производителей – один потребитель);

двусторонняя монополия (один производитель  – один потребитель).

Особенностью двух последних типов  рынков является непрозрачность сделок на них, и их повышенная коррупциогенность. Задачи оптимизации, характерные для разных типов рынков

совершенно-конкурентный рынок –  оптимизация выпуска продукции;

несовершенно-конкурентный рынок  – оптимизация выпуска и цены в комплексе;

на всех типах рынков – оптимизация  структуры затрат.25

 

 

 

 

2  ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ «КОКА-КОЛА» И «ПЕПСИ-КОЛА» НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

 

2.1 История развития 2-х компаний конкурентов

 

Начнем с истории   компании "Coca-Cola". Сегодня практически невозможно найти человека, которому не был бы знаком этот логотип "Кока-Кола": округлые белые буквы на красном фоне, которые складывающиеся в слова, просто священные для большинства американцев – Coca-Cola.

Появление Компании "Кока-Кола" в России произошло в 1980 году, когда  в Москве проходили Олимпийские  игры. "Кока-Кола" выступала в  качестве спонсора Олимпийских игр  с конца 1920-х. Но московские игры проводились  на территории идеологического врага, поэтому компания "Кока-Кола" не пожелала выставлять продукцию под  своей основной торговой маркой и  на Московской олимпиаде предложила апельсиновый напиток "Фанта". После  этого "Фанта" стала производиться  на некоторых советских предприятиях.

Поставки в Россию более  широкого ассортимента "Кока-Кола" начала в 1989г., а через год приняла  решение о развитии в России собственного производства.

В России "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" владеет 14 заводами (в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Орле, Нижнем Новгороде, Самаре, Ставропольском крае, Волжском, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и Владивостоке). Также строится 15-й в Ростовской области.

Компания "Coca – Cola Company" – безусловные один из лидеров российского рынка газированных безалкогольных напитков. На ее заводах работают линии производительностью 20 тысяч бутылок в час.26

Рекламные бюджеты Coca – Cola ежегодно превышают $100 млн. Оборот средней российской компании, работающей на данном рынке, составляет $10 – 15 млн. в год.

Более 70% материалов и сырья, необходимых для производства продукции  и продвижения ее на рынок, компания "Coca – Cola" и ее партнеры – боттлеры закупают в России. Компания оказывает содействие своим местным партнерам передовыми технологиями и ноу – хау, помогая им развивать местное производство упаковочных материалов, специальной автомобильной техникой, оборудованием для хранения продукции, печатной продукции и многих других видов товаров, необходимых для ведения бизнеса безалкогольных напитков.

Информация о работе Оценка конкурентноспособности компаний на примере «Кока-кола» и «Пеп-си-кола» на российском рынке