Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать теоретические модели различных типов рынков, и провести анализ двух компаний конкурентов.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1.Рассмотреть теоретические положения конкуренции.
2.Проанализировать различные виды конкуренции и типы рынков.
3.Провести анализ конкуренции на примере двух компаний
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Развитие теории конкуренции………………………………………………..6
1.2 Сущность и функции конкуренции……………………………………...…12
1.3 Виды конкуренции и типы рынков…………………………………...…….14
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ «КОКА-КОЛА» И «ПЕПСИ-КОЛА» НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
2.1 История развития 2-х компаний конкурентов……………………………..22
2.2 Сравнительный анализ компаний «Кока - Кола» и «Пепси-Кола»…...….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……...….29
СПИСОК ИСПОЛЬХОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…….………..31
Помимо напитков семейства Coca-Cola предприятия компании выпускают в России следующие продукты: Fanta, Sprite, Schweppes, Фруктайм, Powerade, Burn, BonAqua, Nestea, квас "Кружка и Бочка", соки и напитки Добрый, Nico Biotime, Rich, Ясли-Сад, Rich Fruit Mix. Этим, конечно же, компания увеличивает свою долю и преимущество на рынке газированных безалкогольных напитков.
В 2005 году компания Coca-Cola приобрела ведущего оператора российского сокового рынка - компанию "Мултон".27
История компании PepsiCo.
Напиток впервые был изготовлен в 1890-х годах в Нью-Берне, Северная Каролина фармацевтом Калебом Брэдхэмом (Caleb Bradham). 28 августа 1898 года "Brad’s drink" был переименован в "Pepsi-Cola". Торговая марка Pepsi-Cola зарегистрирована 16 июня 1903 г.
В 1965 году произошло историческое слияние The Pepsi-Cola Company и производителя соленых закусок Frito Lay – так родилась современная компания PepsiCo. С 2008 года туда входит компания "Лебедянский".
В 1959 году во время визита в США Никиту Хрущёва угостил "Пепси-колой" тогдашний глава департамента международных операций PepsiCo Дональд Кэндалл. В 1972 году был заключен контракт, в соответствии с которым компания обязывалась построить в СССР десять производственных цехов и поставлять на них концентрат напитка, а взамен на это получила эксклюзивный контракт на дистрибуцию водки "Столичная" в США. В 1974 году в Новороссийске был открыт первый завод компании. Во времена СССР новосибирский пиввинкомбинат (новое название Винап) выпускал Пепси-Колу по лицензии под названием Пепси. После окончания лицензии он стал выпускать свою Винап-колу
В марте 2008 года PepsiCo совместно со своим крупнейшим боттлером, The Pepsi Bottling Group, приобрела крупнейшего в России производителя натуральных соков – ОАО "Лебедянский", тем самым заняв лидерскую позицию на российском рынке соков и нектаров и укрепив свой продуктовый портфель линейкой полезной для здоровья продукции.
Сейчас у PepsiCo в России девять заводов - Frito Lay по выпуску чипсов в Кашире (Московская область) и в Азове (Ростовская область), "Лебедянский" по производству соков в Липецкой области и шесть заводов газированных напитков: Москва "Шерризон" (с 1999), Москва "Домодедово" (с 2009), Самара (с 1997), Екатеринбург (с 1998), Санкт-Петербург (с 1999), Новосибирск (с 2008). 18 октября 2010 года компания PepsiCo подписала инвестиционный меморандум о строительстве второго завода в Ростовской области, в г. Азове (и десятого по счету в России).
Последний завод по выпуску напитков PepsiCo построила в Домодедово - его открытие состоялось в прошлом году. Завод в Домодедово стал крупнейшей в мире производственной площадкой PepsiCo, инвестиции в него составили 180 миллионов долларов, потенциальная мощность завода - 2,1 миллиарда литров продукции в год.
За последние несколько лет объем инвестиций PepsiCo в Россию составил сумму порядка $3 млрд (с учетом приобретения ОАО "Лебедянский" и завода "Собол-Аква" в Новосибирске). В июле 2009 года PepsiCo заявила о готовности вложить в российский рынок ещё $1 млрд.
Продукция компании PepsiCo: Pepsi-Cola, Pepsi Light, Pepsi Max, 7 Up, Mountain Dew, Mirinda, охлаждённый чай Lipton и "Беседа", чистая питьевая вода "Аква Минерале", энергетические и тонизирующие напитки Adrenaline Rush и Drive Me, в 2010 году компания запустила производство кваса "Русский Дар",сок Tropicana. Также чипсы Lay's, кукурузные чипсы Cheetos, хлебные сухарики Хрусteam. В огромный холдинг PepsiCo входят: премиальные соки, нектары и морсы "Я", соки и нектары "Тонус", "Фруктовый сад", "Привет", "Долька", обогащённые витаминами и минералами соки "Тонус Актив Плюс", освежающие сокосодержащие напитки "Frustyle", морсы и компоты "Северная ягода".28
Подводя итоги истории сформулируем следующие выводы в таблице 2
Таблица 2 Краткие выводы о история компаний
Показатели |
Кока – Кола |
Пепси - Кола |
Выпуск продукции в США |
1886 год |
1889 год |
Выпуск продукции в СССР |
1779 год |
1771 год |
Состав продукта |
В начале века кокаин. Наше время отжатые листья не содержащие кокаин +орешки колы +разл.химикаты |
Пепсин(полезное вещество) +орешки колы+ различные химикаты |
Рецепт продукта |
Неизвестен до сих пор |
Известен всем |
Реклама в России |
Натиток № 1 в мире. Но в основном национальный напиток американцев |
Сильная маркетинговая позиция. Названо целое поколение «пепси» |
2.2 Сравнительный анализ компаний «Кока - Кола» и «Пепси-Кола»
Взаимоотношения марок Coca Cola и PepsiCo в России практически полностью повторяют ситуацию во всех странах мира: Coca Cola - на полшага впереди, PepsiCo, хотя и появилась в России значительно раньше, несколько отстает.
Хотя если проанализировать биржевые цены акций компаний, то можно увидеть следующее: акции PepsiCo растут, а акции Coca-Cola снижаются (Рисунок 1). С начала этого года бумаги PepsoCo подорожали на 14%, в то время как котировки Coca-Cola упали на 1,2%. За последние пять лет темпы роста продаж Coca-Cola увеличились на 2,4%, PepsiCo - на 7,8%.
Рисунок 1. Рост биржевой цены акций Пепси и Кока-Кола за 1980-2010 год.29
Таблица 3 Top100 самых дорогих брендов мира по версии BrandZ 30
№ |
Бренд |
Страна |
Ст-ть бренда в 2010г (млрд.$) |
Место в рейтинге в 2010 г |
Ст-ть бренда в 2011г. (млрд.$) |
Место в рейтинге в 2011 г |
Ст-ть бренда в 2012г. (млрд.$) |
Место в рейтинге в 2011 г |
1 |
Coca-cola |
США |
67,983 |
5* |
71,861 |
5* |
76,286 |
6* |
2 |
Pepsi |
США |
12,752 |
58 |
12,931 |
63 |
16,6 |
22 |
*Топ-100 брендов по версии BrandZ Кок а-Кола занимает в рейтинге 2010,2011 и 2012 года 5,5,6 места соответственно. А по версии «Рейтинг мировых брендов по результатам агентства Interbrand» Кока-Кола занимает № 1 в рейтинге. 31
Подведем итог таблице. О том, что бренд "Coca-Cola" является самой узнаваемой, самой брендовой компанией, можно и не смотреть результаты ежегодного рейтинга 100 мировых брендов. Кока-Кола , стабильно дорожающая из года в год и в этот раз, и даже несмотря на значительное снижение потребительского спроса, увеличила стоимость своего бренда еще на 3%, подорожав с 2009 по 2010 год, до 67 млрд долл. Компания PepsiCo повысила свое место в рейтинге с 58 до 22 места,что является большим результатом. К сожалению её бренд подорожал за 3 года незначительно, на 4 млд.долл.,в то время как бренд «Кока-Кола» подорожал на 9 млд.долл.32
Бренд «Coca-Cola» в 2012 году подорожал на восемь процентов и продолжает оставаться самым дорогим в мире. К такому выводу пришло агентство Interbrand в своем традиционном отчете о ста самых дорогих брендах мира. Торговая марка Coca-Cola, по данным экспертов агентства, стоит 77,8 миллиарда долларов. Для сравнения, Pepsi, идущую на 22-м месте, оценили всего в 16,6 миллиарда долларов, в 4,7 раза дешевле, чем Coca-Cola.33
Обе эти корпорации, производящие мало чем отличающиеся продукты, как сестры-близнецы, всегда стараются по пятам следовать друг за другом. Например, выход новой рекламной кампании у одной из них неизменно означает скорое появление обновленного образа другой. У PepsiCo и Coca-Cola сопоставимы даже основные финансовые показатели.
Еще можно проанализировать такой важный показатель, как выручка компании и чистая прибыль. (Рисунок 2)34
Вы́ручка (объём продаж) — количество денежных средств, получаемое компанией за 1 год её деятельности, за счёт продажи продуктов своим клиентам. Выручка - один из определяющих факторов, формирующих стоимость компании. Чистая прибыль- выручка за минусов всех расходов и уплаты всех налогов и отчислений.35
Как мы видим из рисунка 2, выручка компании Coca-Cola в период с 2005 до 2008 года постоянно росла, в 2006 году на 4,2% по сравнению с 2005 годом; в 2007 году на 19,8% по сравнению с 2006 годом; в 2008 году на 10,7% по сравнению с 2007 годом, а вот в 2009 году снизилась на 3% по сравнению с 2008 годом. У компании PepsiCo, картина похоже, ее выручка с 2005 года возросла на 33%,хотя тоже имела незначительное падение в 2009 году. Основной причинами этого снижения называют падения потребительского спроса, вызванного высокими темпами инфляции и нестабильным финансовым положением, проще говоря, мировым финансово-экономическим кризисом страны.
Что касается чистой прибыли компаний (Рисунок 3), то ситуация складывается так: за период с 2005 по 2009 гг, PepsiCo увеличила этот показатель на 49% (1,5 раза), а Coca-Cola всего на 40%.36
Около 23% процентов прибылей PepsiCo приходится на долю газированных напитков, тогда как в Coca-Cola этот показатель достигает 85%. Из этого можно сделать вывод, что компания Coca-Cola намного медленнее, чем Pepsi, переводит производство с газированных безалкогольных напитков на минеральную воду и соки, т.е. на более здоровые напитки.
Также хочется рассмотреть долю продаж внутри газированных напитков компании "Сoca-Cola" и PepsiCo. Больше всего компания продает продукцию Coca-Cola (сюда входит Coca-Cola, Coca-Cola Light)- 70% всего объема продаж. Второе место в рейтинге продаж занимает Sprite – 20%, а 10% достается Fanta. В ассортименте газировок компании "PepsiCo" самой популярной, конечно же, является Pepsi –58% всех продаж (Pepsi-Cola, Pepsi Light, Pepsi Max),. Другие лимонады компании – "Mirinda", 7UP, "Mountain Dew" пользуются существенно меньшим спросом. Это свидетельствует о том, что покупатели все-таки предпочитают "колосодержащие" напитки, и на такие бренды производители делают наибольший упор, например, в виде рекламы.37
В результате проведенного анализа отношения потребителей безалкогольных газированных напитков на примере компаний Кока-Кола и Пепси можно сделать следующие выводы:
Таким образом, маркетинговые
исследования принятия потребителями
решения о покупке и их отношения
к газированным напиткам как одного
из важнейших результатов этого
процесса, проведенные в данной работе,
создают информационно-
Заключение
Поставленные цель и задачи курсовой работы были полностью раскрыты в ходе работы:
1.Зарождение теории конкуренции произошло в девятнадцатом веке. Основоположниками данной теории были известные ученые-экономисты А. Курно, Л. Вальрас, занимавшиеся организацией теории, Дж. Робинсон, Г. фон Штакельберг, Э. Чемберлин и др.
Теория развивалась и без претензий по поводу отрыва от практики просуществовала вплоть до 50-60-х годов. На данный момент чистая теория конкуренции существует в качестве необходимого инструмента экономического анализа, который используется для решения широкого круга задач.
2.Рассмотрены типы рынков совершенной и несовершенной конкуренции и пришли к выводу, что рынок совершенной конкуренции является довольно редким случаем, так как его характеристики настолько строги, что им едва ли может удовлетворять реальный рынок, и лишь некоторые из рынков приближаются к нему. Монополия является прямой противоположностью рынку совершенной конкуренции и малореальна в масштабах страны, но, например, в маленьком городе ситуация монополии довольно типична. Монополистическая конкуренция и олигополия наиболее реальные типы строения рынков. И большинство примеров, которые были рассмотрены, действительно описывают эти рынки.
3.В работе были проанализированы рынки напитков, «Кока- Колы» и «Пепси» так как они, на наш взгляд, наиболее точно удовлетворяют теоретическим положениям. Рассмотренные компании являются ярким примером конкуренции. Сначала своего основания компания Пепси только и делает, что пытается вырваться вперед. Но выяснив, в ходе проведенного анализа, что Кока- Кола на рынке безалкогольных напитков все же занимает лидирующие позиции, Пепси постоянно прибывает в состоянии отставания.
В заключение хочется привести слова Г. Форда, который приветствовал своих коллег словами – «Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела – преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы».