Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать теоретические модели различных типов рынков, и провести анализ двух компаний конкурентов.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1.Рассмотреть теоретические положения конкуренции.
2.Проанализировать различные виды конкуренции и типы рынков.
3.Провести анализ конкуренции на примере двух компаний
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Развитие теории конкуренции………………………………………………..6
1.2 Сущность и функции конкуренции……………………………………...…12
1.3 Виды конкуренции и типы рынков…………………………………...…….14
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ «КОКА-КОЛА» И «ПЕПСИ-КОЛА» НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
2.1 История развития 2-х компаний конкурентов……………………………..22
2.2 Сравнительный анализ компаний «Кока - Кола» и «Пепси-Кола»…...….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……...….29
СПИСОК ИСПОЛЬХОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…….………..31
Из теории Э. Чемберлина Ю. Ольсевич можно
сделать вывод: что конкуренция по самой
природе своей изначально является монополистической
конкуренцией, потому средний производитель
и торговец потому и в состоянии выдерживать
состязание с крупным, что он сам является
частичным монополистом и способен контролировать
свой частичный рынок. Более того, у самих
крупных производителей всегда существует
стимул раздробить своё производство
на филиалы, чтобы приспособить его к местным
рынкам. Так конкуренция сама себя воспроизводит,
и чем глубже и шире дифференциация продукта,
чем больше данный рынок раздроблен между
частными монополистами, тем более он
устойчив против поглощения группой олигополистов
либо абсолютной монополией. За сохранение
конкуренции обществу приходится платить:
по сравнению со стандартизированным
продуктом, который предполагается ≪чистой≫ конкуренцией, дифференциация
продукта влечёт за собой рост издерпродукта
влечёт за собой рост издержек, ограничение
выпуска и повышение цен.9
4. На четвертом этапе происходит обогащение теории конкуренции идеями о необходимости использования чего то нового. Использование инноваций, новой информации, экономического прогресса, предпринимательства.
Й. Шумпетер продолжил критику идеала совершенной конкуренции, начатую Э.Чемберлином, на тех же основаниях – в реальности условия совершенной конкуренции отсутствуют, и предопределенного состояния равновесия, особенно если речь идет об олигополии, на рынке тоже нет. Й. Шумпетер выделил две стороны конкуренции – конкуренция организую и конкуренция дезорганизующая (или разрушительная) – явление, которое он назвал ≪созидательным разрушением≫. Рассматриваемая в качестве динамического процесса, конкуренция ведет к открытию нового товара, новой технологии, нового источника сырья или нового типа организации. Эта конкуренция, по словам Й. Шумпетера, содной стороны, обеспечивает существенное сокращение издержек и повышение качества продукции, но с другой стороны, угрожает существующим фирмам не незначительным сокращением прибылей и выпуска, а полным банкротством. 10
Монополистическая практика служит здесь элементом долгосрочной политики роста отрасли, а сама монополия обладает положительными чертами, которые могут перевешивать возможные структурные ее следствия в виде ограничения выпуска и роста цен. К положительным моментам монополии Й. Шумпетер относит следующие. Монопольная прибыль может служить эффективным способом накопления средств для финансирования дополнительных инвестиций в отрасли. В распоряжении монополиста могут находиться способы производства, недоступные или труднодоступные для его конкурентов. Монополия может иметь на порядок более устойчивое финансовое положение. У монополии больше средств для финансирования технического прогресса, что идет на пользу всей экономике, а не только данной отрасли. Совершенная конкуренция порождает такие дополнительные расходы в виде менее эффективной внутрифирменной организации производства, менее производительной технологии, невозможности эффективно оценить и использовать новые перспективы, которые делают подобный тип рынка, в глазах Й. Шумпетера, не только неоптимальным, но и даже нежелательным. Более широкий взгляд на конкуренцию и как бы в качестве продолжения концепции Й. Шумпетера развивает Ф. Хайек. Он критикует идеал совершенной конкуренции, но с несколько иных позиций, чем это делали Э. Чемберлин или Й. Шумпетер. Он считает, что экономическая теория просто неправильно использует сам термин ≪конкуренция≫. Согласно его точке зрения, конкуренцию следует рассматривать более широко, не только и не столько в качестве стратегии взаимодействия фирм на рынке, но в качестве движущей силы экономической жизни. Поэтому Ф.Хайек делает различие между конкуренцией как процессом динамическим по своей природе и конкурентным равновесием – статической версией модели рынка. Если анализировать статическую модель конкуренции, то по Ф. Хайеку, совершенная конкуренция оказывается лишь одной из возможных точек реального конкурентного процесса, а вовсе не единственной и не детерминированной. В качестве элемента конкурентного порядка сама конкуренция трактуется как процесс обучения, координации, открытия, метода проб и ошибок, отбора. Например, И.Кирзнер оценивает конкуренцию как процесс обнаружения и освоения новых возможностей, функция которого – обучать нас искать тех, кто может удовлетворить наши нужды наилучшим образом. Преимущества конкуренции как особой формы организации рынка проявляются в должной мере в динамике конкурентного процесса. Конкуренция действует через инновации. Инновации рассматриваются как способ снижения издержек и выхода на новые рынки. Однако возможна ситуация излишней конкуренции, когда отсутствие должной степени координации между фирмами-инноваторами ведет к дублированию усилий, росту издержек, что имеет своим исходом неэффективность инновационного процесса. В то же время конкуренция может трактоваться как вызывающая несовершенную координацию и ведущая к возникновению длительных и накапливаемых неравновесных состояний. Для преодоления этих негативных последствий конкуренции рынок вырабатывает особые институты координации – в виде слияний и поглощений, сотрудничества и стратегических союзов, которые помогают организовывать конкурентный процесс.11
5. И наконец пятый этап, когда под влиянием глобализации научные исследования были направлены на решение практических задач по выявлению конкурентных преимуществ стран и компаний, завоеванию лидирующих позиций на современных и будущих рынках. В конце ХХ века начинает развиваться еще один интересный подход к анализу конкуренции и конкурентных взаимодействий на отраслевых рынках. Эта концепция, получившая название ≪концепция границ», связана с исследованиями Лондонской школы экономики и, в частности, с работами Дж. Саттона. 12
Дж. Саттон исходит из принципиальной невозможности определения однозначной зависимости между уровнем концентрации (конкуренции) в отрасли и величиной отраслевой прибыли фирм применительно к сложным рынкам современной экономики. Нет необходимости в том, чтобы, как думали структуралисты и последующие эмпирические исследователи рыночных структур, искать прямую ли или обратную зависимость этих двух величин. Рынки динамичны по своей природе. Поэтому единственно, что может сделать исследователь, – это указать на границы допустимых рыночных исходов. Можно выделить лишь верхнюю и нижнюю границы, в рамках которых результаты взаимодействия фирм будут стабильными. Особая роль в определении стабильных рыночных конфигураций отводится, согласно Дж. Саттону, необратимым издержкам. Необратимыми считаются издержки, которые вынуждена нести фирма, собирающаяся войти в отрасль, и которые не несут фирмы, Дж. Саттон выделяет два типа необратимых издержек – экзогенные и эндогенные издержки. В качестве экзогенных необратимых издержек берутся издержки лицензирования деятельности фирмы, а также издержки, связанные с выходом производства на минимально эффективный уровень. К эндогенным издержкам относятся расходы на рекламу.13
Сущность конкуренции и ее движущие силы детально рассматриваются в трудах английского экономиста М. Портера. Он пришел к выводу о том, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Скорее, конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители– все являются конкурентами, в той или иной степени оказывающими влияние на отрасль. Результатом исследований М. Портера стала концепция пяти сил конкуренции, позволяющая определить детерминанты, оказывающие наибольшее влияние на хозяйствующие субъекты в условиях рыночной конкуренции. Согласно указанной концепции, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать как результат взаимодействия пяти конкурентных сил:
– угроза вторжения новых конкурентов;
– угроза появления продуктов – заменителей;
– экономический потенциал поставщиков;
– экономический потенциал покупателей;
– соперничество среди существующих конкурентов.14
Делая выводы можно сказать, что рассмотренные 5 этапов формирования конкуренции имели свое развитие. С каждым этапом происходило обогащение и насыщение различными идеями экономистов. Таким образом, трансформируясь в новые модели, соответствующие тому или иному уровню развития общества состояние каждой этапа и их совместное воздействие определяют возможности предприятия в конкурентной борьбе и его конкурентный потенциал.
Конкуренция между производителями выступает в качестве типа отношений между производителями по поводу определения цен и объемов предложения товаров на рынке. Подобным образом можно обусловить конкуренцию между потребителями как их отношения по поводу образования цен и объема спроса на рынке
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.15
В экономике говорят о деловой
конкуренции хозяйствующих
С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:
Как степень состязательности на рынке;
Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;
Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Конкуренция является обусловливающим фактором регулирования цен, стимулом инновационных процессов. Она содействует вытеснению с рынков неэффективных предприятий, рациональному применению ресурсов, препятствует диктатуре производителей-монополистов в отношении к потребителей.
Конкуренция осуществляет в рыночной экономике такие функции :
Функция регулирования. Для того чтобы , участвовать в конкурентной борьбе, бизнесмен обязан предлагать изделия, которым отдает предпочтение потребитель.
Функция мотивации. Для бизнесмена конкуренция обозначает шанс и риск в одно и тоже время:
предприятия, которые предлагают улучшенную и качественную продукцию или изготовляют ее с минимальными производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
фирмы, которые не реагируют на пожелание клиентов или нарушают правила конкуренции относительно своих соперниками на рынке, получают возмездие в виде убытков или вытесняются из данного рыночного сегмента (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция не только содержит стимулы повышения производительности но и позволяет разделять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным взносом. Это соответствует господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам результатами.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую мощность любого предприятия. Например, если монополист может предопределять одну допустимую цену, то конкуренция дает покупателю потенциал выбора среди нескольких производителей. Чем более совершенно конкуренция, тем справедливее цена. 17
Политика государства в
технический прогресс быстро распространяется относительно инновационного производства при помощи конкуренции ;
предприятия быстро адаптируются к изменяющимся условий, например, к нуждам потребителей (приспособление под давлением конкуренции).18
Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.
Виды конкуренции по масштабам развития. По масштабам развития выделяют следующее виды:
индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
местная (среди товаровладельцев какой-то территории);
отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
Виды конкуренции по характеру развития. По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.19
Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.
Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, СТИС, ПР, мерчендайзинг, обслуживание клиентов.
Поскольку конкуренцию в маркетинге
принято рассматривать в
В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:
- желания-конкуренты. Этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество способов вложения потребителем денежных средств;
- функциональная конкуренция. Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами. Это базовый уровень изучения конкуренции в маркетинге;
- межфирменная конкуренция. Это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности:
- межтоварная конкуренция. Это конкуренция товаров фирмы между собой. Она конкуренцией по сути не является, а представляет собой частный случай ассортиментного ряда, цель которого — создать имитацию потребительского выбора.