Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:50, курсовая работа
Целью работы является исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
определить конкурентоспособность продукции РУП «МАЗ»;
разработать направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1.Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции…….5
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции……………………………….5
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции……………………………....8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара…………………………..11
2.Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»………………….19
2.1 Организационно-экономический анализ деятельности предприятия……19
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия…………………………………22
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»………………..27
3. Направления повышения конкурентоспособности продукции……………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….43
В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. Наиболее подробно и комплексно факторы конкурентоспособности товара представлены у Р. Фатхутдинова [15, c.62]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:
Внешние факторы:
Внутренние факторы:
Необходимо отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.
Существует также мнение, что товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий.
Издержки производства – это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.
Производительность труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
Интенсивность
труда оценивается по индексам интенсивности
производства (промышленного и
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивает повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала[7, c.91].
В последние
годы большое значение в обеспечении
конкурентоспособности товаров
приобретает экологический
Таким образом,
рассмотрев и проанализировав факторы,
обеспечивающие конкурентоспособность
продукции, можно сделать заключение,
что конкурентоспособность
Наличие
множества разнообразных
Рассмотрим
классификацию показателей, определяющих
конкурентоспособность
Показатели качества
Экономические показатели
Стандартизируемые (определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями)
Регламентируемые (определяемые техническими регламентами и постановлениями)
Единовременные
Затраты на приобретение продукции
Текущие затраты на эксплуатацию продукции
Назначения
Эргономические
Эстетические
Унификации
Расходования сырья, топлива, энергии
Прочие
Патентно-правовые
Безопасности
Экологические
Оплаченная стоимость изделия
Расходы на транспортирование
Таможенные сборы и налоги
Расходы на монтаж или предпродажное обслуживание
Прочие
Расходы на обслуживание, услуги
Расходы на ремонт
Расходы на топливо, масла, энергию
Расходы на амортизацию изделия
Прочие
Расходы на утилизацию изделия
Рисунок 1.1. Классификация показателей, определяющих конкурентоспособность промышленной продукции
Примечание. Источник: [18, c. 63, рисунок 3.2]
Показатели
качества делятся на стандартизируемые
и регламентируемые, а экономические
показатели – на единовременные и
текущие. Чтобы определить уровень
конкурентоспособности
Для оценки
конкурентоспособности
- после выбора изделия, для которого проводится оценка, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется перечень технических и экономических параметров, подлежащих исследованию;
- сравнение по каждой из групп параметров. Суть такого сравнения - выяснить, насколько каждый параметр товара близок к параметру потребности. Инструментом сравнения здесь является единичный показатель: отношение величины параметра анализируемого товара к величине параметра, требуемой покупателем;
- на основе единичных проводится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемым товаром и потребностью, т.е. позволяют судить о степени ее удовлетворения;
- расчет интегрального показателя, представляющего собой численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров[12, c.129].
Эта методика
является наиболее полной. Здесь рассматриваются
такие показатели, как технические,
экономические, нормативные, а также
с учетом всех этих показателей рассчитывается
интегральный показатель конкурентоспособности.
Проводится изучение потребностей рынка,
и на основе этого строится формулировка
требований к изделию. К достоинствам
данного метода можно отнести
еще и то, что предлагается разработка
мер по повышению
В настоящее время оценка конкурентоспособности товара выводится из соображения, что для покупателя в процессе сравнения товаров выигрывает тот, у которого отношение суммарных затрат на приобретение и использование товара к полезному эффекту, получаемому от данного товара, минимально по сравнению с другими аналогичными товарами, т.е.
, (1.1)
где К – оценка конкурентоспособности товара;
P – суммарные затраты на приобретение и использование товара;
I – полезный эффект, получаемый от данного товара.
Полезный эффект (I) рассчитывается как интегральный показатель качества товара, включающий в себя три группы показателей: основные характеристики товара (технические, конструктивные); регламентируемые (т. е. соответствующие стандартам); параметры и признаки, характеризующие эстетические свойства товара (дизайн, упаковка и т. д.). Каждый показатель входит в интегральный показатель со своим весом, зависящим от значимости для потребителя.
Суммарные затраты на приобретение и использование товара (Р) включают: цену изделия, расходы на транспортировку, установку, обучение персонала, эксплуатацию, ремонт, техобслуживание, налоги, страхование и т.д.
Таким образом, существующая в современной экономической литературе оценка конкурентоспособности товара основана на учете только двух, хотя и интегральных, показателей его качества и цены потребления, т.е. может быть представлена как функция этих двух показателей:
, (1.2)
На практике критерии, по которым потребитель оценивает и выбирает товар, включают в себя гораздо больше показателей, чем цена и качество. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара необходимо учитывать не только требования потребителя к его цене и качеству, но и требования, относящиеся в основном к сфере заключения сделки и эксплуатации товара, такие как оперативность поставки, обеспеченность запчастями, организация сервиса, репутация страны-изготовителя и конкретного поставщика и т.д. Необходимо также учитывать степень известности марки и привязанности к ней потребителя.
На разных
рынках вес каждого из этих критериев
может быть разным, а потому оценивать
конкурентоспособность нужно
Однако если в показателе конкурентоспособности учесть все критерии потребителей конкретного рынка, то он покажет лишь ожидаемую, а не реальную конкурентоспособность, ибо для успешной продажи товара необходимо, чтобы он появился на том рынке, на котором действительно нужен, в нужном количестве, в нужный момент времени; чтобы потребитель был подготовлен к появлению данного товара, а маркетинговая программа была бы неуязвимой для конкурентов. Все это зависит от эффективного выполнения трех маркетинговых функций: изучение рынка, управление разработкой и производством товара, управление сбытом и продвижением[10, c.42].
Таким образом, данная концепция приводит к более широкому понятию реальной конкурентоспособности товара, которое зависит не только от соотношения «качество—цена», не только от соответствия критериям потребителей, но и от конкурентоспособности всей маркетинговой деятельности фирмы, т.е.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»