Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:50, курсовая работа
Целью работы является исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
определить конкурентоспособность продукции РУП «МАЗ»;
разработать направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1.Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции…….5
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции……………………………….5
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции……………………………....8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара…………………………..11
2.Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»………………….19
2.1 Организационно-экономический анализ деятельности предприятия……19
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия…………………………………22
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»………………..27
3. Направления повышения конкурентоспособности продукции……………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….43
Примечание – Источник: собственная разработка
По максимальной интегральной оценке необходимо выбрать эталон. По приведенным расчетам можно сделать вывод о том, что максимальная оценка принадлежит изделию MAN TGA 40390. Она составляет 9,293.
Для расчета
уровня конкурентоспособности
МАЗ-551605: 8,572/9,293=0,93
КАМАЗ 6520: 9,022/9,293=0,97
По приведенным
расчетам можно сделать вывод, что
конкурентоспособность
Проведем
оценку конкурентоспособности
Таблица 2.12 - Показатели конкурентоспособности самосвалов МАЗ-551605 и КАМАЗ 6520
Показатель |
КАМАЗ 6520 |
МАЗ-551605 |
Единичный показатель gi |
Весовой коэфф. ai |
Групповой показатель G |
Качественные параметры | |||||
Внешний вид |
9 |
7 |
1,3 |
0,1 |
0,13 |
Экономичность |
9,286 |
9,286 |
1 |
0,20 |
0,2 |
Технические показатели |
9,286 |
8,714 |
1,1 |
0,25 |
0,28 |
Ремонтоспособность |
9,429 |
9,714 |
0,9 |
0,15 |
0,14 |
Надежность в эксплуатации |
8,714 |
8,429 |
1,03 |
0,15 |
0,16 |
Сервис |
8,143 |
7,429 |
1,1 |
0,15 |
0,17 |
Итого: |
1,1 | ||||
Экономические параметры | |||||
Цена |
93000 |
87000 |
- |
- |
- |
Затраты на эксплуатацию 5% |
4650 |
4000 |
- |
- |
- |
Расходы на ремонт 10% |
9300 |
8000 |
- |
- |
- |
Расходы на транспортировку 0,5% |
465 |
400 |
- |
- |
- |
Итого: |
107415 |
92400 |
- |
- |
1,16 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Рассчитаем интегральный показатель путем деления группового показателя по техническим параметрам на групповой показатель по экономическим параметрам, т. е. I=1,1/1,16=0,95
Так как интегральный показатель меньше единицы (0,95 < 1), то самосвал МАЗ-551605 уступает самосвалу КАМАЗ 6520 и по качественным параметрам и по экономическим параметрам.
Таким образом, для того чтобы рынок сбыта был стабильным и развивающимся необходимо, прежде всего, повысить конкурентоспособность, в первую очередь, на рынках стран СНГ и развивающихся стран. В настоящее время ситуация на рынке является достаточно благоприятной для завода, позволяющая ему реализовать собственные конкурентные преимущества. Дальнейшее расширение рынка сбыта автотехники МАЗ должно осуществляться как за счет повышения конкурентоспособности продукции, так и за счет разработки и освоения новых ее видов. Соответствие автомобильной техники МАЗа постоянно растущим международным требованиям к техническому уровню, требованиям безопасности, экологии и охраны здоровья позволит сохранить и расширить рынки сбыта не только в странах СНГ, но и в других странах мира.
Повышение
конкурентоспособности
Основной
стратегической целью Минского автомобильного
завода на ближайшие годы является
повышение
Реализация стратегической цели завода предусматривает:
- обновление и расширение номенклатуры выпускаемой продукции;
- техническое перевооружение производства с заменой устаревшего морально и физически изношенного оборудования и технологии на новые, более прогрессивные и современные;
- проведение комплекса мероприятий по снижению себестоимости продукции;
- дальнейшее развитие маркетинговой деятельности с целью завоевания и освоения новых рынков сбыта;
- улучшение гарантийного и сервисного обслуживания продукции завода у потребителей;
- освоение производства ряда деталей и узлов взамен покупаемых в настоящее время в странах дальнего зарубежья.
Реализация
данной стратегии позволит заводу повысить
конкурентоспособность и
Так как
РУП «МАЗ» относится к
Разработка и производство автомобильных компонентов должны осуществляться специализированными фирмами, поставляющими продукцию широкой номенклатуры и разных типов и размеров изготовителям автотранспортных средств. Оптимальный объем продажи позволит таким фирмам быстро окупать вложения, вкладывать значительные инвестиции в научно-исследовательские разработки и расширение производства, оперативно внедрять новые технологии и поддерживать конкурентоспособность своих изделий. При этом совершенствование компонентов специализированными фирмами будет обеспечивать повышение конкурентоспособности автомобильной техники РУП «МАЗ».
Необходимо
стимулировать развитие производства
комплектующих изделий, конструкционных
и эксплуатационных материалов на предприятиях
смежных отраслей промышленности, в
том числе новых поколений
шин, удовлетворяющих требованиям
по уровню шума и экологии, изделий
электронной и
Развитие
автомобилестроительной отрасли базируется
на фундаментальных и прикладных
исследованиях, направленных на создание
новых видов автомобильной
Для решения
этих задач необходимо обеспечить формирование
на РУП «МАЗ» и на других предприятиях
машиностроительной отрасли соответствующего
кадрового потенциала с использованием
комплексной системы
Развитие
РУП «МАЗ», а также уровень
конкурентоспособности его
Автомобильное производство является источником загрязнения окружающей среды. На РУП «МАЗ» предполагается значительно снизить выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду за счет совершенствования наиболее вредных технологических процессов, замены устаревшего оборудования, средств доставки и утилизации отработанных технологических материалов.
Повышение
экологических характеристик
На первом
этапе необходимо оптимизировать конструкцию
и технологию изготовления автомобильной
техники «МАЗ», упорядочить нормативные
требования по экологии и организовать
выпуск автомобилей, удовлетворяющих
нормам Комитета по внутреннему транспорту
Европейской экономической
Для того чтобы выпускать конкурентную, востребованную рынком продукцию, необходимы новые современные технологии и соответствующее оборудование.
Прежде всего, при планировании технико-эксплуатационных параметров нового изделия необходимо провести исследования рынка с целью определения отставания от конкурентов на данном рынке по важнейшим показателям качества, а также необходимо спрогнозировать тенденции научно-технического прогресса в данной области на период внедрения нового товара у потребителя. Эти параметры закладываются в техническое задание на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Затем конструкторы, технологи, экономисты и менеджеры ищут пути технического и организационно-экономического решения проблем и документально оформляют способы материализации планируемых показателей. После этого изготавливают и внедряют новые изделия у потребителей. Схема применения опережающей базы сравнения при планировании технико-эксплуатационных параметров нового изделия приведена на рисунке 3.1.
П4
П3
П2
П1
A
Т1
Т2
Т3
Т4
Т
В0
Л0
В
C
D
Тенденции технического прогресса в данной области
Показатель
объекта (П)
П - оцениваемый параметр;
Т – момент времени оценки;
ЛО – лучший образец конкурентов на данном рынке;
ВО – выпускаемый образец товара фирмы.
Рисунок 3.1 - Схема применения опережающей базы сравнения
Примечание – Источник: собственная разработка
Предположим,
выпускаемый образец имеет
Кроме того, еще нужно время для реализации плановых параметров будущего товара в конструкторской документации (Т2), технологической документации (Т3), изготовления и внедрения у потребителя (Т4).
При ориентации параметров выпускаемого образца на лучший образец к моменту внедрения нового образца у потребителя (Т4) отставание от лучших мировых достижений будет равно П4 - П2. Поэтому ориентация плановых показателей нового образца на показатели лучшего образца на данном рынке не обеспечит конкурентоспособности нового образца. Будет только частичное улучшение выпускаемого образца. Если при планировании показателей качества ориентироваться на тенденции НТП в данной области на начало освоения новой продукции в серийном производстве (точка "С"), то отставание нового образца от тенденций НТП будут меньше (П4 - П3). Этот подход можно применять при отсутствии экспериментальной базы, качественной информации и средств для коренного улучшения товара.
Схему, представленную на рисунке 3.1, необходимо использовать в том случае, когда увеличение показателя приводит к повышению качества и конкурентоспособности продукции. Например, при планировании таких показателей, как производительность, средняя скорость, грузоподъемность, срок службы и др.
В случае, когда снижение показателя приводит к повышению качества и конкурентоспособности продукции, например, удельный расход топлива, уровень шума, содержание вредных веществ, необходимо использовать схему, представленную на рисунке 3.2.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»