Оценка стоимости предприятия Коммерческого Банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в обосновании стоимости Коммерческого Банка затратным подходом.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих основных задач:
- определить цели и задачи оценки стоимости предприятия (бизнеса) затратным подходом;
-сформулировать особенности определения оценки стоимости коммерческого банка;
- обосновать выбор целесообразного метода оценки стоимости бизнеса в рамках затратного подхода;
- представить необходимое для определения стоимости методическое и информационное обеспечение;
- провести финансовый анализ деятельности Банка.

Файлы: 1 файл

аку.doc

— 482.50 Кб (Скачать файл)

2.1. Информационная  база оценки стоимости предприятия  (бизнеса) затратным подходом

Залог успешной оценки бизнеса — качественная информационная база. Информация необходимая для  оценки собирается из различных источников. При этом важно, чтобы она отражала состояние внешней (макроэкономической и микроэкономической) и внутренней среды бизнеса в различные периоды времени. Характеристики оцениваемого бизнеса на дату оценки являются результатом предыдущего развития, предпосылкой будущего развития и одновременно зависят от положения дел в экономике страны, в отрасли и регионе. Поскольку стоимость бизнеса является результатом воздействия многочисленных взаимосвязанных факторов, постольку и информация необходимая для ее оценки представляет собой систему взаимосвязанных информационных блоков, среди которых выделяются финансовые результаты деятельности предприятия [15].

Оценочная информация классифицируется по различным критериям. В зависимости от характеризуемых  условий выделяются внешняя и  внутренняя информация. Внешняя информация характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли, в стране, на внешнем и внутреннем рынках. Необходимость анализа внешней информации определяется тем, что нормальное функционирование бизнеса (объем продаж, прибыль) во многом определяется внешними условиями функционирования предприятия.

Основные источники внешней информации:

— программы  правительства и прогнозы;

— периодическая  экономическая печать;

— аналитические  обзоры информационных агентств;

— данные Федеральной  службы государственной статистики;

— законодательство Российской Федерации [25].

Внутренняя информация описывает само предприятие, дает отчет о его деятельности, организационной структуре, финансовых результатах. Цели работы оценщика по сбору внутренней информации:

— анализ истории  компании с целью выявления будущих  тенденций;

— сбор информации для прогнозирования объемов  продаж, денежных потоков, прибыли;

— учет факторов несистематического риска, характерных  для оцениваемого бизнеса;

— корректировка  и анализ финансовой документации.

В зависимости  от размещения источника выделяется аутсайдерская и инсайдерская информация. Аутсайдерская информация является публичной, доступной широкой публике, открытой, т.к. она печатается в средствах массовой информации или в сети интернет. Источник аутсайдерской информации расположен в не фирмы. Инсайдерская информация, напротив, нигде не публикуется либо содержится во внутренних изданиях, о которых посторонние предприятию люди даже не подозревают, к инсайдерской относится также и конфиденциальная информация. Источник такой информации расположен внутри фирмы.

В зависимости  от параметров бизнеса и показателей, характеризующих его состояние, информацию можно подразделить на обычную и специфическую. Общая информация включает в себя стандартные показатели, характеризующие деятельность любого предприятия, без учета его специфики. Специфическая или особенная информация, напротив, отражает особенности оцениваемого бизнеса, обусловленные его отраслевой принадлежностью, месторасположением и т.п.

В зависимости  от характеризуемых аспектов бизнеса  информация подразделяется на финансовую, правовую, управленческую, технико-технологическую, хозяйственно-экономическую.

И наконец, учитывая, что в любом предприятии заключено  органическое единство имущественного комплекса и бизнеса, следует различать информацию относящуюся к имуществу предприятия и информацию содержащую характеристики предприятия как бизнеса. В зависимости от доступности информация подразделяется на публичную и конфиденциальную.

Все перечисленные  информационные блоки должны быть взаимосвязаны  в пространстве и во времени и соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к оценочной информации [15].

Информация, используемая в процессе оценки бизнеса, должна  соответствовать требованиям:

— полноты и  достоверности финансово-экономической, технико-экономической и управленческой информации, характеризующей деятельность предприятия за период предыстории, а также в будущем периоде;

— точного соответствия целям оценки;

— комплексного учета внешних условий функционирования оцениваемого предприятия.

При этом анализируемая  оценщиком информационная база должна содержать все необходимые сведения и быть достаточной для обоснованного заключения о стоимости предприятия.

Любой бизнес подчиняется  законам и подзаконным правовым актам страны-резидента, ряд которых являются общими для всех предприятий — юридических лиц, а часть которых относятся только к предприятиям определенных отраслей и сфер деятельности.

Основные источники  информации, используемые оценщиком:

— статистическая и прогнозная информация о рынке, отрасли,

стране, регионе функционирования предприятия;

— баланс предприятия;

— отчет о прибылях и  убытках;

— отчет о движении денежных средств;

— сведения об имущественном комплексе предприятия [25]

Не менее  важной для стоимостной оценки является аутсайдерская, публичная информация, причем особое внимание следует обратить на местные печатные издания, в которых можно обнаружить информацию о спорах и судебных разбирательствах касающихся прав собственности на тот или иной объект оценки, о скрытом обременении объекта или сомнительных сделках, которую владельцы предприятия предпочли бы скрыть, но которая существенно повлияет на величину стоимости бизнеса. Кроме этого, в публичных источниках (газетах, журналах, интернет-сайтах) можно найти и отчет компании, подготовленный для собрания акционеров, и данные о недавно совершенных сделках с аналогичными объектами, и информацию о состоянии фондового рынка, и рейтинговые обзоры, позволяющие определить место оцениваемого предприятия среди других компаний.

Помимо непосредственно получения информации оценщик должен ее обработать: проверить, внести необходимые корректировки и рассчитать относительные показатели. Кроме этого, зачастую необходимо для получения сопоставимых данных произвести инфляционную корректировку данных, а также нормализовать бухгалтерскую отчетность [15].

 

2.2. Методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса) затратным подходом

Затратный подход в оценке бизнеса включает в себя ряд методов, позволяющих оценить  бизнес как совокупность активов, представляющих собой некоторый имущественный комплекс, являющийся достаточным для производства услуг. Балансовые методы оценки позволяют определить стоимость имущественного комплекса с учетом текущего состояния экономики и сложившегося на момент оценки бизнес-окружения оцениваемой компании [22].

Применение  различных балансовых методов позволяет с той или иной степенью достоверности определить, сколько средств необходимо новому владельцу для того, чтобы создать компанию аналогичного профиля с аналогичными характеристиками имеющегося у оцениваемой компании имущественного комплекса. Полученные оценщиком результаты дают основу для суждений инвестора: приобрести готовую компанию либо самостоятельно создать новое предприятие.

В данном случае оценщик должен приложить максимум усилий для того, чтобы полученные результаты максимально достоверно отражали рыночную стоимость имущества компании. В отдельных случаях полученные с применением балансовых методов оценки бизнеса будут наиболее значимыми, в частности:

  • если новый владелец собирается перепрофилировать бизнес;
  • если имущественный комплекс обладаем достаточной гибкостью для расширения бизнеса и создания многопрофильного предприятия;
  • если компания функционирует относительно недавно;
  • если персонал не принимает большого участия в управлении компанией.

Балансовый  собственный капитал компании, отображенный в бухгалтерском балансе, является разницей между всеми активами и всеми её обязательствами. Однако рассчитанный таким образом, он не соответствует рыночной стоимости в силу того, что большинство статей баланса не соответствует рыночной стоимости активов и обязательств. Чаще всего оценщики рассматривают показатель балансового собственного материального капитала в качестве исходного показателя и на основе определенным образом проведенных корректировок определяют стоимость бизнеса.

В пользу такого подхода свидетельствует то, что показатель может быть  получен непосредственно из отчетности и, кроме того, он понятен большинству специалистов, которые могут участвовать в решении спорных вопросов по результатам оценки.

Применяя корректировки  к различным статьям баланса, оценщик может получить результат, равный балансовому собственному капиталу. Это будет означать, что показатель реально отражает стоимость бизнеса, но такое его решение будет обоснованно и практически неоспоримо. Последовательность определения стоимости бизнеса методом рыночного собственного материального капитала представлена на рис.2.1.

 









 

Рис.2.1. Схема  определения рыночной стоимости  компании на основе метода балансового  собственного капитала [22]

Наиболее типичными  корректировками, которые проводит оценщик в данном случае, являются:

- исключение из баланса  нематериальных активов, которые  утратят свою ценность при  перепрофилировании компании, изменении  системы управления и т.д.;

-исключение из баланса  нематериальных активов, имеющих  большое влияние на доходность бизнеса и в силу этого требующих применения к каждому в отдельности оценочных подходов, позволяющих определить их рыночную стоимость;

- исключение из баланса  активов, не имеющих отношения  к основной деятельности компании.

Необходимость проведения корректировок для определения стоимости бизнеса не позволяет оценщику ограничиться работой с бухгалтерской отчетностью: необходим осмотр объектов оценки, изучение технической документации, опрос персонала компании.

Концепция метода рыночного  собственного материального капитала состоит в том, что нескорректированный ретроспективный баланс используется в качестве базы для разработки приведенного баланса, отражающего рыночные значения отдельных активов и пассивов компании.

Ретроспективный баланс –  это последний на дату оценки годовой баланс, составленный в соответствии с требованиями к бухгалтерской отчетности.

Переход к экономическому балансу осуществляется следующим  образом:

- основные средства оцениваются  по их рыночной стоимости;

- дебиторская и кредиторская задолженности корректируются с учетом реальных условий возврата  и получения средств;

- определение рыночной  стоимости материально-производственных запасов [10].

В общем случае последовательность определения стоимости  бизнеса будет следующей (рис.2.2.)


 







 

Рис. 2.2. Схема определения рыночной стоимости компании методом рыночного собственного материального капитала [22]

 

Основные принципы корректировок предполагают, что  оценщику следует в каждом конкретном случае конкретизировать их применение с учетом целей оценки, особенностей бизнеса, характера бизнес-окружения, контрагентов компании.

В современных  российских условиях метод чистых активов  является наиболее распространенным при  оценке стоимости коммерческого  банка затратным подходом. Экономическая сущность метода чистых активов заключается в поэлементной рыночной оценке активов и обязательств коммерческого банка. Балансовая оценка активов может не отражать их реальной рыночной стоимости, поэтому для определения рыночной стоимости банка методом чистых активов предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств. На заключительном этапе рыночную стоимость коммерческого банка можно представить как разницу рыночной стоимости активов и обязательств.

Применение  метода чистых активов для оценки стоимости банка предполагает проведение нескольких этапов:

1. Анализ финансового состояния коммерческого банка;

2. Оценка рыночной стоимости активов коммерческого банка;

2.1. Оценка кредитного портфеля;

2.2. Оценка портфеля ценных бумаг;

2.3. Оценка нематериальных активов банка;

2.4. Оценка основных средств и материальных запасов;

2.5. Оценка прочих  статей актива баланса;

3. Оценка рыночной  стоимости обязательств коммерческого  банка;

4. Определение  рыночной стоимости коммерческого  банка.

1. Анализ финансового состояния коммерческого банка является обязательным этапом в процессе оценки банковского бизнеса. Для оценки стоимости банка методом чистых активов необходимо проанализировать структуру и динамику активов и пассивов, доходность активов и стоимость обслуживания пассивов.

2. Оценка рыночной  стоимости активов коммерческого банка включает в себя ряд последовательных действий.

2.1. Оценка кредитного портфеля является одним из основных этапов оценки стоимости активов банка. Подходы к оценке кредитного портфеля в отечественной литературе представлены рядом методик, которые следует использовать с определенными корректировками, в связи с переходом банков на МСФО и изменениями нормативной базы, регулирующей банковскую деятельность. Целесообразно использовать доходный подход к оценке стоимости кредитного портфеля.

Информация о работе Оценка стоимости предприятия Коммерческого Банка