ООН как системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль.

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Вступление

 

         1.В современных  международных отношениях международным  организациям отводится  значительная  роль.  Начиная с 19 века, стремление  к интернационализации многих  сторон жизни общества  вызвало  необходимость создания новой  формы международного сотрудничества.  Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и Всемирного почтового союза в 1874 г.  В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус.  Это позволяет говорить о системе международных организаций,  центром которой является ООН (Организация Объединенных Наций). 

         ООН - универсальная  международная организация, созданная  в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами.  Устав ООН обязателен для всех государств и его преамбула гласит: “Мы, народы объединенных наций,  преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, обеспечить,  чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, решили объединить наши усилия для достижения этих целей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История создания ООН как  системы

     Система Организации Объединенных Наций (далее  ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание причины  появления всех ее элементов.

     Система ООН зародилась более 100 лет назад  как механизм управления мировым  сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные  межправительственные организации. Появление  этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

     Как известно, лозунг неотъемлемости и  незыблемости суверенитета народа и  государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических  революций во многих европейских  странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.

     Научно-технический  прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

     Вначале, главной целью межгосударственного  сотрудничества в рамках международных  организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества  - связь, транспорт, отношения с колониями.

     Вопрос  о возникновении первой международной  организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.

     Именно  административные союзы оказались  наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций.

     По  образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течении целого века.

     Начало  двадцатого столетия ознаменовало конец  спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма  породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

     Идея  создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.

     Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом  политического и международного сотрудничества.

     В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем  организации международного мира и  безопасности двигалась весьма медленно.

     Вторая  мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими  армиями, дала мощный толчок правительственной  и общественной инициативе по организации  мира и безопасности.

     На  правительственном уровне впорос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.

         В научной литературе существуют разногласия о том, кто  из союзников и в каком документе  первым предложил создание Организации  Объединенных  Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

         Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствие название Атлантической хартии.  Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября  в международном календаре называется  Днем ООН.

     Важным  этапом на пути создания ООН стала  конференция союзных держав  в  Москве в 1943 году.

     В декларации от 30 октября 1943 года подписанной  представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость  учреждения  в возможно короткий срок всеобщей международной организации  для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые»1.

     Особенностями этой организации следует назвать  ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям.

     Дальнейший  ход  подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

     Это решение реализовалось на конференции  в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся  принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу.

     Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

     Следует отметить, что первоначально представления  об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же  время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации».

     Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию  широкой компетенцией, содействующую  сотрудничеству государств в области  экономики, социального обеспечения, науки, культуры  и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

     Данное  предложение встретило отпор  ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями  в сфере экономики была различной  и наиболее полно выразилась в  позициях СССР и Великобритании.

     Советские  представители высказывали мнение, что  регулирование экономических отношений  является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

     Великобритания  выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики  несовместимо с принципами рыночного  либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние экономические связи государств.

     Таким образом, по вопросу компетенции  ООН в социально-экономической  сфере у государств-учредителей  единства не было. Высказывались два диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-экономического развития. В конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества2. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на Экономический и Социальный Совет 3. В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений   отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества   из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.

Информация о работе ООН как системы