Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:15, курсовая работа
В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль.
Такая стратегия характерна для ТНК, специализирующихся на производстве пищевых продуктов и готовой одежды. Но и в других отраслях производства товаров и услуг международным компаниям приходится следовать специфичным условиям спроса в принимающих странах. Например, корпорация «Асеа Браун
Бовери»
(Швеция – Швейцария) выпускает в
Швейцарии по государственным заказам
локомотивы, спроектированные специально
для горных железных дорог , в Индии
местный филиал той же ТНК производит
локомотивы в соответствии с индийскими
государственными стандартами и с использованием
комплектующих изделий, изготовленных
в Индии.
3.2.
Отдельные крупные
Европейский
союз
Европейский
союз, насчитывающий ныне в своем составе
15 государств- членов с населением около
370 млн. человек, представляет собой наиболее
развитую и совершенную интеграционную
группировку в мире. Его создание было
обусловлено прежде всего тем, что именно
в Западной Европе после Второй мировой
войны с наибольшей силой проявилось противоречие
между интернациональным характером современного
производства и узкими национально- государственными
границами его функционирования. Кроме
того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская
интеграция подталкивалась вперед непосредственной
конфронтацией на континенте двух противоположных
общественных систем. Важная причина состояла
в стремлении западноевропейских стран
преодолеть негативный опыт двух мировых
войн, исключить возможность возникновения
их на континенте в будущем[14].
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз
(становление
третьей и четвертой форм еще
не завершено), развиваясь вглубь
и вширь. При этом неоднократно изменялись
официальные и неофициальные названия
данной интеграционной группировки, что
отражало ее эволюцию.
Этапы
интеграции
Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз.
Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу1992 года по товарам.
Правда,
пока еще он не сложился в электроэнергетике,
а также по многим видам услуг
(особенно важно – транспортных).
Нет до сих пор единого конкурентного
рынка государственных заказов. В то же
время не осталось препятствий на пути
свободной миграции (по крайней мере, правовых
препон) капиталов и рабочей силы, хотя
фактически такие препятствия создаются
в каждом конкретном случае бюрократическим
исполнением нормативных актов ЕС.
Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса
Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств – членов ЕС в декабре 1991 года (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 года) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента[15]:
1. во-первых, введение с 1993 года единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран – членов ЕС;
2.
во-вторых, формирование политического
союза, что подразумевает
3.
в-третьих, формирование
В
настоящее время
1.
Совет Европейского союза (СЕС)
2.
Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный
орган, своего рода
Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.
3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 года прямым голосованием граждан во всех странах – членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем правительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 года функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.
4.
Европейский суд,
5. ФЕОГА, на который приходится большая часть бюджеты ЕС.
6.
Европейский социальный фонд, облегчающий
перемещение рабочей силы внутри
ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве.
7.
Европейский фонд
8.
Европейский инвестиционный
ЕС.
НАФТА
и МЕРКОСУР
Еще в 60-е гг. латиноамериканские предпринимали попытки создания интеграционных группировок в своем регионе с целью повышения уровня конкурентоспособности национальных предприятий и организации крупных и открытых рынков. В 1960 г. Был подписан «Договор Монтевидео» о создании зоны свободной торговли, включавшей страны-члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ). Позже эту организацию сменила
Латиноамериканская
ассоциация интеграции (ЛАИ)[16].
Кроме того, в 90-х гг. в Центральной и Южной Америке (формально) функционирует Андская субрегиональная группировка, Центральноамериканский общий рынок, Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ).
Однако,
несмотря на принятые этими интеграционными
группировками программы
Реальная активизация интеграционных процессов на американском континенте наблюдалась в 90-е гг. после образования Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики, а также Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР), созданного Аргентиной,
Бразилией, Уругваем и Парагваем. Эти динамичные группировки, возможно, положат начало провозглашенной бывшим президентом США Дж. Бушем
«Инициативы
для Америк», согласно которой предусматривается
образование всеамериканской
НАФТА
Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли
(НАФТА)
между США, Канадой и Мексикой
вступило в силу с 1 января 1994
года. В значительной мере оно
было инициировано
ЕС резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии стремительно экономическое сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед
США
задачу активизации интеграционных
процессов на своем континенте, чтобы
сохранить
Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить потенциалы США и Канады с важнейшим фактором конкурентоспособности – низкими издержками производства, характерными для условий Мексики. В частности, один час рабочего времени в Канаде в 1993 г. Стоил 5,75 долл., в
США
– 4,5 долл., а в Мексике – 50 центов.
В первую очередь намечалась либерализация
товарообмена с Мексикой, так как
в канадо-американской торговле барьеры
к моменту подписания соглашения
о НАФТА уже были устранены.
Соглашением
предусматривается
В
течение 15 лет намечено ликвидировать
почти все торговые и инвестиционные
барьеры и подойти к слиянию
трех национальных рынков, сформировав
зону свободной торговли с населением
более 375 млн. человек, совокупным валовым
продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в
нынешних ценах) и долей в мировом экспорте
порядка 17%. Кроме того предусматривается
принятие тремя странами аналогичных
законов в области окружающей среды и
по труду. Соглашение носит строго императивный
характер – невыполнение принятых аналогичных
законов влечет за собой наказание виновных
штрафами или определенными санкциями.
Правда, по состоянию на 1 января 1998 года
в рамках НАФТА еще не были созданы наднациональные
органы управления, регулирующие ход сотрудничества,
- Экономическая комиссия, Совет министров,
суд и т.д.
По своему экономическому потенциалу северный и южный партнеры по НАФТА многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10% от ВВП США, а
Мексики – 5%. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам
(Греции,
Ирландии, Португалии) предоставляется
финансовая помощь из
Тем не менее, по оценкам экспертов, участие в НАФТА позволит Мексике сократить период реформирования своей экономики и достижение уровня развитых стран с 50 до 10-15 лет. Самый большой выигрыш от вступления в
НАФТА
Мексика получает в виде стремительного
роста поступлений иностранного
капитала, в первую очередь из США. По объему
прямых иностранных инвестиций, имеющих
первостепенное значение для развития
производства, в середине 90-х гг. Мексика
оказалась на первом месте в Латинской
Америке. Если в 1986—1991 гг. в страну поступало
в среднем за год 3,1 млрд долл., то после
1994 г. этот показатель не опускался ниже
8 млрд долл. С оживлением инвестиционной
деятельности в стране повысился уровень
оплаты труда - в среднем в реальном исчислении
в 1997 г. на 29% по сравнению с 1990 г.