ООН как системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль.

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

     Такая стратегия характерна для ТНК, специализирующихся на производстве пищевых продуктов  и готовой одежды. Но и в других отраслях производства товаров и  услуг международным компаниям  приходится следовать специфичным условиям спроса в принимающих странах. Например, корпорация «Асеа Браун

     Бовери» (Швеция – Швейцария) выпускает в  Швейцарии по государственным заказам  локомотивы, спроектированные специально для горных железных дорог , в Индии  местный филиал той же ТНК производит локомотивы в соответствии с индийскими государственными стандартами и с использованием комплектующих изделий, изготовленных в Индии. 

     3.2. Отдельные крупные транснациональные  объединения 

     Европейский союз 

     Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств- членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально- государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем[14]. 

     В своей эволюции ЕС прошел все формы  интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и  валютный союз; политический союз

     (становление  третьей и четвертой форм еще  не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию. 

     Этапы интеграции 

     Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло  отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз.

     Внутренний  рынок ЕС действительно сложился к концу1992 года по товарам.

     Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим видам услуг (особенно важно – транспортных). Нет до сих пор единого конкурентного рынка государственных заказов. В то же время не осталось препятствий на пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС. 

     Сильнейшие  импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о  Европейском союзе (он является основной частью комплекса

     Маастрихтских соглашений), подписанный главами  государств – членов ЕС в декабре 1991 года (Австрия, Швеция и Финляндия  автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 года) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента[15]:

     1. во-первых, введение с 1993 года  единого гражданства ЕС (имеется  перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран – членов ЕС;

     2. во-вторых, формирование политического  союза, что подразумевает проведение  интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик  (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;

     3. в-третьих, формирование экономического  и валютного союза (ЭВС), сердцевиной  которого стала единая валюта (евро). 

     В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:

     1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в  год проводит сессии на уровне  глав государства и правительств, а также регулярно собирается  на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.

     2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный  орган, своего рода правительство  ЕС, притворяющее в жизнь решения  СЕС. В то же время КЕС  издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими  компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов 

     Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.

     3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией  в Страсбурге; избирается с 1979 года прямым голосованием граждан во всех странах – членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем правительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 года функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

     4. Европейский суд, обеспечивающий  правильную интерпретацию и реализацию  нормативных актов (законодательства) ЕС.

     5. ФЕОГА, на который приходится  большая часть бюджеты ЕС.

     6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри 

     ЕС  и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве.

     7. Европейский фонд регионального  развития, содействующий структурной  перестройке кризисных регионов  – слабо индустриально развитых или депрессивных

     8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого  участия стран - членов ЕС в  его основном капитале. Имея функции  коммерческого банка, он предоставляет  кредиты государственным структурам  стран-членов 

     ЕС. 

     НАФТА и МЕРКОСУР 

     Еще в 60-е гг. латиноамериканские предпринимали  попытки создания интеграционных группировок  в своем регионе с целью  повышения уровня конкурентоспособности  национальных предприятий и организации  крупных и открытых рынков. В 1960 г. Был подписан «Договор Монтевидео» о создании зоны свободной торговли, включавшей страны-члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ). Позже эту организацию сменила

     Латиноамериканская  ассоциация интеграции (ЛАИ)[16]. 

     Кроме того, в 90-х гг. в Центральной и  Южной Америке (формально) функционирует Андская субрегиональная группировка, Центральноамериканский общий рынок, Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ).

     Однако, несмотря на принятые этими интеграционными  группировками программы либерализации  внешней торговли и попытки использования намеченных механизмов промышленного и финансового сотрудничества, существенного успеха в экономическом развитии они не добились. 

     Реальная  активизация интеграционных процессов  на американском континенте наблюдалась  в 90-е гг. после образования Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики, а также Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР), созданного Аргентиной,

     Бразилией, Уругваем и Парагваем. Эти динамичные группировки, возможно, положат начало провозглашенной бывшим президентом США Дж. Бушем

     «Инициативы для Америк», согласно которой предусматривается  образование всеамериканской зоны свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли». 

     НАФТА 

     Соглашение  о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли

     (НАФТА)  между США, Канадой и Мексикой  вступило в силу с 1 января 1994 года. В значительной мере оно  было инициировано администрацией  США под влиянием американских  ТНК, так как достигнутый уровень  срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. К этому же подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90-х гг.:

     ЕС  резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии стремительно экономическое сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед

     США задачу активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы  сохранить конкурентоспособность  американских корпораций на мировом рынке. 

     Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить потенциалы США и Канады с важнейшим фактором конкурентоспособности  – низкими издержками производства, характерными для условий Мексики. В частности, один час рабочего времени в Канаде в 1993 г. Стоил 5,75 долл., в

     США – 4,5 долл., а в Мексике – 50 центов. В первую очередь намечалась либерализация  товарообмена с Мексикой, так как  в канадо-американской торговле барьеры  к моменту подписания соглашения о НАФТА уже были устранены. 

     Соглашением предусматривается либерализация  внешнеэкономических отношений, демонтаж таможенных барьеров и организация  единого континентального североамериканского  рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы, разделяющие три государства. В первую очередь намечено освободить от ограничений торговлю готовыми изделиями. Уже в 1994 г. Пошлины во взаимной торговле промышленными ипродовольственными товарами были снижены на 65%. На рынках энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей и текстиля предусмотрена плавная либерализация. 

     В течение 15 лет намечено ликвидировать  почти все торговые и инвестиционные барьеры и подойти к слиянию  трех национальных рынков, сформировав  зону свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%. Кроме того предусматривается принятие тремя странами аналогичных законов в области окружающей среды и по труду. Соглашение носит строго императивный характер – невыполнение принятых аналогичных законов влечет за собой наказание виновных штрафами или определенными санкциями. Правда, по состоянию на 1 января 1998 года в рамках НАФТА еще не были созданы наднациональные органы управления, регулирующие ход сотрудничества, - Экономическая комиссия, Совет министров, суд и т.д. 

     По  своему экономическому потенциалу северный и южный партнеры по НАФТА многократно  уступают США: ВВП Канады составляет около 10% от ВВП США, а

     Мексики – 5%. В отличие от ЕС, где менее  развитым странам и регионам

     (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется  финансовая помощь из совместных  бюджетных фондов, НАФТА на предоставляет  Мексике такой поддержки. 

     Тем не менее, по оценкам экспертов, участие в НАФТА позволит Мексике сократить период реформирования своей экономики и достижение уровня развитых стран с 50 до 10-15 лет. Самый большой выигрыш от вступления в

     НАФТА Мексика получает в виде стремительного роста поступлений иностранного капитала, в первую очередь из США. По объему прямых иностранных инвестиций, имеющих первостепенное значение для развития производства, в середине 90-х гг. Мексика оказалась на первом месте в Латинской Америке. Если в 1986—1991 гг. в страну поступало в среднем за год 3,1 млрд долл., то после 1994 г. этот показатель не опускался ниже 8 млрд долл. С оживлением инвестиционной деятельности в стране повысился уровень оплаты труда - в среднем в реальном исчислении в 1997 г. на 29% по сравнению с 1990 г. 

Информация о работе ООН как системы