ООН как системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль.

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

     Возрастающую  роль в развитии обрабатывающей промышленности Мексики играют «макиладорас» — предприятия по обработке и сборке поступающих в

     Мексику из США материалов и комплектующих. 

     В то же время участие в НАФТА  налагает на Мексику целый ряд  обязательств. По сельскохозяйственным продуктам она заключает двусторонние соглашения с США и Канадой в отдельности. Чтобы облегчить доступ высокотехнологичной продукции северных партнеров на свой рынок, Мексика полностью отменила прежнюю 20%-ную пошлину на компьютеры американского и канадского производства. Пошлина на аналогичную продукцию из третьих стран сохраняется: она будет постепенно снижаться до 3,9%. Это поможет северным партнерам вытеснить с мексиканского рынка дешевую японскую и южнокорейскую технику. 

     В течение 10 лет Мексика должна отменить большинство ограничений на импорт автомобилей, что сулит американским экспортерам резкое расширение их сбыта. Кроме того, с 1994 г. в Мексике введен закон, расширяющий возможности иностранных инвесторов. Во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства иностранцам разрешается вкладывать капиталы «в любых пропорциях». Правда, долевое участие иностранцев в разведке и добыче энергоносителей и радиоактивных руд, транспортной и коммуникационной инфраструктуре пока ограничено. 

     Со  временем Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях. Когда это произойдет, американский и канадский финансовый капитал сможет взять в свои руки контроль над приблизительно 1/3 мексиканского страхового рынка. 

     Деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды: ожидается значительное расширение американского экспорта и связанное с этим увеличение числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику позволит снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность многих изделий американской промышленности. В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают на расширение своего экономического участия в Латинской Америке с целью завоевания рынков сбыта, создания новых рабочих мест на своих предприятиях, повышения конкурентоспособности и прибыли. 

     Канада  рассчитывает с помощью НАФТА  расширить рынки сбыта, сократить  издержки производства и повысить прибыльность новых высокотехнологичных отраслей (компьютеры, телекоммуникации и т.д.). Кроме того, формирование либерализованного рыночного пространства континентальных масштабов будет стимулировать приток в Канаду прямых и портфельных инвестиций из третьих стран, главным образом из стран — членов ЕС и Японии. 

     МЕРКОСУР 

     К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам

     Латинской Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе

     Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн человек и более 1 трлн долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки. 

     Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере. 

     Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское хозяйство и энергетика. Предпринимаются меры по созданию специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами-участницами. 

     Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют  об определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность  становления таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг. увеличился почти в четыре Раза, в то время как суммарный экспорт государств

     — участников Интеграционной группировки  в третьи страны за этот период возрос немногим более, чем на 30%. При этом доля внутри блокового экспорта в  общем объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до

     20%. Расширение взаимных внешнеэкономических  связей в рамках МЕРКОСУР распространяется  и на иностранные инвестиции  из третьих стран. Например, японская  корпорация «Тойота моторз», вложившая  в сооружение автомобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн. долл., намерена выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пикапов в год. Половину этих автомобилей намечено вывозить в Бразилию в обмен на комплектующие изделия, производимые бразильскими предприятиями. 

     Интеграционные  процессы в МЕРКОСУР развиваются  не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они  не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутри региональной торговле к первоначально намеченному  сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности — производства компьютеров и телекоммуникационного оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные пошлины. 

     Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. На пути дальнейшего развития странам — участницам этой группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США. 

     АСЕАН и АТЭС 

     В Азиатско-Тихоокеанском регионе  в настоящее время функционирует ряд интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются

     АСЕАН и АТЭС. 

     АСЕАН 

     Эта группировка была создана в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин (в настоящее время членами АСЕАН являются также Мьянма, Бруней, Лаос и

     Вьетнам, а в перспективе в нее должна войти и Камбоджа) с целью содействия социальному и экономическому развитию стран-членов, сотрудничества в промышленности и сельском хозяйстве, проведении научно-исследовательских работ. В 1976 г. на первом совещании руководителей стран — членов АСЕАН были приняты Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и

     Декларация  АСЕАН, являющиеся основными документами, которыми руководствуется Ассоциация в своей деятельности. Декларация АСЕАН провозглашает, что страны-члены будут выступать с общей позиции по важнейшим вопросам и проблемам региональных и мировых экономических отношений[17]. 

     Высшим  органом АСЕАН является конференция  глав государств и правительств, которая собирается один раз в три года, а центральным руководящим органом — ежегодная встреча министров иностранных дел.

     Постоянный  комитет состоит из министра иностранных  дел страны, являющейся председателем  АСЕАН в данный период, и послов остальных пяти государств. На регулярных встречах министров экономики стран — членов АСЕАН принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. Встречи других министров

     (образования,  энергетики, здравоохранения, науки  и технологии, юстиции, охраны  окружающей среды) готовятся соответствующими комитетами.

     Функционирует и несколько специализированных учреждений АСЕАН, таких как

     Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Секретариат АСЕАН возглавляет  генеральный секретарь, который сменяется каждые три года. 

     Каждое  государство — член АСЕАН располагает  собственным секретариатом во главе  с генеральным директором для  координации текущей работы и  подготовки решений Ассоциации. Одиннадцать  комитетов, состоящих из руководителей дипломатических представительств государств-членов, поддерживают внешние связи АСЕАН в столицах третьих стран: Бонне, Брюсселе,

     Вашингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Париже, Сеуле,

     Токио. АСЕАН как единая организация  имеет официальные отношения с другими странами и торгово-экономическими группировками. Россия в последние годы значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится около 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран — членов СНГ). 

     В целом в сфере экономики планируется  создание зоны свободной торговли

     АСЕАН к 2008 г., а также углубление сотрудничества через распространение его на такие сферы, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение. В области политики предполагается создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубление сотрудничества, особенно с Австралией, Канадой,

     ЕС, Японией, Южной Кореей и США. 

     Кризис 1997—1998 гг. наложил отпечаток на развитие стран — членов

     АСЕАН. Совершенно очевидно, что существуют структурные проблемы, накладывающие  определенные ограничения на темпы  роста. Однако, по мнению специалистов МВФ и Мирового банка, торможение развития имеет здесь преимущественно  не структурный, а временный, циклический характер. В связи с этим главные страны — члены АСЕАН на конференции во Вьетнаме в декабре

     1998 г. обсудили и наметили несколько  реальных путей выхода из современного  кризиса. Первый представляет  собой финансовую помощь со  стороны Японии (в размере 30 млрд. долл. из организованного Японией для этих целей фонда содействия структурным реформам). Реально им пока смогли воспользоваться

     Малайзия  и Таиланд, получившие по 1,85 млрд. долл. 

     АТЭС 

     Эта организация была учреждена в 1989 г. как межправительственный форум, объединяющий 18 государств региона (Австралию, Бруней, Гонконг,

     Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию; Маршалловы Острова, Мексику, Новую

     Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Южную Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань,

     Филиппины, Чили), а затем 21 государство (в АТЭС вошли Вьетнам, Перу и

     Россия). Хотя АТЭС формально имеет консультативный  статус, фактически в рамках его  рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются Комитет по торговле и инвестициям,

     Экономический комитет и рабочие группы (по инвестициям, научным исследованиям в промышленности и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ресурсов, энергетическому сотрудничеству, торговой и инвестиционной статистике, сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству) и Фонд образования. 

     В 1993 г. (в Сиэтле, США) состоялась первая встреча лидеров стран — членов АТЭС, в ходе которой выявились  серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения  благ от развертывающихся в регионе  интеграционных процессов. По оценкам экспертов, либерализация торговли в

     АТЭС  должна привести к росту реальных доходов стран-членов на 2%, однако выгоды получат прежде всего наиболее конкурентоспособные  страны[18]. 

Информация о работе ООН как системы