ООН как системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль.

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

     На  совещании в верхах в 1994 г. (в Богаре, Индонезия) было принято решение  о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных барьеров будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в

     ГАТТ/ВТО. Однако в целом Богорская декларация характеризуется большой расплывчатостью. В ней, в частности, говорится, что «те страны, которые не готовы участвовать в снятии барьеров в торговле и инвестиционной сфере, могут присоединиться к этим мерам на более поздних стадиях». Другим недостатком этой декларации является отсутствие четкой градации между развитыми и развивающимися государствами. 

     С учетом нерешенных проблем возможны три варианта развития АТЭС в ближайшие  годы. Согласно первому варианту данная организация будет следовать  по пути, начертанному в Богорской декларации. Однако из-за ее расплывчатости сохраняются возможности для обхода и фактического невыполнения достигнутых договоренностей. 

     Второй (наиболее вероятный) вариант закрепит за АТЭС роль Форума для обсуждения проблем экономических взаимоотношений в бассейне Тихого океана.

     Однако  в этом случае неизбежны споры  по поводу хода выполнения уже имеющихся  договоренностей, что приведет к  ослаблению организации. В таких  условиях возрастет значение других, более целенаправленных региональных группировок, например, АСЕАН. 

     Третий  вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в  США и Западной Европе, что будет  препятствовать быстрой либерализации  мировой экономики и угрожать раздроблением глобальной системы  экономических связей на региональные блоки. В Азии в этом случае особое значение приобретет формирование зоны свободной торговли в АСЕАН или расширение сотрудничества в рамках АТЭС, но главным образом между ее азиатскими участниками. 

     В последние годы наблюдается быстрый  рост доли Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мировой экономике. На его страны уже приходится около 60% мирового производства ВВП. Опережающими темпами расширяются внутрирегиональная торговля и инвестиционные потоки. Если в 70-е гг. географически страны АТР ориентировались во внешней торговле на Европу и другие расположенные вне региона страны, то уже в 80-е и 90-е гг. наблюдается резкий рост взаимной торговли между азиатско-тихоокеанскими странами и расширение внутрирегиональных связей (удельный вес АТР в мировой торговле увеличился до 40%). 

     В своем стремлении сохранить эту  динамику, своевременно адаптироваться к воздействию технологических  и финансовых факторов мировой экономики  многие развивающиеся страны АТР  встают на путь экономических реформ, включая изменение регулирующей роли государства, преобразования в банковской сфере, либерализацию внешней торговли и иностранных инвестиций. 

     4.1.Основные  показатели, характеризующие страны  в мировом хозяйстве. 

     Мировое хозяйство, являясь целостной системой, состоит из различных частей, подсистем, которые имеют определенную общность и отличия. В своем развитии подсистемы преследуют не только общие цели глобальной системы, но и решают свои присущие им задачи. В этом отношении на них воздействуют закономерности двоякого рода – внутренние и внешние. 

     Для выделения подсистем мирового хозяйства  применяют целый ряд критериев:

     . Характер социальной структуры  хозяйства;

     . Уровень экономического развития;

     . Тип экономического роста;

     . Уровень и характер внешнеэкономических  связей.

     1.Одним  из важнейших критериев выделения  экономических подсистем выступает  социально-экономическая структура  хозяйства, основывающаяся на  формах реализации собственности.  Формы реализации собственности  выступают важным фактором развития  мирового сообщества, оказывающее влияние на формирование общественных отношений. Различные формы собственности отражают различные ступени в разделении труда, а отношения друг к другу. Экономическая реализация собственности проявляется прежде всего в условиях соединения средств производства с рабочей силой, при этом важную роль играют конкретные организационно-правовые формы предприятий и хозяйственной деятельности. Собственность на средства производства определяет не только характер экономических взаимосвязей между людьми в процессе производства, но и потребления. Она показывает, в каком качестве в этом процессе выступает личный фактор производства, каковы степень и характер развития рыночных отношений.

     Той или иной социальной структуре экономики  присуща определенная последовательность в развитии отдельных сфер хозяйства. С изменением этой последовательности происходит смещение приоритетов в структуре воспроизводства, включая распределение национального дохода, поэтому социальная структура хозяйства в известной мере влияет на формирование целей определенных периодов развития подсистем.

     2.распространенным  критерием определения подсистемы  выступает уровень экономического  развития, который в общем характеризуется  объемом ВВП, на душу населения.  Уровень развития также включает  степень индустриализации хозяйства (перевод производства на машинную основу) и структуру производства, которые являются важными условиями роста национального дохода. Современный этап индустриализации характеризуется широким использованием информационной техники и технологии, дающими большую экономию овеществленного труда, так же как и предыдущие технические сдвиги. 

     Структура промышленного производства состоит  из средств производства и предметов  потребления. В индустриальных странах  важное место занимает производство потребительских товаров длительного пользования, а уровень производства средств производства и предметов потребления примерно равны. 

     По  мере повышения уровня экономического развития сокращается расход сырья  и энергии и вместо натурального сырья во все большей степени используются материалы промышленного, в основном химического происхождения. 

     По  уровню национального дохода на душу населения страны делятся на несколько  групп: 

     . Страны с высоким уровнем национального  дохода на душу населения –  свыше 9 тыс. долл. Это выше 30 стран. В их число входят большая часть стран Западной Европы (за исключением Албании, Греции и 

     Югославянских республик и др.), США, Канада, Япония, а также 

     Израиль, Южная Корея, Сингапур, Кувейт, Объединенные Арабские 

     Эмираты; 

     . Страны со средним уровнем  национального дохода на душу  населения – от 750 до 8,5 тыс. долл. В эту группу входят свыше  80 стран. Это 

     Греция, ЮАР, целый ряд латиноамериканских стран, в числе которых 

     Венесуэла, Бразилия, Уругвай, Тринидат и Тобаго и др. К ним примыкает большая группа государств стран Центральной и Восточной 

     Европы, отдельные страны Азии и Африки. Они в свою очередь делятся  на две подгруппы – выше среднего (17 стран) и ниже среднего уровня дохода; 

     . Страны с низким уровнем дохода, в которых ВВП на душу населения не превышает 750 долл. Это около 60 государств, в том числе Индия, 

     Китай, Пакистан, население каждой из них  превышает 100 млн. чел. Эта группа включает 6 бывших республик СССР (центральноазиатские, 

     Азербайджан, Молдавия). Эту группу занимают Эфиопия, Танзания, 

     Сомали, ЦАР, Сьерра-Лионе.

     4. Немаловажным критерием определения  подсистем мирового хозяйства  выступает тип экономического  развития, выражающий не только  количественные изменения в производстве  товаров и услуг, но и определенные качественные сдвиги. 

     . При экстенсивном типе развития  экономический рост достигается  за счет количественного увеличения  факторов производства при неизменной  технической основе, что приводит  к практически неизменной эффективности  производства. 

     . Интенсивный тип экономического развития базируется на увеличении масштабов выпуска продукции путем качественного совершенствования факторов производства. Это предполагает совершенствование средств и предметов труда, повышение квалификации рабочей силы, улучшение организационных параметров производства, благодаря чему прирост производства обеспечивается преимущественно за счет увеличения общественной производительности труда. 

     В реальной действительности нет «чистых» типов экономического развития, тем  не менее применительно к отдельным подсистемам можно говорить о преимущественно экстенсивной или преимущественно интенсивной формах производства, сменяющих друг друга в течение послевоенных лет. Так, развитие экономики индустриальных стран до середины 60-х годов по многим признакам относится преимущественно к экстенсивному, а в последние 20 лет – преимущественно к интенсивному пути развития. 

     4. Характеристика и место подсистем  в мировом хозяйстве неразрывно  связаны с ролью в национальных  хозяйствах внешнего сектора, который находит свое выражение в экспорте и импорте товаров и услуг, движении капитала. Он затрагивает направления, меру и формы участия страны в международном разделении труда. Мировой уровень развития производительных сил, интернационализация производства исключает возможность эффективного ведения хозяйства в рамках замкнутых комплексов. Международный обмен обеспечивает приток недостающих или более дешевых потребительских и капитальных товаров и услуг, а также доступ к дополнительным рынкам сбыта. К основным показателям, характеризующих роль внешнеэкономических связей, относятся экспортные и импортные квоты товаров и услуг, товарная структура внешней торговли, характер участия в международном движении капитала, технологии, рабочей силы, степень открытости (интернационализованности) хозяйства. 

     Открытость  экономики обычно рассматривается  в функциональном и организационном, институциональном аспектах. Функциональный подход определяет степень вовлеченности  страны в международное разделение труда или зависимость национального воспроизводства от внешнеэкономических связей. На практике функциональная открытость оценивается чаще всего размерами экспортной и импортной квот, т.е. отношением экспорта и импорта к

     ВВП. 

     Институциональная открытость измеряется уровнем либерализации торгового и валютного режимов страны. Принимается в расчет значение торговых субсидий, косвенных налогов, валютных, лицензионных и других ограничений. 

     Под открытой экономикой понимается такое  хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве, а внешнеэкономические связи усиливаются, при этом внешнеторговый оборот достигает такого уровня, когда он начинает стимулировать или тормозить общий экономический рост. Считается, что он начинает оказывать стимулирующее и тормозящее влияние на хозяйство с того момента, когда он достигает уровня около 25% к ВВП (Y) 

     (X+IM)/Y=0,25 другим критерием открытого характера  экономики является коэффициент  эластичности внешнеторгового оборота  по отношению к ВВП. 

     Коэффициент эластичности спроса на импорт по доходам свидетельствует, насколько возрастает импорт в случае увеличения ВВП на 1%. Коэффициент эластичности спроса на экспорт показывает зависимость между темпами роста экспортной продукции данной страны и ВВП государств, импортирующих эту продукцию. Разумеется, чем больше «откликается» экспорт на рост экономической активности в мире, тем лучше это для экономики страны- экспортера. Коэффициент эластичности экспорта или импорта больше единицы свидетельствует об увеличении открытого характера экономики, коэффициент, меньший единицы, - о его уменьшении. 

     Открытость  экономики связана с влиянием участия страны в международном  разделении труда на формирование структуры  ее производства. В хозяйстве более  или менее замкнутого характера структура производства зависит, с одной стороны, от имеющихся в стране капитала и ресурсов, с другой – от структуры внутреннего спроса. Для открытой экономики характерно, что международное разделение труда влияет на принятие решений, касающихся формирования внутренней структуры производства. 

Информация о работе ООН как системы