Организационно-институциональное развитие системы управления экономикой региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:44, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Современные тенденции развития экономики в изменяющихся рыночных условиях обозначили проблему поиска новых подходов, форм, методов и механизмов управления на всех уровнях федеративного устройства для обеспечения высокой конкурентоспособности страны, роста качества жизни населения.
В решении этой проблемы огромная роль принадлежит регионам, в которых создается и воспроизводится экономический, человеческий и инновационный потенциал общества. В условиях формирования инновационной модели развития страны особо возрастает значение эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень региона, его территориальных единиц, входящих в их состав хозяйствующих субъектов.

Файлы: 1 файл

Ahtarieva.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)

Практическая  значимость результатов исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации могут быть применены:

− в процессе совершенствования практики управления экономикой региона для повышения его конкурентоспособности;

− в законотворческой работе на федеральном уровне в области государственного регулирования регионального развития;

− в процессе внедрения новых подходов, форм, методов и механизмов управления путем использования человеческого потенциала в качестве движущей силы системы регионального развития;

− в исследованиях региональных проблем, механизмов и инструментов управления в научно-исследовательских организациях.

Научные положения, выводы и рекомендации диссертации используются в деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан (совершенствование структур органов управления, кадровая политика и др.).

Результаты исследования внедрены и применяются в учебных процессах  Уфимской государственной академии экономики и сервиса, Оренбургского  государственного университета при изучении дисциплин «Региональная экономика», «Государственное регулирование экономики», «Региональная экономика и управление», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент». Основные положения диссертации также могут быть использованы в учебном процессе институтов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих (руководителей и специалистов).

Апробация результатов  диссертационного исследования. Основные научные положения и результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получали одобрение научного сообщества на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, в том числе: Всероссийская конференция «Конкурентоспособность регионов: факторы и стратегии управления» (Уфа, 2007 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные технологии пространственного развития» (Уфа, 2007 г.); III Всероссийская научно-практическая конференция «Социальные проблемы регионов и пути их решения» (Пенза, 2007 г.); Всероссийская научно-методическая конференция «Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике» (Уфа-Оренбург, 2007, 2008, 2010 гг.); VI и VII Международные конференции ФГУ МГУ им. Ломоносова «Государственное управление в ХХI веке: традиции и инновации» (Москва, 2008, 2009 гг.); VI Международная научно-техническая конференция «Инновации и перспективы сервиса» (Уфа, 2009 г.); Международная научно-практическая конференция «Проблемы взаимодействия теории и практики при решении социально-экономических задач в условиях глобального кризиса» (Саратов, 2010 г.); ХI Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Новосибирск, 2010 г.); V Международная научно-практи-ческая конференция «Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях» (Пятигорск, 2010 г.); Всероссийская научно-практичес-кая конференция «Инновационность и технологизация в современной России: опыт, проблемы и перспективы» (Волгоград, 2010 г.); VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы развития экономики и предпринимательства» (Иркутск, 2010 г.); IV Международная научно-практическая конференция «Воспроизводственный потенциал региона» (Уфа, 2010 г.).

Публикации. Основные научные положения и результаты по теме диссертации опубликованы в 43 научных работах общим объемом 114,7 п.л., в том числе 8 монографиях, 15 статьях в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией, материалах докладов на научных, научно-практических и научно-методических конференциях.

Структура и  объем диссертации определились общим замыслом и логикой исследования. Диссертация содержит введение, пять глав, заключение, изложенные на 327 страницах машинописного текста. Цифровой и графический материал представлен в 10 таблицах и на 22 рисунках. Список использованной литературы содержит 338 источников. В работу включено приложение. Содержание диссертации раскрывается в нижеприведенной последовательности.

Введение 

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования современной системы  управления регионом

1.1. Теоретические аспекты  развития региона в современной  экономике

1.2. Закономерности и  принципы регионального управления

1.3. Концептуальная модель  системы управления экономикой  региона

1.4. Организация системы  управления региональным развитием  в современной экономике

1.5. Формирование механизма  управления экономикой региона

Глава 2. Предпосылки развития системы регионального управления в современных экономических условиях

2.1. Тенденции обновления  государственной региональной политики

2.2. Возрастание роли  и значимости управленческого  фактора в повышении конкурентоспособности региона

2.3. Стратегическая ориентация деятельности органов регионального управления

2.4. Особенности государственного  управления на региональном уровне

Глава 3. Методология организационно-институционального развития системы управления экономикой региона

3.1. Фундаментальные основы развития системы управления регионом

3.2. Принципы организационно-институционального развития системы управления экономикой региона

3.3. Модель реализации методологии организационно-институционального развития системы регионального управления

3.4. Формирование институциональной среды регионального развития

Глава 4. Научно-методические аспекты организационно-институционального развития системы управления экономикой региона

4.1. Механизм управления структурной  перестройкой экономики региона

4.2. Модификация региональной рыночной инфраструктуры

4.3. Развитие механизмов  активизации инновационной и  инвестиционной деятельности в регионе

4.4. Совершенствование  стратегического управления на  муниципальном уровне

Глава 5. Прогрессивные формы интеграции экономического развития в системе управления регионом

5.1. Кластерная форма  регионального развития

5.2. Агентства  содействия развитию экономики  региона

5.3. Частно-государственное  партнерство в системе регионального  развития

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Основное содержание диссертационной работы

В работе рассмотрен широкий  круг проблем, связанных с теорией  и практикой формирования и развития системы управления экономикой региона. Однако наиболее важные результаты, полученные лично автором, являются следствием решения следующих пяти комплексных проблем.

 

  1. Разработка концепции формирования современной системы управления экономикой региона 

Логически выстроенная современная теория регионального управления требует совершенствования применяемого понятийного аппарата. Опираясь на результаты проведенного исследования, в работе предлагается уточнить сущность основных категорий региональной проблематики с позиций организационно-институционального подхода, а именно:

− региона как административно-территориальной и социально-экономи-ческой подсистемы страны и одновременно сложной многоаспектной социокультурной и производственно-хозяйственной системы, обладающей специфическим потенциалом, определенной степенью целостности, комплексности, единством внутренней структуры, взаимосвязей и функций, формирующих воспроизводственные процессы, характеризующейся собственными рыночными интересами и особенностями социально-экономических преобразований, имеющей соответствующие органы управления, призванные обеспечивать устойчивое развитие территории и повышение качества жизни регионального сообщества в условиях федерализма и глобализации;

− регионального управления как территориального уровня государственного управления, включающего совокупность принципов, функций, форм и методов системного воздействия на социально-экономические процессы в регионе, обеспечивающих координацию хозяйственной деятельности, реализацию специфического потенциала, расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения, обновление экономики и социальной сферы региона, направленных на повышение качества жизни населения в соответствии с современными общественными потребностями на основе рационального использования ресурсов с учетом территориальных факторов и местных особенностей;

− системы управления экономикой региона как сложной совокупности компонентов, включающей органы управления, целевые стратегические установки, закономерности, принципы, функции, структуры, ресурсы, методы, организационную культуру, компетенции, технологии и инструменты, тесно взаимосвязанные между собой, образующие различные подсистемы в их интеграционной целостности и формирующие механизм воздействия на региональное хозяйство, воспроизводственный потенциал, условия жизнедеятельности населения, организации и домашние хозяйства, общественные, экономические и социальные процессы в целях повышения конкурентоспособности региональной экономики и качества жизни населения;

− механизма управления экономикой региона как осуществляемой региональными органами определенной последовательности процедур в процессах прямого (непосредственного) и косвенного воздействия (координации, стимулирования, регулирования) на условия жизнедеятельности регионального сообщества посредством использования соответствующих методов и инструментов, обеспечивающих повышение эффективности региональной экономики.

Предлагаемые уточнения расширяют, конкретизируют область управления и позволяют определить в качестве критерия эффективности управления регионом повышение конкурентоспособности региональной экономики и качества жизни всех категорий населения.

Опираясь на уточненный понятийный аппарат, в ходе исследования были установлены следующие закономерности регионального управления: 1) существенная зависимость образа и интенсивности воздействий от решений вышестоящих уровней власти; 2) взаимообусловленность развития управления и обновления совместных интересов регионального сообщества; 3) системный характер анализа, разработок, решений, действий органов управления; 4) профессиональный уровень регионального управления предопределяет степень реализации специфического потенциала региона; 5) стратегическая ориентация регионального управления, нацеленная на достижение конкурентоспособности региона.

Учитывая особенности  регионального развития в современной  экономике и выявленные закономерности, представляется целесообразным формировать систему управления развитием региона на основе следующих принципов: 1) принцип сбалансированного сочетания централизации и децентрализации; 2) принцип научной обоснованности; 3) принцип стратегичности; 4) принцип инновационности; 5) принцип частно-государственного партнерства; 6) принцип мобильности и адаптированности; 7) принцип субсидиарности; 8) принцип ресурсного обеспечения закрепленной компетенции; 9) принцип ситуационности действий.

Предлагаемая система принципов позволяет более полно учитывать современные представления, тенденции и процессы, актуальные для отечественной теории и практики управления, для повышения эффективности управления регионом.

На основе выявленных закономерностей и принципов регионального управления, характерных признаков формирования и функционирования эффективной системы, можно сделать вывод, что современная система управления экономикой региона должна отвечать следующим требованиям:

− осуществлять научно обоснованное целеполагание, стимулирование и регулирование развития региона в соответствии с общегосударственной социально-экономической политикой и рыночными условиями хозяйствования;

− обеспечивать целостность, сбалансированность, внутреннюю консолидацию регионального хозяйства;

− формировать гибкость, адаптивность регионального хозяйства и эффективную реализацию собственного специфического потенциала;

− оптимизировать комбинацию факторов расширенного общественного воспроизводства на различных его стадиях;

− координировать процессы структурной перестройки регионального хозяйства;

− участвовать и содействовать формированию инновационной модели региональной экономики;

− интегрировать различные социально-экономические интересы разных категорий регионального сообщества во благо развития региона;

− индуцировать, стимулировать и поддерживать креативность во всех сферах жизнедеятельности регионального сообщества;

− создавать стратегическое видение развития региона и организовывать реализацию стратегических планов;

− налаживать взаимовыгодное межрегиональное сотрудничество;

− повышать конкурентоспособность региона и активно внедряться в систему мирохозяйственных связей.

Учитывая это, в ходе диссертационного исследования была разработана  концептуальная модель системы управления экономикой региона (рис. 1).

Она представляет собой  совокупность компонентов и их взаимосвязей в системе управления регионом: действий органов управления, целевых установок, принципов, функций, структур, ресурсов, методов, технологий, инструментов управления и др.

В ней, в отличие от традиционных организационно-структурных построений, представлены, хотя и известные, но мало учитываемые сегодня, составляющие: организационная культура; компетенции; механизмы управления, играющие ключевую роль в современных условиях динамичного инновационного развития регионов.

Информация о работе Организационно-институциональное развитие системы управления экономикой региона