Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:44, автореферат
Актуальность темы исследования. Современные тенденции развития экономики в изменяющихся рыночных условиях обозначили проблему поиска новых подходов, форм, методов и механизмов управления на всех уровнях федеративного устройства для обеспечения высокой конкурентоспособности страны, роста качества жизни населения.
В решении этой проблемы огромная роль принадлежит регионам, в которых создается и воспроизводится экономический, человеческий и инновационный потенциал общества. В условиях формирования инновационной модели развития страны особо возрастает значение эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень региона, его территориальных единиц, входящих в их состав хозяйствующих субъектов.
В результате прогрессивных структурных сдвигов закономерными будут выступать процессы создания новых форм хозяйствования и обширной диверсификации экономических видов деятельности, ведущих к устойчивому росту.
Изучение опыта программных структурных преобразований в Башкортостане (начиная с 1999 года) показало, что результатом их стали положительная динамика основных показателей социально-экономического развития, рост объема производства продукции и услуг в основных сферах деятельности. На основе изученного практического опыта и проводимых исследований в диссертации обосновано, что механизм управления структурной перестройкой экономики региона в методологическом плане должен базироваться на институциональной и организационной составляющих и включать следующие блоки воздействий: координационный, стимулирующий, регулирующий, осуществляемые на всех уровнях, во всех сферах и звеньях региональной системы хозяйствования.
Структурная перестройка
экономики региона
В этой связи в развитии системы управления экономикой региона огромную роль играет формирование механизма модификации региональной рыночной инфраструктуры, которая является подсистемой общенациональной рыночной инфраструктуры, с одной стороны, и региональной экономики – с другой. В то же время региональная рыночная инфраструктура характеризуется сфокусированным территориальным контуром и определенной завершенностью.
На основе анализа
и синтеза региональной рыночной инфраструктуры в ходе исследования
были выделены в ее составе структурная,
функциональная, институциональная подсистемы
и подсистема новых знаний и развития.
Эти подсистемы тесно взаимосвязаны и
в определенной мере пронизывают и налагаются
друг на друга. Каждая из обозначенных
подсистем включает в себя соответствующие
элементы, создающие определенную совокупность,
которая характеризуется сложными системными
организационно-
Структурную подсистему образуют организации, отличающиеся многообразием их отраслевой принадлежности, видов деятельности, форм собственности, организационных структур, размеров, наименований. Они имеют следующие общие черты: а) единство назначения продукта деятельности – конкретные услуги; б) неотъемлемая часть деятельности – контакты с потребителями услуг, требующие соответствующих организационных и психологических установок; в) специфический состав кадров, связанный с предоставлением бизнес-услуг; г) однородность используемых ресурсов (информация, знания, интеллект, финансы, предприимчивость, контракты); д) достаточно высокая скорость оборота ресурсов; е) предрасположенность к диверсификации услуг.
К функциональной подсистеме региональной рыночной инфраструктуры относятся такие составляющие, как: сервисная; торговая; маркетинговая; экспертно-аналитическая; обучающая; организационная; кадровая; информационная; консультационная; экономическая; финансовая; юридическая; аутсорсинговая, каждая из которых включает более мелкие функциональные элементы.
Институциональная подсистема региональной рыночной инфраструктуры предусматривает: а) формальные правила (государственные акты – законы, указы, постановления); ведомственные и нормативные акты – приказы, распоряже-ния, инструктивные и методические материалы; контрактную систему; б) неформальные правила рыночного поведения (традиции, обычаи, кодексы бизнеса, культурно-этические требования). Институциональная подсистема, по сути дела, регламентирует всю деятельность региональной рыночной инфраструктуры.
Подсистемы
Рис. 6. Модель региональной рыночной инфраструктуры
Современное развитие региональной рыночной инфраструктуры должно происходить в результате активизации подсистемы новых знаний и развития за счет: генерации и адаптации новых знаний; повышения научного и профессионального уровня персонала на основе новых знаний; развития творчества персонала хозяйствующих субъектов; накопления и передачи рыночной информации путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий и использования разнообразных возможностей мобильной связи и др.
Данная подсистема в современных условиях пронизывает всю рыночную инфраструктуру региона, играет роль механизма развития и создает условия для ее модификации. В связи с этим определена необходимость активного участия бизнес-сообщества, поддержки его слабых звеньев, расширения деятельности по востребованным видам работ и услуг, повышения их качества и доступности для рыночных агентов.
Для того чтобы правительство региона было способно полноценно регулировать функционирование рыночной инфраструктуры, в работе предлагается в составе министерств экономического развития регионов создать за счет перераспределения функций и численности сотрудников соответствующий отдел, который будет анализировать, прогнозировать ее деятельность и формировать рекомендации по модификации и развитию в соответствии с потребностями экономики региона.
Любые изменения тех или иных структурных связей, экономических пропорций осуществляются через количественные и качественные изменения основных компонентов каждого структурного элемента, что невозможно без инноваций и инвестиций в современных условиях. В этой связи для успешного функционирования системы управления экономикой региона первостепенное значение имеет механизм развития приоритетных направлений инновационной стратегии региона.
Этот механизм должен представлять собой согласованное видение региональным сообществом перспектив развития экономики и социальной сферы на основе научно-технического обновления общественного производства, массового внедрения новшеств, передовых технологий, новых видов техники, материалов и методов обработки, которые позволят формировать инновационную инфраструктуру, стимулировать и поддерживать инновационные процессы в регионе. Главная цель инновационной стратегии региона – создание конкурентоспособной экономики на базе эффективного использования имеющегося научно-технологического потенциала. Для мощного импульса инновационной активности необходимы соответствующие инновационные стратегии на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, которые будут служить инструментом научно обоснованного развития регионов страны.
В диссертации разработаны рекомендации по активизации инновационной деятельности, которые включают в себя следующие меры:
− создание системы прогнозирования, планирования и программирования инновационного развития;
− выделение приоритетов технологического прорыва, перечня критических технологий, способов и методов их создания и развития;
− расширение среды генерации знаний, включающее интеграцию научных и образовательных структур, развитие сектора прикладных исследований;
− формирование системы учета, распоряжения и контроля за эффективным использованием прав региона на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств регионального бюджета;
− развитие инфраструктуры региональной инновационной системы;
− создание системы региональных союзов, ассоциаций и внебюджетных фондов для стимулирования и поддержки инновационной деятельности и др.
Наряду с
инновационной деятельностью
В активизации инвестиционной деятельности в регионе важную роль играют инфраструктурные проекты, служащие эффективным способом стимулирования и поддержки бизнеса.
В работе определены факторы инвестиционной привлекательности региона. К ним, наряду с традиционными, следует отнести: научно-технический потенциал; инновационную активность; состояние регионального бюджета; уровень развития рынков (товаров, услуг, труда, земли, капитала); наличие и состояние инженерной, дорожной, энергетической, рыночной и социальной инфраструктуры; прибыльность в реальном секторе экономики; платежеспособность хозяйствующих субъектов и населения; социально-культурный уровень регионального сообщества; наличие стратегии развития. Изучение проблемы показывает, что современные инвесторы, прежде всего иностранные, придают большое значение стратегическому видению перспектив развития региона, благоприятному предпринимательскому климату, позволяющему реализовывать высокодоходные проекты, а также цивилизованным условиям проживания и ведения бизнеса.
Анализ состояния
В работе предложен комплекс научно-практических действий по решению этих проблем, что позволит совершенствовать механизм развития инвестиционной деятельности в регионе. Наиболее важные из них следующие:
− составление и ведение реестра инвестиционных проектов в регионе;
− подготовка подробной информационной карты для инвесторов по потенциальным возможностям капитальных вложений по всем территориям региона и секторам экономики;
− разработка долгосрочной программы инвестиционного развития всего региона;
− расширение организационно-информационной работы по презентации инвестиционных проектов и потенциальных возможностей региона в зарубежных странах и мероприятиях международного уровня в российских регионах;
− разработка региональной программы повышения квалификации специалистов и менеджеров, связанных с инвестиционной деятельностью.
Становление и развитие современного
организационно-институциональ-
Успешное развитие системы управления экономикой регионов зависит от внутренней организационной и экономической интеграции самих регионов, от эффективности управления развитием экономики муниципальных образований.
В этой связи важным механизмом
регионального управления организационно-
Положение муниципального образования во внутрирегиональном экономическом пространстве, обусловленное хозяйственными, финансовыми, социальными, экономическими факторами, создающими более выгодные позиции в территориальном развитии по сравнению с другими в системе конкретного региона, в работе рассматривается как его конкурентоспособность. Для повышения конкурентных преимуществ муниципалитетов, которые будут способствовать развитию региона в целом, в диссертации разработаны конкретные предложения по решению выявленных на местном уровне проблем:
1) укрепление экономической базы путем: разработки в регионах программы государственной поддержки местных преобразований; формирования прозрачных механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности территорий; учета муниципальной собственности и др.;
2) дальнейшее совершенствование форм, размеров, границ и статуса муниципальных образований в регионе, обеспечивающих их финансово-экономическую самостоятельность;
3) упорядочение размещения новых производств, регулирование изменения плотности проживания населения региональными властями;
4) обеспечение профессионального управления, базирующегося на предпринимательских началах и инновационности не только на региональном, но и на муниципальном уровне. В связи с этим очень важно повышение потенциала местного самоуправления, квалификационного уровня муниципальных служащих и способности местной власти самостоятельно выполнять установленные функции в условиях возможных изменений внешней среды;
5) создание условий и поддержка системной инновационности, которая должна охватывать все сферы местной экономики; внедрение инновационных подходов в самой системе управления: использование новых знаний, методов и ноу-хау, информационно-коммуникационных технологий, современных инструментов воздействия на социально-экономические процессы.
В диссертации предлагается совокупность инструментов в качестве методического обеспечения совершенствования механизма стратегического управления на местном уровне. Они ориентированы на инновационность муниципального развития и включают: инструменты прямого управления муниципальной собственностью; координационные, стимулирующие и регулирующие инструменты, которые носят многоаспектный характер и имеют разностороннее применение. Обоснована полезность внедрения способов, форм и методов бенчмаркинга, распространения лучшей практики в области реформирования местного самоуправления, укрепления экономической и финансовой базы успешного муниципального функционирования и развития. Также будет целесообразным создать систему регионального мониторинга реализации реформы местного самоуправления и происходящих изменений как в муниципальных образованиях, так и в регионе в целом.
Информация о работе Организационно-институциональное развитие системы управления экономикой региона