Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:44, автореферат
Актуальность темы исследования. Современные тенденции развития экономики в изменяющихся рыночных условиях обозначили проблему поиска новых подходов, форм, методов и механизмов управления на всех уровнях федеративного устройства для обеспечения высокой конкурентоспособности страны, роста качества жизни населения.
В решении этой проблемы огромная роль принадлежит регионам, в которых создается и воспроизводится экономический, человеческий и инновационный потенциал общества. В условиях формирования инновационной модели развития страны особо возрастает значение эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень региона, его территориальных единиц, входящих в их состав хозяйствующих субъектов.
5. Концепция развития компетенций. В системе регионального управления сильно недооцененными пока остаются компетенции сотрудников, под которыми понимаются знания, опыт, навыки, поведение, критические для достижения стратегических результатов работы организации.
6. Концепция активизации интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал системы регионального управления рассматривается как совокупность трех составляющих: человеческого капитала, социального капитала и организационного капитала. Благодаря тесной их взаимосвязи возникают компетентность, когнитивность и динамические способности системы управления. Именно знания, интеллектуальный капитал становятся мощным катализатором научно-технологического и экономического развития, повышения конкурентоспособности социально-экономических систем.
Предлагаемая методология, основывающаяся на специфических принципах, указанных подходах и концепциях, разработана впервые, принципиально отличается от предпринимаемых попыток системным, интегрированным использованием основных идей и актуальных положений таких научных подходов, как создание организационной культуры, развитие компетенции сотрудников, когнитивность и динамические способности системы управления, которые позволят активизировать интеллектуальный капитал всей системы регионального управления.
Для системного, научно-обоснованного
использования методологии организационно-
3. Формирование
модели реализации методологии
организационно-
Социально-экономическое
Качество регионального управления – это системная характеристика деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц всех рангов и уровней. Она оценивается по общественной значимости целей и планируемых результатов с точки зрения полноты и эффективности их достижения в заданных ресурсных, временных, масштабных и иных параметрах. Качество регионального управления в современном представлении – это, главным образом, профессиональные способности, знания, умения и квалифицированные действия руководителей и специалистов органов управления по эффективной организации взаимодействия всех категорий населения, предпринимательских, общественных, государственных и муниципальных структур по достижению целей и замыслов по развитию региона, создающих новое качество жизнедеятельности людей.
Под термином «новый уровень качества регионального управления» в работе понимается разработка и применение эффективных институтов, структур, механизмов, инструментов и технологий управления, обеспечивающих рост конкурентоспособности региона и результативное повышение качества жизни населения.
Для формирования
и создания нового качества регионального управления в диссертации
разработана модель реализации методологии организационно-
Согласно этой
модели для обеспечения организационно
Рис. 4. Модель реализации
методологии организационно-
Основными задачами
для организационно-
1. Формирование организационной культуры в системе управления. Организационная культура выполняет роль неформального института регулирования и развития человеческих отношений в системе управления. Совокупность ценностей, убеждений, установок, предположений и неформальных правил, составляющих организационную культуру, обычно открыто не проговаривается и не оформляется в виде какого-либо кодекса, но она формирует способы и нормы поведения. Организационная культура не подвержена быстрым изменениям, ее становление и развитие, особенно в регионах, происходит не скачкообразно и требует значительных организационных, психологических, временных затрат.
2. Стратегическое развитие руководителей и специалистов. Концепция управления человеческими ресурсами предполагает повышение компетенций, когнитивности, динамических способностей, креативности и удовлетворенности трудом различных категорий сотрудников на всех уровнях и во всех управленческих структурах на основе постоянного непрерывного обучения и переподготовки.
3. Совершенствование структуры органов регионального управления. Организационная структура регионального управления является средством реализации государственных функций и достижения целей системы управления, поэтому она должна соответствовать решаемым задачам, отвечать современным требованиям, отражать содержание деятельности и изменяющиеся условия функционирования и развития.
Анализ сложившихся организационных структур управления регионом показал, что они предопределяются как объективными факторами (специфика региона, состояние экономики и социальной сферы, институциональная среда, исторические традиции), так и субъективными (устремления, личные интересы, профессиональный уровень высшего руководства региона, влияние элиты, имитация и подражание соседствующим регионам и др.). Превалирующий сегодня отраслевой подход к построению и функционированию региональных органов управления не отвечает современным требованиям рыночного хозяйствования, что предопределяет необходимость преобразования сложившихся организационных структур управления регионом.
Учитывая это, в процессе исследования предлагается внедрение межотраслевого подхода в системе управления регионом, на основе которого разработан новый вариант построения органов регионального управления. Проектируемая структура органов регионального управления (рис. 5) предполагает упразднение аппарата администрации губернатора (президента республики) путем соединения или слияния с аппаратом правительства; сокращение числа заместителей высшего должностного лица, возглавляющего правительство региона, которые становятся руководителями целых блоков межотраслевых министерств, упразднение отраслевых министерств и департаментов.
Преобразование организационной структуры управления регионом позволит уменьшить численность работников госаппарата; устранить параллелизм, дублирование функций, излишнюю опеку со стороны федеральных органов управления; повысить оперативность, гибкость, адаптивность, творческое наполнение, качество и исполнительность управленческих решений и действий; расширить использование информационно-коммуникационных технологий в процессе управления; укрепить территориальный принцип управления экономикой региона.
Внедрение предлагаемого подхода в систему управления регионом реально способно создать необходимые условия для ускоренного развития экономики региона.
4. Формирование институциональной среды регионального развития. Современная институциональная среда регионального развития должна отвечать следующим требованиям: создание благоприятных конкурентных условий, способствующих росту деловой активности, эффективному функционированию хозяйствующих субъектов и появлению новых компаний; развитие рынков земли и иной недвижимости, системы финансовых и страховых институтов; эффективное государственное и муниципальное управление; формирование адекватных институтов демократии, структур и механизмов гражданского общества; осуществление общественного контроля за деятельностью государственных органов и бизнеса, снижение уровня коррупции и повышение доверия к власти и проводимой ею политике.
Исходя из этого, формирование современной системы экономических институтов предполагает меры по: стимулированию конкуренции на рынках товаров и услуг; развитию рыночной инфраструктуры; активизации инноваций и увеличению инвестиций; содействию развитию малого и среднего предпринимательства; эффективному взаимодействию государства, местного самоуправления, населения, бизнеса, общественных структур.
Одним из ключевых факторов социально-экономического развития регионов является сбалансированность формальной и неформальной институциональной среды, которая выступает как внутрикорпоративная культура региона. В ходе исследования определены основные признаки ее эффективного функционирования в целях успешного развития региона:
а) разработка и реализация стратегии экономического и общественного развития в соответствии с долгосрочным прогнозом на основе консолидированного активного участия различных категорий регионального сообщества (руководства региональных правительств и бизнес-элит, территориальных, отраслевых и межотраслевых предпринимательских ассоциаций и др.);
б) общенародное признание политики поддержки, стимулирования и поощрения творческой активности, креативности, конструктивных предложений и инициатив различных слоев регионального сообщества, создание действенной обратной связи руководства региона с населением, бизнесом и общественными организациями при помощи эффективной информационной системы;
в) рост совместных организационных усилий и затрат научных, образовательных, информационных, финансовых и материально-технических ресурсов на развитие интеллектуального потенциала регионального сообщества;
г) демократия общественных отношений, доступность и подконтрольность органов власти различных уровней, прозрачность организационных, кадровых, финансово-бюджетных назначений, изменений и результатов;
д) всемерная ориентация и целенаправленная деятельность региональной элиты на многоаспектное повышение качества жизни населения.
Таким образом, на основе выбранной методологии и разработанных научно-методических предложений и рекомендаций ее реализации становится возможным формирование нового качества регионального управления, обеспечивающего обоснованную разработку и совершенствование институтов, форм и механизмов экономического развития региона, повышения его конкурентоспособности.
4. Разработка
механизмов организационно-
Система управления экономикой региона в качестве составляющей включает механизм управления, т.е. подсистему, определяющую последовательность, порядок процессов регионального управления. Формирование, функционирование и развитие этой подсистемы обуславливаются рыночными требованиями, конкретными условиями и потребностями жизнедеятельности регионального сообщества, принятой региональными властями и внутрирегиональной политикой.
Актуальной для большинства регионов остается проблема структурных преобразований в экономике, решение которой будет способствовать установлению упорядоченных структурно-функциональных взаимосвязей между всеми составляющими регионального хозяйства.
Под структурной перестройкой экономики региона понимается научно обоснованная, качественно спланированная, согласованная по ресурсам, творчески подготовленная и четко управляемая система взаимосвязанных прогрессивных преобразований в способах, формах, пропорциях и методах общественного воспроизводства, вызывающих формирование институциональных условий, изменение организационных, экономических, финансовых, социальных отношений, обеспечивающих повышение инновационности и конкурентоспособности экономики, ее отдельных видов деятельности и хозяйствующих субъектов, сбалансированность процессов и объемов производства, реализации, потребления и накопления, а также рост валового регионального продукта в целях удовлетворения рыночного спроса и повышения качества жизни населения.
Главной целью структурной
перестройки регионального
Информация о работе Организационно-институциональное развитие системы управления экономикой региона