Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:44, автореферат
Актуальность темы исследования. Современные тенденции развития экономики в изменяющихся рыночных условиях обозначили проблему поиска новых подходов, форм, методов и механизмов управления на всех уровнях федеративного устройства для обеспечения высокой конкурентоспособности страны, роста качества жизни населения.
В решении этой проблемы огромная роль принадлежит регионам, в которых создается и воспроизводится экономический, человеческий и инновационный потенциал общества. В условиях формирования инновационной модели развития страны особо возрастает значение эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень региона, его территориальных единиц, входящих в их состав хозяйствующих субъектов.
В работе отмечается, что в стратегическом смысле возрастает роль инфраструктурных факторов, инструментов регулирования землепользования, роста эффективности эксплуатации недвижимости, организации технопарков и бизнес-инкубаторов, сотрудничества и партнерства с бизнесом, консолидации местного сообщества на решение текущих и стратегических задач, которые являются сегодня наиболее действенными инструментами муниципального влияния на ход прогрессивных процессов региона.
При стратегическом управлении муниципальными образованиями предлагается использовать инкорпоративный подход. Он позволяет достичь главной цели управления – социально-экономического развития территории и региона путем максимального вовлечения населения во взаимовыгодные отношения, направленные на удовлетворение социально значимой потребности – повышения уровня качества жизни каждого человека.
Таким образом, научно обоснованное применение методов и инструментов механизма стратегического муниципального управления будет способствовать укреплению собственной экономической базы, повышению финансово-экономической самостоятельности, улучшению жизнедеятельности местного населения и региона в целом.
5. Формирование и развитие прогрессивных форм интеграции экономического развития в системе управления регионом
Система управления экономикой региона нуждается в создании и совершенствовании эффективных прогрессивных форм и инструментов регионального развития. В настоящее время в связи с изменяющимися общественными и рыночными условиями на передний план экономического развития регионов выдвигаются кластерные формы хозяйствования. Кластер – это не просто сумма взаимосвязанных предприятий, а сетевое интегрированное взаимодействие всех его элементов и процессов. Создание кластера приводит к синергетическому эффекту, который заключается в количественном и качественном росте многих составляющих социально-экономического развития региона, определяющих повышение его конкурентоспособности: а) увеличение количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы; б) увеличение числа рабочих мест; в) появление удобного инструмента для взаимодействия с бизнесом; г) возникновение условий для структурной перестройки экономики региона; д) рост инвестиционной привлекательности региона; е) повышение политической значимости региона.
Преимущества для бизнеса региона в целом выражаются в следующем: а) снижение трансакционных издержек; б) улучшение возможностей для более результативного выхода на глобальные рынки; в) активизация инновационной деятельности и появление новых знаний; г) совершенствование и модернизация рыночной инфраструктуры; д) стимулирование малого бизнеса.
В самих кластерах преимущества проявляются по направлениям внутренних связей: а) более гарантированный сбыт продукции (товаров, услуг); б) повышение доступности финансовых ресурсов; в) сокращение определенных видов затрат (на маркетинг, рекламу, кадры, НИР); г) свободный обмен информацией, знаниями и быстрое распространение новшеств по всем каналам производителей, поставщиков и потребителей; д) взаимосвязи внутри кластера ведут к появлению новых условий конкуренции; е) интеллектуальные ресурсы и идеи образуют новые комбинации, при которых возможны зарождение новых бизнесов и диверсификация деятельности, расширяющих границы кластера и масштабы его функционирования.
На основе исследования сложившихся предпосылок, имеющихся ресурсов и потенциала ключевых компаний в Башкортостане, в работе предложено формирование в республике трех крупных кластеров: нефтехимического; машиноприборостроительного; лесодеревоперерабатывающего. В диссертации разработаны рекомендации по созданию коллегиального органа управления кластером – совета директоров с небольшим, но компетентным исполнительным комитетом. Обоснована необходимость принятия федерального закона «О формировании и развитии кластеров в Российской Федерации», который позволит активизировать деятельность регионов в этом направлении.
Создание и функционирование
кластеров представляет собой новую организационно-
Наряду с созданием
кластеров представляется целесообразным создание таких организационно-
Создаваемые агентства регионального развития будут решать следующие актуальные задачи: разработка предложений и обоснований по совершенствованию институциональной среды, включающей, в том числе, развитие креативности; формирование консолидированной позиции и коалиций регионального сообщества по модернизации экономики и инновационному развитию региона; информационная, научно-методическая и консультационная поддержка структурной перестройки; создание регионального и муниципального маркетинга; поддержка малого и среднего бизнеса; участие в развитии туризма и различных видов услуг; содействие формированию кластеров; содействие развитию местного самоуправления; повышение квалификации муниципальных служащих; изучение и мониторинг общественного мнения о профессиональном уровне государственного и муниципального управления и качестве предоставляемых им услуг; оценка изменения качества жизни населения.
Эти агентства будут укреплять связи предприятий реального сектора с банками, инвестиционными фондами, с инновационными фирмами и венчурными структурами; создавать бизнес-инкубаторы и технопарки; выявлять пустующие земельные участки и помещения; налаживать взаимодействие с торгово-промышленной палатой, территориальными и отраслевыми ассоциациями предпринимателей; увязывать науку с учебными заведениями, активизировать креативность в регионе. Тем самым агентства регионального развития будут интегрировать различные сферы деятельности и категории регионального сообщества в общий поток усилий в направлении общественного прогресса. Правительство региона, активно участвуя совместно с бизнес-сообществом в создании, поддержке и укреплении разнообразных организационных форм агентств, приобретет эффективный и очень перспективный инструмент регионального развития и адаптации региона к изменившимся условиям экономического развития.
Агентства регионального развития формируются на основе важного и ценного средства (формы) современного развития региона − частно-государ-ственного партнерства в различных вариациях, отвечающих специфике региона, его территорий, ставящимся задачам.
Частно-государственное партнерство (ЧГП) − это новый тип организационно-экономических отношений между бизнесом, государственными структурами, муниципальными образованиями и общественными организациями, основанный на интеграции определенных процессов и видов деятельности и разрешении существующих и возникающих между ними противоречий и препятствий путем достижения согласия и взаимопонимания на основе переговоров. ЧГП предполагает организацию и развитие форм взаимодействия и сотрудничества всех участников, базирующихся на долгосрочных, устойчивых, равноправных и взаимовыгодных принципах, обеспечивающих разграничение, согласованность и координацию деятельности по конкретным функциональным сферам в разнообразных областях регионального развития.
Возможны различные
направления и формы
В диссертации рекомендованы
наиболее прогрессивные формы частно-
Функции координации различных видов и форм частно-государственного партнерства в регионах целесообразно возложить на министерства (департаменты) экономического развития, которые должны привлечь все другие министерства и ведомства к тесному сотрудничеству. Расширение направлений и форм частно-государственного партнерства будет служить эффективным средством интеграции усилий различных категорий регионального сообщества при достижении целей экономического развития региона.
Таким образом, разработанные
в диссертации методология, механизмы, формы
и инструменты организационно-
Основные выводы и рекомендации
Проведенное исследование
позволяет сделать вывод о
том, что в современных условиях теоретические и методологические
проблемы организационно-
На основе решения поставленных в диссертационном исследовании задач сформулированы основные научные выводы, предложения и рекомендации.
1. Уточнение и дополнение ключевых понятий и теоретических положений регионального управления, обоснование его закономерностей, принципов и задач представляют собой теоретическую платформу для научных исследований и определяют четкость и адресную направленность управленческих решений на уровне региона.
2. Разработанная в диссертации концептуальная модель системы управления экономикой региона предполагает управление всеми сторонами жизнедеятельности – от формирования органов управления, целей, задач, закономерностей, принципов, стратегий региона до эффективного использования организационной культуры, функций, ресурсов, компетенций, технологий, структур, методов, механизмов, инструментов, а также привлечения объектов управления в этот процесс. Все это расширяет научное представление о рассматриваемой системе как о целостном интегрированном формировании и вносит вклад в теоретические основы его исследования и практического применения.
3. Сформирован и предложен механизм управления экономикой региона, который представляет собой сложную совокупность методов, инструментов и процессов прямого и косвенного воздействия – координации, стимулирования и регулирования, – на рыночные и социальные условия жизнедеятельности регионального сообщества. Этот механизм отражает направления и инструменты управленческих воздействий, позволяющие повысить эффективность функционирования экономики региона.
4. Анализ проведенных исследований позволил выявить и систематизировать организационно-управленческие проблемы, недостатки регионального развития, факторы и условия назревших изменений, а также признаки и причины неэффективного функционирования сложившегося управления на региональном уровне. Они представляют собой совокупность взаимосвязанных предпосылок развития системы регионального управления, обуславливают необходимость научно обоснованного ее реформирования.
5. В ходе исследования
сложившихся организационных
6. Разработанная методология
организационно-
7. Разработана модель
реализации организационно-
8. Предложенный подход к структурной перестройке экономики региона позволил доказать действенность механизма государственной координации, стимулирования и регулирования, функционирование которого способно обеспечить системность структурных преобразований и рост конкурентоспособности региона.
Информация о работе Организационно-институциональное развитие системы управления экономикой региона