Организационно-институциональное развитие системы управления экономикой региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:44, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Современные тенденции развития экономики в изменяющихся рыночных условиях обозначили проблему поиска новых подходов, форм, методов и механизмов управления на всех уровнях федеративного устройства для обеспечения высокой конкурентоспособности страны, роста качества жизни населения.
В решении этой проблемы огромная роль принадлежит регионам, в которых создается и воспроизводится экономический, человеческий и инновационный потенциал общества. В условиях формирования инновационной модели развития страны особо возрастает значение эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень региона, его территориальных единиц, входящих в их состав хозяйствующих субъектов.

Файлы: 1 файл

Ahtarieva.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)

В работе отмечается, что  в стратегическом смысле возрастает роль инфраструктурных факторов, инструментов регулирования землепользования, роста эффективности эксплуатации недвижимости, организации технопарков и бизнес-инкубаторов, сотрудничества и партнерства с бизнесом, консолидации местного сообщества на решение текущих и стратегических задач, которые являются сегодня наиболее действенными инструментами муниципального влияния на ход прогрессивных процессов региона. 

При стратегическом управлении муниципальными образованиями предлагается использовать инкорпоративный подход. Он позволяет достичь главной цели управления – социально-экономического развития территории и региона путем максимального вовлечения населения во взаимовыгодные отношения, направленные на удовлетворение социально значимой потребности – повышения уровня качества жизни каждого человека.

Таким образом, научно обоснованное применение методов и инструментов механизма стратегического муниципального управления будет способствовать укреплению собственной экономической базы, повышению финансово-экономической самостоятельности, улучшению жизнедеятельности местного населения и региона в целом.

 

5. Формирование  и развитие прогрессивных форм  интеграции экономического развития в системе управления регионом

Система управления экономикой региона нуждается в создании и совершенствовании эффективных прогрессивных форм и инструментов регионального развития. В настоящее время в связи с изменяющимися общественными и рыночными условиями на передний план экономического развития регионов выдвигаются кластерные формы хозяйствования. Кластер – это не просто сумма взаимосвязанных предприятий, а сетевое интегрированное взаимодействие всех его элементов и процессов. Создание кластера приводит к синергетическому эффекту, который заключается в количественном и качественном росте многих составляющих социально-экономического развития региона, определяющих повышение его конкурентоспособности: а) увеличение количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы; б) увеличение числа рабочих мест; в) появление удобного инструмента для взаимодействия с бизнесом; г) возникновение условий для структурной перестройки экономики региона; д) рост инвестиционной привлекательности региона; е) повышение политической значимости региона.

Преимущества для бизнеса  региона в целом выражаются в  следующем: а) снижение трансакционных издержек; б) улучшение возможностей для более результативного выхода на глобальные рынки; в) активизация инновационной деятельности и появление новых знаний; г) совершенствование и модернизация рыночной инфраструктуры; д) стимулирование малого бизнеса.

В самих кластерах  преимущества проявляются по направлениям внутренних связей: а) более гарантированный сбыт продукции (товаров, услуг); б) повышение доступности финансовых ресурсов; в) сокращение определенных видов затрат (на маркетинг, рекламу, кадры, НИР); г) свободный обмен информацией, знаниями и быстрое распространение новшеств по всем каналам производителей, поставщиков и потребителей; д) взаимосвязи внутри кластера ведут к появлению новых условий конкуренции; е) интеллектуальные ресурсы и идеи образуют новые комбинации, при которых возможны зарождение новых бизнесов и диверсификация деятельности, расширяющих границы кластера и масштабы его функционирования.

На основе исследования сложившихся предпосылок, имеющихся  ресурсов и потенциала ключевых компаний в Башкортостане, в работе предложено формирование в республике трех крупных кластеров: нефтехимического; машиноприборостроительного; лесодеревоперерабатывающего. В диссертации разработаны рекомендации по созданию коллегиального органа управления кластером – совета директоров с небольшим, но компетентным исполнительным комитетом. Обоснована необходимость принятия федерального закона «О формировании и развитии кластеров в Российской Федерации», который позволит активизировать деятельность регионов в этом направлении.

Создание и функционирование кластеров представляет собой новую организационно-институциональную форму экономической деятельности и служит реальным средством саморазвития регионов, современным инструментом повышения их конкурентоспособности.

Наряду с созданием  кластеров представляется целесообразным создание таких организационно-институциональных форм содействия региональному развитию, как агентство реструктуризации и поддержки предприятий реального сектора и агентства регионального и муниципального развития, которые способны играть интеграционную роль в развитии системы управления экономикой региона.

Создаваемые агентства  регионального развития будут решать следующие актуальные задачи: разработка предложений и обоснований по совершенствованию институциональной среды, включающей, в том числе, развитие креативности; формирование консолидированной позиции и коалиций регионального сообщества по модернизации экономики и инновационному развитию региона; информационная, научно-методическая и консультационная поддержка структурной перестройки; создание регионального и муниципального маркетинга; поддержка малого и среднего бизнеса; участие в развитии туризма и различных видов услуг; содействие формированию кластеров; содействие развитию местного самоуправления; повышение квалификации муниципальных служащих; изучение и мониторинг общественного мнения о профессиональном уровне государственного и муниципального управления и качестве предоставляемых им услуг; оценка изменения качества жизни населения.

Эти агентства будут  укреплять связи предприятий  реального сектора с банками, инвестиционными фондами, с инновационными фирмами и венчурными структурами; создавать бизнес-инкубаторы и технопарки; выявлять пустующие земельные участки и помещения; налаживать взаимодействие с торгово-промышленной палатой, территориальными и отраслевыми ассоциациями предпринимателей; увязывать науку с учебными заведениями, активизировать креативность в регионе. Тем самым агентства регионального развития будут интегрировать различные сферы деятельности и категории регионального сообщества в общий поток усилий в направлении общественного прогресса. Правительство региона, активно участвуя совместно с бизнес-сообществом в создании, поддержке и укреплении разнообразных организационных форм агентств, приобретет эффективный и очень перспективный инструмент регионального развития и адаптации региона к изменившимся условиям экономического развития.

Агентства регионального  развития формируются на основе важного и ценного средства (формы) современного развития региона − частно-государ-ственного партнерства в различных вариациях, отвечающих специфике региона, его территорий, ставящимся задачам.

Частно-государственное  партнерство (ЧГП) − это новый тип организационно-экономических отношений между бизнесом, государственными структурами, муниципальными образованиями и общественными организациями, основанный на интеграции определенных процессов и видов деятельности и разрешении существующих и возникающих между ними противоречий и препятствий путем достижения согласия и взаимопонимания на основе переговоров. ЧГП предполагает организацию и развитие форм взаимодействия и сотрудничества всех участников, базирующихся на долгосрочных, устойчивых, равноправных и взаимовыгодных принципах, обеспечивающих разграничение, согласованность и координацию деятельности по конкретным функциональным сферам в разнообразных областях регионального развития.

Возможны различные  направления и формы взаимодействия региональных органов управления и бизнеса. В работе подчеркивается, что это взаимодействие должно основываться на обсуждении с участием представителей бизнес-сообщества вопросов и планов повышения конкурентоспособности региона и отдельных компаний, выявления и устранения административных барьеров, препятствующих ведению предпринимательской деятельности. Далее необходимо привлечь представителей бизнес-сообщества к участию в разработке проектов нормативных актов; процессу формирования региональных программ и планов повышения эффективности использования средств из различных источников, направленных на инновационные и инфраструктурные проекты, проведение НИОКР, коммерциализацию результатов научных разработок. Следует организовать формы совместного участия в развитии высшего и среднего профессионального образования, модификации рыночной инфраструктуры, а также в поддержке отраслевых и территориальных бизнес-ассоциаций.

В диссертации рекомендованы  наиболее прогрессивные формы частно-государственного партнерства. Прежде всего, это такие  формы, как участие бизнеса в  межрегиональном сотрудничестве, развитие выставочно-ярмарочной деятельности и формирование концессионных соглашений, которые являются ценным инструментом привлечения частных инвестиций в развитие различных видов инфраструктуры. Актуальными и востребованными формами являются интеграция усилий региональных органов управления, общественных структур и бизнеса в сфере энергосбережения, а также повышение эффективности использования природных ресурсов, включающее недропользование, лесопользование, использование водных ресурсов, защиту окружающей среды, улучшение экологической обстановки.

Функции координации  различных видов и форм частно-государственного партнерства в регионах целесообразно  возложить на министерства (департаменты) экономического развития, которые должны привлечь все другие министерства и ведомства к тесному сотрудничеству. Расширение направлений и форм частно-государственного партнерства будет служить эффективным средством интеграции усилий различных категорий регионального сообщества при достижении целей экономического развития региона.

Таким образом, разработанные  в диссертации методология, механизмы, формы и инструменты организационно-институционального развития системы управления экономикой региона в современных условиях способны обеспечить повышение качества государственного управления на региональном уровне, что будет способствовать росту конкурентоспособности регионов и качества жизни населения.

 

Основные выводы и рекомендации

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о  том, что в современных условиях теоретические и методологические проблемы организационно-институционального развития системы управления экономикой региона имеют важное народнохозяйственное значение, решение которых определяет условия и возможности регионального развития.

На основе решения  поставленных в диссертационном  исследовании задач сформулированы основные научные выводы, предложения и рекомендации.

1. Уточнение и дополнение ключевых понятий и теоретических положений регионального управления, обоснование его закономерностей, принципов и задач представляют собой теоретическую платформу для научных исследований и определяют четкость и адресную направленность управленческих решений на уровне региона.

2. Разработанная в диссертации концептуальная модель системы управления экономикой региона предполагает управление всеми сторонами жизнедеятельности – от формирования органов управления, целей, задач, закономерностей, принципов, стратегий региона до эффективного использования организационной культуры, функций, ресурсов, компетенций, технологий, структур, методов, механизмов, инструментов, а также привлечения объектов управления в этот процесс. Все это расширяет научное представление о рассматриваемой системе как о целостном интегрированном формировании и вносит вклад в теоретические основы его исследования и практического применения.

3. Сформирован и предложен механизм управления экономикой региона, который представляет собой сложную совокупность методов, инструментов и процессов прямого и косвенного воздействия – координации, стимулирования и регулирования, – на рыночные и социальные условия жизнедеятельности регионального сообщества. Этот механизм отражает направления и инструменты управленческих воздействий, позволяющие повысить эффективность функционирования экономики региона.

4. Анализ проведенных исследований позволил выявить и систематизировать организационно-управленческие проблемы, недостатки регионального развития, факторы и условия назревших изменений, а также признаки и причины неэффективного функционирования сложившегося управления на региональном уровне. Они представляют собой совокупность взаимосвязанных предпосылок развития системы регионального управления, обуславливают необходимость научно обоснованного ее реформирования.

5. В ходе исследования  сложившихся организационных структур  управления регионом выявлено, что они определяются как объективными факторами (специфика региона, состояние экономики и социальной сферы, институциональная среда, исторические традиции), так и субъективными (устремления, личные интересы, профессиональный уровень высшего руководства региона и др.). Установлено, что превалирующий сегодня отраслевой подход к построению и функционированию региональных органов управления не отвечает современным требованиям рыночного хозяйствования, что обуславливает необходимость преобразования организационных структур управления регионом.

6. Разработанная методология  организационно-институционального  развития системы управления регионом включает в себя методологические принципы развития и базируется на синтезе системного, эволюционного и системно-интеграционного подходов. В работе доказано, что важными составляющими разработанной методологии должны стать концепции управления человеческими ресурсами, развития компетенций и активизации интеллектуального капитала, которые создадут объективную основу инновационного развития системы регионального управления в современных условиях модернизации экономики.

7. Разработана модель  реализации организационно-институциональной  методологии развития системы  управления экономикой региона,  которая определяет цель, задачи и основные компоненты их реализации с учетом современных условий, тенденций и требований.

8. Предложенный подход к структурной перестройке экономики региона позволил доказать действенность механизма государственной координации, стимулирования и регулирования, функционирование которого способно обеспечить системность структурных преобразований и рост конкурентоспособности региона.

Информация о работе Организационно-институциональное развитие системы управления экономикой региона