Организационно-институциональное развитие системы управления экономикой региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:44, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Современные тенденции развития экономики в изменяющихся рыночных условиях обозначили проблему поиска новых подходов, форм, методов и механизмов управления на всех уровнях федеративного устройства для обеспечения высокой конкурентоспособности страны, роста качества жизни населения.
В решении этой проблемы огромная роль принадлежит регионам, в которых создается и воспроизводится экономический, человеческий и инновационный потенциал общества. В условиях формирования инновационной модели развития страны особо возрастает значение эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень региона, его территориальных единиц, входящих в их состав хозяйствующих субъектов.

Файлы: 1 файл

Ahtarieva.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)

В модели показано, что на систему  управления экономикой региона оказывают влияние внешние факторы: изменяющаяся экономическая ситуация; государственная социально-экономическая политика и государственное регулирование, современные достижения национального и зарубежного менеджмента, федеральные органы управления.

 

 

 

 




      Система управления экономикой региона









 

 

 













 


 

Рис. 1. Концептуальная модель системы управления

экономикой региона

 

Эта модель отражает основные объекты  управления (воспроизводственный потенциал региона, отрасли региональной экономики и социальной сферы, муниципальные образования и др.) и области воздействия (структурные и институциональные преобразования, инновационная и деловая активность, привлечение инвестиций), а также конечную цель – обеспечение качественных условий жизнедеятельности регионального сообщества.

В практической деятельности система управления регионом является процессной системой, в связи с этим ее ключевой задачей является гармонизация функций, отношений, состояния и взаимодействия всех структурных составляющих с точки зрения внутренней согласованности содержания системы в целом, что и обуславливает эффективность управления.

Основным структурным элементом  предложенной модели является организационно-экономический механизм управления региональным развитием, который раскрывает масштабные процессы воздействия (блоки процессов) и используемый для этого инструментарий, которые должны приводиться в действие органами регионального управления, руководствуясь региональной политикой и особенностями развития соответствующей территории (рис. 2).

Предлагаемый механизм управления региональным развитием включает три блока.

Первый блок – процессы управления государственным сектором регионального хозяйства, которые целесообразно осуществлять при помощи таких инструментов воздействия, как планирование деятельности государственных организаций; прямое финансирование и инвестирование организаций бюджетной сферы; кредитование и аудит, отчетность, контроль государственных организаций; инвестирование в транспортную и инженерно-коммунальную инфраструктуру; организация выполнения национальных проектов и программ с учетом специфики региона; совершенствование аппарата регионального управления; кадровое обеспечение региона.

Второй блок – координация  различных видов деятельности и  процессов экономического развития региона, которая должна реализовываться при помощи следующих инструментов воздействия: законодательные и нормативные акты РФ и данного региона; составление и разработка прогнозов, планов и программ регионального развития; выбор и реализация стратегии развития; кластеризация экономической деятельности; частно-государственное партнерство и др.

Третий блок – процессы рыночного стимулирования, регулирования и поддержки экономических агентов региона, которые должны использовать специфические рыночные инструменты: налоговые льготы хозяйствующим субъектам; предоставление льгот и кредитов для проектов, особенно для инновационных; софинансирование разработанных региональных проектов и программ; поддержка конкуренции и малого бизнеса; конкурсное размещение государственных заказов в регионе; ценовое и тарифное регулирование; лицензирование отдельных, наиболее эффективных видов деятельности; земельное регулирование; поддержка внешнеэкономической деятельности, осуществляемой региональными хозяйствующими субъектами.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Механизм управления региональным развитием

В модели указаны только основные укрупненные инструменты, каждый из которых включает комплекс более мелких, детальных организационно-экономических и финансовых разновидностей, научно обоснованное использование которых позволит на практике повысить эффективность управления региональным развитием и обеспечить рост качества жизни населения.

Разработанные концепция  формирования современной системы  управления экономикой региона и механизм управления региональным развитием создают теоретическую базу дальнейших научных исследований и определяют необходимость формирования методологии организационно-институционального развития системы управления экономикой региона.

 

2. Формирование  методологии организационно-институционального развития системы управления экономикой региона

Как свидетельствуют  результаты анализа, в современных  условиях главным фактором социально-экономического развития региона становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования. Поэтому для создания устойчивости экономики региона следует укреплять ее внутренние связи, пропорции, воспроизводственный потенциал, качественным образом совершенствовать все компоненты и взаимодействие между ними.

На основе обобщения тенденций, факторов, характерных черт, свойств и проблем в государственной региональной политике и государственном управлении на региональном уровне в ходе исследования сформирован комплекс предпосылок дальнейшего развития системы управления экономикой региона (табл. 1).

Поскольку развитие региона − это качественное прогрессивное изменение основных характеристик (параметров) экономики, социальной сферы и условий жизнедеятельности населения в регионе, необходимо учитывать общие методологические приоритеты развития системы управления регионом: соответствие условиям современного этапа общественного развития; ориентация на перспективу; системное влияние институтов; ценность новейших знаний; незаменимость компетенций и креативности руководящих работников и специалистов; обязательность соблюдения этических аспектов.

Повышение эффективности  воспроизводственных процессов  и обеспечение конкурентоспособности региона возможны, прежде всего, за счет решения следующих задач: формирования адаптивности и устойчивости системы управления экономикой региона к изменениям внутренней и внешней среды; повышения уровня компетентности, творчества и развития способностей кадров системы регионального управления; активизации консолидированного участия регионального сообщества в экономическом развитии региона. Все это и предопределяет необходимость разработки методологических основ развития системы управления регионами.

В современной экономике существует назревшая необходимость серьезных организационных преобразований в системе регионального управления, что требует разработки определенных институциональных условий.

Вместе с тем в связи с созданием институтов становится неизбежной соответствующая организационная деятельность по осуществлению намеченных изменений в обновленной среде. Эти организационные и институциональные изменения в управлении социально-экономическим развитием региона тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой.

Таблица 1

Предпосылки развития системы управления экономикой региона 

на современном этапе

Группы

предпосылок

Состав предпосылок

 

Общенацио-нальные 

предпосылки

-модернизация экономики,  формирование инновационной модели  развития страны;

-повышение роли интеллектуальных  факторов развития (науки, знаний, образования, творчества);

-ориентация на повышение  конкурентоспособности страны;

-поиск путей сокращения  значительной межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии;

-разработка четкой  государственной региональной политики

Внутрирегио-нальные 

предпосылки:

- институцио-нальные 

 

 

- предпосылки, формирующие  конкуренто-способность

 

 

- организа-ционно-управлен-ческие  предпосылки

-новые возможности  совершенствования институциональной  среды;

-изменение менталитета  регионального сообщества, повышение  роли, значения и влияния сообщества на социально-экономические процессы;

-повышение уровня  требований населения и хозяйствующих  субъектов к качеству государственных услуг

------------------------------------------------------------------------------------------

-назревшая структурная  перестройка экономики;

-развитие инновационной  и инвестиционной активности;

-возрастание роли  и влияния  регионального управления;

-стратегическая ориентация  деятельности органов регионального  управления

-----------------------------------------------------------------------------------------

- повышение уровня  знаний, компетенций и творчества  всех работников органов управления;

-укрепление нравственных  начал и этических норм поведения  работников государственного управления;

- усиление мотивации государственных служащих;

- совершенствование организационных структур регионального управления, повышение эффективности их функционирования;

- обеспечение прозрачности  системы управления для регионального  сообщества;

-привлечение экономических  агентов регионального сообщества  к решению стратегических задач;

- формирование системности  и последовательности процессов  реформирования регионального управления


 

Таким образом, именно организационно-институциональное  развитие в современных условиях является приоритетным направлением совершенствования региональной системы управления и представляет собой объединение, упорядочение, координацию и разработку действий по эффективному использованию совокупности устойчивых формальных и неформальных правил и норм (законов, положений, кодексов поведения, обычаев) взаимосвязей и взаимодействий, содержащих условия проведения и ограничения экономической деятельности в процессе прогрессивного изменения и перехода из существующего состояния в новое, более совершенное качественное состояние управления системой экономики региона.

Учитывая это, в ходе исследования сформулированы специфические принципы организационно-институционального развития системы управления экономикой региона в современных условиях, которые составляют основу предлагаемой методологии:

1) принцип системности  организационных и институциональных преобразований во всех звеньях и на всех уровнях;

2) принцип сбалансированности  институтов, обеспечивающих развитие  системы управления и инновационного  социально-экономического развития  региона;

3) принцип совместимости  изменений в системе управления с уровнем развития и состояния регионального сообщества, его настроениями и готовностью воспринять преобразования;

4) принцип формирования и поддержания высоконравственной интеллектуальной организационной культуры;

5) принцип стратегического развития кадров − руководителей и специалистов органов управления;

6) принцип выстраивания  результативной системы знаний, когнитивности, компетентности, креативности, обучения;

7) принцип создания комплексной  информационной обеспеченности  системы управления и надежной обратной связи;

8) принцип максимизации  реализации внутреннего потенциала  системы в условиях инновационных  преобразований;

9) принцип контролируемости  хода, основных параметров и результатов изменений.

Системное использование  этих принципов позволит обеспечить управление, способное эффективно осуществлять организационные преобразования, создавая соответствующие институциональные условия.

Организационно-институциональная  методология развития системы управления экономикой региона, представленная на рис. 3, опирается на интегрированную совокупность современных научных концептуальных подходов.

1. Системный  подход. Экономика региона и система  управления регионом являются сложными системами, к которым применимы общие характеристики сложных систем: открытость; многоуровневость, нелинейность взаимодействия элементов системы, динамическая природа поведения, стохастическое поведение системы, зависимость от предшествующего развития и от начальных условий системы, гетерогенность элементов, наличие самоподдерживающих процессов в различных состояниях и другие. В соответствии с набором таких свойств естественно, что система управления экономикой региона постоянно развивается.

 

 

 




 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эволюционный  подход. Система управления экономикой  региона находится в постоянном развитии  в результате постепенных непрерывных изменений ее составляющих без скачков и перерывов при сохранении своей целостности. При изучении процесса ее развития следует опираться на следующие ключевые идеи эволюционной теории: разнообразие как неотъемлемое свойство социально-экономической системы; наследственность, выражающаяся в преемственности (структур, функций, поведения); изменчивость, характеризующаяся возможностью изменений; адекватная институциональная среда; экономический отбор наиболее приспособленных и эффективных агентов в изменяющейся среде.

3. Системно-интеграционный  подход. Наряду с общепринятым разграничением структурной, функциональной и процессной подсистем с позиций системно-интеграционного подхода в сложившихся системах управления следует выделить еще несколько важнейших глубинных подсистем, тесно взаимосвязанных между собой. Это – культурно-нравственная, когнитивно-компетентностная и креативная подсистемы, которые, опираясь на институциональную подсистему, оказывают решающее влияние на принятие стратегических, тактических и текущих управленческих решений при помощи соответствующих методов, инструментов и механизмов управления развитием региона.

4. Концепция управления  человеческими ресурсами, которая  подчеркивает отношение к работникам как к ключевым ресурсам, управление которыми возлагается на менеджеров высшего и среднего звена. Эта концепция предполагает охват широких аспектов организационного развития, осуществления прогрессивных перемен, стремления к активизации гибких подходов, освоения новых методов управления человеческими ресурсами. Тем самым возникает необходимость создания особой организационной культуры, призванной стимулировать творчество и благоприятствовать сотрудничеству, улучшению взаимоотношений, повышению производительности труда и качества работы, всячески способствующей инновационной активности работников.

Информация о работе Организационно-институциональное развитие системы управления экономикой региона