Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:44, автореферат
Актуальность темы исследования. Современные тенденции развития экономики в изменяющихся рыночных условиях обозначили проблему поиска новых подходов, форм, методов и механизмов управления на всех уровнях федеративного устройства для обеспечения высокой конкурентоспособности страны, роста качества жизни населения.
В решении этой проблемы огромная роль принадлежит регионам, в которых создается и воспроизводится экономический, человеческий и инновационный потенциал общества. В условиях формирования инновационной модели развития страны особо возрастает значение эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень региона, его территориальных единиц, входящих в их состав хозяйствующих субъектов.
В модели показано, что на систему управления экономикой региона оказывают влияние внешние факторы: изменяющаяся экономическая ситуация; государственная социально-экономическая политика и государственное регулирование, современные достижения национального и зарубежного менеджмента, федеральные органы управления.
Система управления экономикой региона
Рис. 1. Концептуальная модель системы управления
экономикой региона
Эта модель отражает основные объекты управления (воспроизводственный потенциал региона, отрасли региональной экономики и социальной сферы, муниципальные образования и др.) и области воздействия (структурные и институциональные преобразования, инновационная и деловая активность, привлечение инвестиций), а также конечную цель – обеспечение качественных условий жизнедеятельности регионального сообщества.
В практической деятельности система управления регионом является процессной системой, в связи с этим ее ключевой задачей является гармонизация функций, отношений, состояния и взаимодействия всех структурных составляющих с точки зрения внутренней согласованности содержания системы в целом, что и обуславливает эффективность управления.
Основным структурным
Предлагаемый механизм управления региональным развитием включает три блока.
Первый блок – процессы управления государственным сектором регионального хозяйства, которые целесообразно осуществлять при помощи таких инструментов воздействия, как планирование деятельности государственных организаций; прямое финансирование и инвестирование организаций бюджетной сферы; кредитование и аудит, отчетность, контроль государственных организаций; инвестирование в транспортную и инженерно-коммунальную инфраструктуру; организация выполнения национальных проектов и программ с учетом специфики региона; совершенствование аппарата регионального управления; кадровое обеспечение региона.
Второй блок – координация различных видов деятельности и процессов экономического развития региона, которая должна реализовываться при помощи следующих инструментов воздействия: законодательные и нормативные акты РФ и данного региона; составление и разработка прогнозов, планов и программ регионального развития; выбор и реализация стратегии развития; кластеризация экономической деятельности; частно-государственное партнерство и др.
Третий блок – процессы рыночного стимулирования, регулирования и поддержки экономических агентов региона, которые должны использовать специфические рыночные инструменты: налоговые льготы хозяйствующим субъектам; предоставление льгот и кредитов для проектов, особенно для инновационных; софинансирование разработанных региональных проектов и программ; поддержка конкуренции и малого бизнеса; конкурсное размещение государственных заказов в регионе; ценовое и тарифное регулирование; лицензирование отдельных, наиболее эффективных видов деятельности; земельное регулирование; поддержка внешнеэкономической деятельности, осуществляемой региональными хозяйствующими субъектами.
Рис. 2. Механизм управления региональным развитием
В модели указаны только основные укрупненные инструменты, каждый из которых включает комплекс более мелких, детальных организационно-экономических и финансовых разновидностей, научно обоснованное использование которых позволит на практике повысить эффективность управления региональным развитием и обеспечить рост качества жизни населения.
Разработанные концепция
формирования современной системы
управления экономикой региона и механизм управления
региональным развитием создают теоретическую
базу дальнейших научных исследований
и определяют необходимость формирования
методологии организационно-
2. Формирование
методологии организационно-инс
Как свидетельствуют результаты анализа, в современных условиях главным фактором социально-экономического развития региона становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования. Поэтому для создания устойчивости экономики региона следует укреплять ее внутренние связи, пропорции, воспроизводственный потенциал, качественным образом совершенствовать все компоненты и взаимодействие между ними.
На основе обобщения тенденций, факторов, характерных черт, свойств и проблем в государственной региональной политике и государственном управлении на региональном уровне в ходе исследования сформирован комплекс предпосылок дальнейшего развития системы управления экономикой региона (табл. 1).
Поскольку развитие региона − это качественное прогрессивное изменение основных характеристик (параметров) экономики, социальной сферы и условий жизнедеятельности населения в регионе, необходимо учитывать общие методологические приоритеты развития системы управления регионом: соответствие условиям современного этапа общественного развития; ориентация на перспективу; системное влияние институтов; ценность новейших знаний; незаменимость компетенций и креативности руководящих работников и специалистов; обязательность соблюдения этических аспектов.
Повышение эффективности воспроизводственных процессов и обеспечение конкурентоспособности региона возможны, прежде всего, за счет решения следующих задач: формирования адаптивности и устойчивости системы управления экономикой региона к изменениям внутренней и внешней среды; повышения уровня компетентности, творчества и развития способностей кадров системы регионального управления; активизации консолидированного участия регионального сообщества в экономическом развитии региона. Все это и предопределяет необходимость разработки методологических основ развития системы управления регионами.
В современной экономике существует назревшая необходимость серьезных организационных преобразований в системе регионального управления, что требует разработки определенных институциональных условий.
Вместе с тем в связи с созданием институтов становится неизбежной соответствующая организационная деятельность по осуществлению намеченных изменений в обновленной среде. Эти организационные и институциональные изменения в управлении социально-экономическим развитием региона тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой.
Таблица 1
Предпосылки развития системы управления экономикой региона
на современном этапе
Группы предпосылок |
Состав предпосылок |
Общенацио-нальные предпосылки |
-модернизация экономики,
формирование инновационной -повышение роли -ориентация на повышение конкурентоспособности страны; -поиск путей сокращения
значительной межрегиональной -разработка четкой государственной региональной политики |
Внутрирегио-нальные предпосылки: - институцио-нальные
- предпосылки, формирующие конкуренто-способность
- организа-ционно-управлен- |
-новые возможности
совершенствования -изменение менталитета регионального сообщества, повышение роли, значения и влияния сообщества на социально-экономические процессы; -повышение уровня
требований населения и ------------------------------ -назревшая структурная перестройка экономики; -развитие инновационной и инвестиционной активности; -возрастание роли
и влияния регионального -стратегическая ориентация
деятельности органов ------------------------------ - повышение уровня знаний, компетенций и творчества всех работников органов управления; -укрепление нравственных
начал и этических норм - усиление мотивации государственных служащих; - совершенствование организацион - обеспечение прозрачности
системы управления для -привлечение экономических
агентов регионального - формирование системности
и последовательности |
Таким образом, именно организационно-
Учитывая это,
в ходе исследования сформулированы
специфические принципы организационно-
1) принцип системности организационных и институциональных преобразований во всех звеньях и на всех уровнях;
2) принцип сбалансированности
институтов, обеспечивающих развитие
системы управления и
3) принцип совместимости изменений в системе управления с уровнем развития и состояния регионального сообщества, его настроениями и готовностью воспринять преобразования;
4) принцип формирования и поддержания высоконравственной интеллектуальной организационной культуры;
5) принцип стратегического развития кадров − руководителей и специалистов органов управления;
6) принцип выстраивания результативной системы знаний, когнитивности, компетентности, креативности, обучения;
7) принцип создания комплексной информационной обеспеченности системы управления и надежной обратной связи;
8) принцип максимизации
реализации внутреннего
9) принцип контролируемости
хода, основных параметров и
Системное использование этих принципов позволит обеспечить управление, способное эффективно осуществлять организационные преобразования, создавая соответствующие институциональные условия.
Организационно-
1. Системный подход. Экономика региона и система управления регионом являются сложными системами, к которым применимы общие характеристики сложных систем: открытость; многоуровневость, нелинейность взаимодействия элементов системы, динамическая природа поведения, стохастическое поведение системы, зависимость от предшествующего развития и от начальных условий системы, гетерогенность элементов, наличие самоподдерживающих процессов в различных состояниях и другие. В соответствии с набором таких свойств естественно, что система управления экономикой региона постоянно развивается.
2. Эволюционный подход. Система управления экономикой региона находится в постоянном развитии в результате постепенных непрерывных изменений ее составляющих без скачков и перерывов при сохранении своей целостности. При изучении процесса ее развития следует опираться на следующие ключевые идеи эволюционной теории: разнообразие как неотъемлемое свойство социально-экономической системы; наследственность, выражающаяся в преемственности (структур, функций, поведения); изменчивость, характеризующаяся возможностью изменений; адекватная институциональная среда; экономический отбор наиболее приспособленных и эффективных агентов в изменяющейся среде.
3. Системно-интеграционный подход. Наряду с общепринятым разграничением структурной, функциональной и процессной подсистем с позиций системно-интеграционного подхода в сложившихся системах управления следует выделить еще несколько важнейших глубинных подсистем, тесно взаимосвязанных между собой. Это – культурно-нравственная, когнитивно-компетентностная и креативная подсистемы, которые, опираясь на институциональную подсистему, оказывают решающее влияние на принятие стратегических, тактических и текущих управленческих решений при помощи соответствующих методов, инструментов и механизмов управления развитием региона.
4. Концепция управления
человеческими ресурсами,
Информация о работе Организационно-институциональное развитие системы управления экономикой региона