Основные методы в работе информационно-консультационных служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день о системе информационно-консультационного обслуживания в России можно говорить как о состоявшейся, востребованной сельскими товаропроизводителями, развивающейся системе. Региональные информационно-консультационные службы зарегистрированы по состоянию на 1 августа 2002 года в 65 регионах, в том числе и в Республике Хакасия
В Республике Хакасия роль ИКС значительно возрастает, так как устойчивое развитие, неотъемлемым элементом которого является развитая система информационно-консультационного обслуживания, выступает сегодня одним из основных условий сохранения экологического и культурного своеобразия региона.
В данной курсовой работе мы рассматриваем ИКС Хакасии, в частности методы работы, используемые данной службой, а также разработаем проект по использованию комплекса методов на 2011 год.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования методов в работе ИКС
Понятие и сущность ИКС……………………………………………5-7
Основные методы работы ИКС……………………………………...7-8
Понятие и сущность массовых методов в работе ИКС……………9-11
Глава 2. Социально - экономическое положение Республики Хакасия..12-19
2.1 Создание ИКС в РХ………………………………………………….....20-23
2.2 Основные направления и результаты ИКД…………………………...23-34
Глава 3. Использование методов ИКС
3.1 Массовые методы работы ИКЦ СТП РХ………………………………35-37
3.2 Проект с использованием массовых методов ИКС…………………....37-39
Заключение……………………………………………………………………40
Список литературы…………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

курсовая ОКС.rtf

— 714.04 Кб (Скачать файл)

 



 


ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»

Институт непрерывного профессионального образования

 

 

 

Кафедра профессионального образования  
и прикладной экономики

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Организация консультационной службы

на тему: « Основные методы в работе информационно-консультационных служб »

 

 

 

 

Выполнила: Бикмухаметова Ю.Ф.

Студентка 21 группы

Специальности  «Экономика и

управление на предприятии»

Проверила:  преподаватель кафедры

Аринушкина И.С.

 

 

                                         г. Оренбург - 2012

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования методов в работе ИКС

    1. Понятие и сущность ИКС……………………………………………5-7
    2. Основные методы работы ИКС……………………………………...7-8
      1. Понятие и сущность массовых методов в работе ИКС……………9-11

Глава 2. Социально - экономическое положение Республики Хакасия..12-19

2.1 Создание ИКС в РХ………………………………………………….....20-23

2.2 Основные направления и результаты ИКД…………………………...23-34

Глава 3. Использование методов ИКС

3.1 Массовые методы работы ИКЦ СТП РХ………………………………35-37

3.2 Проект с использованием массовых методов ИКС…………………....37-39

Заключение……………………………………………………………………40

Список литературы…………………………………………………………...41

 

Введение

 

В условиях реформирования экономики России в целом и ее аграрного сектора в частности особое значение приобретает наличие и своевременное доведение до пользователей разного рода информации. Достижения науки и техники, правовая и экономическая информация в одинаковой степени важны для сельскохозяйственных товаропроизводителей, вне зависимости от объемов производства и специализации. Своевременное информирование сельхозпроизводителя по широкому кругу вопросов позволяет ему обеспечить устойчивое ведение производства.

Потребность сельских товаропроизводителей и предпринимателей в разного рода информации и необходимость обеспечения функционирования информационной инфраструктуры привели к началу создания системы информационно-консультационного обслуживания, прообраз которой - служба общественной агрономии - успешно функционировал в ХIХ в. в России.

На сегодняшний день о системе информационно-консультационного обслуживания в России можно говорить как о состоявшейся, востребованной сельскими товаропроизводителями, развивающейся системе. Региональные информационно-консультационные службы зарегистрированы по состоянию на 1 августа 2002 года в 65 регионах, в том числе и в Республике Хакасия

В Республике Хакасия роль ИКС значительно возрастает, так как устойчивое развитие, неотъемлемым элементом которого является развитая система информационно-консультационного обслуживания, выступает сегодня одним из основных условий сохранения экологического и культурного своеобразия региона.

В данной курсовой работе мы рассматриваем ИКС Хакасии, в частности методы работы, используемые данной службой, а также разработаем проект по использованию комплекса методов на 2011 год.

 

Глава 1. Теоретические основы использования методов в работе ИКС

 

1.1 Понятие и сущность ИКС

 

Информационно-консультационная служба является организацией, оказывающей информационные и консультационные услуги товаропроизводителям всех форм собственности в сфере АПК с целью повышения эффективности системы распространения технологических и научно-технических знаний, усиления службы информатизации и консультирования товаропроизводителей, ускорения их адаптации к рыночным отношениям [8, c.4].

Организации, занимающиеся предоставлением консультационных услуг, специализируются на одном или нескольких направлениях консультирования, ориентируются на отдельные отрасли. Под сельскохозяйственным консультированием сегодня понимают консультирование в области сельского хозяйства (все аспекты финансово-хозяйственной деятельности сельских товаропроизводителей и предпринимателей) и социального развития сельской местности.

Рассматривая определения служб сельскохозяйственного консультирования, М.Я. Веселовский приводит несколько «наиболее полно отражающих сущность деятельности службы сельскохозяйственного консультирования» [3, с.7]. Так, Джон Рассел определяет сельскохозяйственную службу консультирования как «предоставление знаний и навыков, необходимых фермерам для освоения и применения более эффективных методов в растениеводстве и животноводстве с целые повышения производительности и улучшения уровня жизни».

Основной задачей сельскохозяйственной службы консультирования является помощь в решении проблем, формирование у клиентов службы более глубокого понимания проблемы и ее причины, достаточных для принятия рационального, обоснованного решения для ее устранения. Сельские товаропроизводители в условиях рыночной конкуренции нуждаются в разнообразной информации: рыночной, правовой, технологической, экономической, научно-технической и пр. Важную роль играет информация об инновациях, так как нововведения часто являются конкурентными преимуществами. Научно-технический прогресс, совершенствование технологий, развитие экономической системы требуют постоянного повышения уровня компетентности товаропроизводителей. Клиенты консультационной службы получают информацию и знания, затрачивая при этом значительно меньше времени и средств, чем если бы они осуществляли поиск самостоятельно [5, c.9].

Основной целью развития информационно-консультационной службы АПК является содействие ускорению реформ в АПК, направленных на повышение устойчивости и эффективности производства, улучшение социально-экономических и экологических условий жизни на селе, обеспечение продовольственной безопасности страны, на базе освоения достижений отечественной и мировой науки и техники, использования современных информационных технологий.

Среди основных функций, выполняемых службой, можно выделить следующие:

  • формирование, постоянное обновление и пополнение информационных ресурсов и предоставление информации по различным аспектам производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, включая новые технологии и методы ведения хозяйства;
  • обучение сельских товаропроизводителей новым методам эффективного ведения хозяйственной деятельности;
  • консультирование по вопросам эффективного управления хозяйством, финансовому и инвестиционному анализу, оптимизации использования ресурсов с учетом экологических требований;
  • интеграция знаний и информации из различных (в том числе
  • международных) источников, ориентация аграрной науки на проведение прикладных исследований по проблемам сельских товаропроизводителей с целью выработки практических рекомендаций, инициирование изменений в методах ведения хозяйства, содействие распространению инноваций в аграрном секторе;
  • обеспечение механизма обратной связи органов управления и
  • научно-исследовательских институтов с сельскими товаропроизводителями с целью выработки эффективных мер государственной аграрной политики;
  • организация демонстрационной деятельности с целью проведения испытаний новых технологий и их внедрения.

Одной из функций ИКС является обеспечение деятельности службы, ее постоянное развитие посредством обучения и переобучения кадров, формирования баз данных, разработки прикладных программных продуктов и т.д.

Разнообразие функций, выполняемых сотрудниками службы в процессе своей деятельности, обеспечивает многоканальность передачи информации, что, в конечном итоге, способствует более эффективному ее использованию клиентами службы [5, с.11].

Основу деятельности службы составляет ряд принципов, сформулированных исходя из специфики задач, стоящих перед ней.

  • Служба стремится действовать в интересах сельских товаропроизводителей в той мере, в какой они не противоречат общественным
  • интересам, и призвана обеспечивать эффективное взаимодействие всех
  • организаций, ведомств (предприятий), влияющих на развитие аграрного сектора, с целью решения проблем сельских товаропроизводителей.
  • Отношения с сельскими товаропроизводителями строятся исключительно на основе доверия и партнерства, и сотрудники службы
  • не вправе заниматься какой-либо деятельностью, позволяющей влиять на принятие экономических решений сельскими товаропроизводителями способами, отличными от обучения и убеждения
  • распределением материальных и финансовых ресурсов, рекламой
  • выполнять функции государственного контроля и инспектирования.

Учитывая специфику деятельности службы, стоящие перед ней цели, выполняемые функции, сотрудники каждой ИКС строят свою деятельность с учетом географических, природно-климатических, экономических, социальных, культурных и других особенностей территории, на которой функционирует служба, ориентируясь на потребности ее потенциальных и реальных клиентов [5, с.12].

 

1.2 Основные методы работы ИКС

 

 

Деятельность сельскохозяйственных информационно-консультационных служб направлена, прежде всего, на развитие людских ресурсов и передачу достижений НТП товаропроизводителям. Одна из важнейших функций ИКС - научить сельских товаропроизводителей формировать свое мнение относительно возникающих или существующих проблем и принимать оптимальные решения по их преодолению.

Для успешной реализации своих функций работники ИКС должны хорошо владеть методами работы службы. Обладая знаниями об использовании в своей деятельности методов, работник информационно-консультационной службы сможет выбирать те из них, которые будут наиболее приемлемы с точки зрения решения стоящих перед товаропроизводителями задач и условий, в которых они работают. Методы работы ИКС подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные.

Методы работы ИКС используются в сочетании и взаимодополняют друг друга. При этом каждый из методов имеет специфику и цели.

 

1.2.1 Понятие и сущность массовых методов в работе ИКС

 

Основу метода составляет использование средств массовой информации (ТВ, радио), Интернет, аудио- и видеотехники, средств наглядной агитации, использование ПК и др.

Конкретные формы работы:

  • передача информационных сообщение через СМИ, Интернет;
  • изготовление и распространение аудио-, видео- и печатной продукции;
  • изготовление и распространение средств наглядной агитации и организация выставок.

Цели использования массовых методов:

  1. Распространение информации об ИКС и предоставляемых ею услугах, с целью привлечения новых клиентов и поддержки связи с имеющимися клиентами, увеличение влияния службы на своих реальных и потенциальных клиентов;
  2. Распространение технических инноваций и повышение интереса товаропроизводителей к ним;
  3. Обмен опытом между товаропроизводителями;
  4. Повторение информации, заинтересовавшей товаропроизводителей или являющейся интересной, по мнению сотрудников ИКС или СМИ;
  5. Оказание консультаций по вопросам, интересующим широкий круг клиентов ИКС, дополнение к оказанным раннее консультациям или выпуск «наживки» с целью увеличения интереса к поставленной проблеме;
  6. Другое. [5, c.27]

При работе со средствами массовой информации, как инструментами реализации массовых методов ИКС, следует иметь в виду их избирательное воздействие на товаропроизводителей.

«Избирательность запоминания» отдельного человека заключается в том, что никто не запоминает всего того, что он когда-либо прочитал, услышал в передачах по радио или увидел по телевизору. Люди стараются не запоминать то, что расходится с их мнением. Обычно запоминаются те детали, которые прежде всего побуждают к обсуждению их со своими соседями, коллегами и т.п. Поэтому сообщения СМИ должны быть лаконичными, носить разъяснительный характер (лишняя информация в СМИ скоро забывается), написаны понятным языком, повторяющимися, чтобы их можно было понять и запомнить, иметь четко запоминающуюся структуру и быть согласованными с другими сообщениями ИКС. Важно, чтобы товаропроизводители находили в сообщениях, передаваемых с помощью СМИ, подтверждение рекомендациям работников ИКС. Эффективными массовыми методами для запоминания информации могут быть интервью с товаропроизводителями, обмен опытом работы и т.п [8, с.45].

Многочисленные исследования в области ИКС показывают, что для сельских товаропроизводителей массовые методы играют значительную роль с точки зрения создания осведомленности и принятия окончательного решения об использовании инноваций. Чаще всего именно через СМИ товаропроизводители получают первую информацию об инновациях.

При применении массовых методов, характер коммуникаций - безличностный и многоканальный.

Привлекательные стороны массового метода:

  • относительно высокая скорость передачи информации массовому потребителю;
  • низкая стоимость информации в расчете на одного потребителя;
  • охват широкого круга пользователей;
  • возможен повтор информации;
  • высокая степень доступности информации;
  • способствует формированию имиджа службы;
  • дает возможность предотвращения и своевременной диагностики проблем товаропроизводителей.

Слабые стороны массового метода:

  • в процессе формирования информационного сообщения сотрудники ИКС имеют только общее представление о получателе информации, поэтому сообщение будет отвечать «средним параметрам» по основным характеристикам (глубина изложения специального материала, применения терминологии и пр.), что может снизить его ценность для части пользователей;
  • возможность согласования с потребителем содержания передаваемой информации ограничена;
  • степень решения проблем отдельных товаропроизводителей ограничена;
  • существует возможность игнорирования сообщения со стороны части получателей информации;
  • слабая обратная связь;
  • уточнение передаваемой информации возможно в большинстве случаев только после того, как информация передана, и требует дополнительного времени на получение ответа;
  • избирательное воздействие на товаропроизводителей.[5, с.28]

Информация о работе Основные методы в работе информационно-консультационных служб