Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:14, курсовая работа
На сегодняшний день о системе информационно-консультационного обслуживания в России можно говорить как о состоявшейся, востребованной сельскими товаропроизводителями, развивающейся системе. Региональные информационно-консультационные службы зарегистрированы по состоянию на 1 августа 2002 года в 65 регионах, в том числе и в Республике Хакасия
В Республике Хакасия роль ИКС значительно возрастает, так как устойчивое развитие, неотъемлемым элементом которого является развитая система информационно-консультационного обслуживания, выступает сегодня одним из основных условий сохранения экологического и культурного своеобразия региона.
В данной курсовой работе мы рассматриваем ИКС Хакасии, в частности методы работы, используемые данной службой, а также разработаем проект по использованию комплекса методов на 2011 год.
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования методов в работе ИКС
Понятие и сущность ИКС……………………………………………5-7
Основные методы работы ИКС……………………………………...7-8
Понятие и сущность массовых методов в работе ИКС……………9-11
Глава 2. Социально - экономическое положение Республики Хакасия..12-19
2.1 Создание ИКС в РХ………………………………………………….....20-23
2.2 Основные направления и результаты ИКД…………………………...23-34
Глава 3. Использование методов ИКС
3.1 Массовые методы работы ИКЦ СТП РХ………………………………35-37
3.2 Проект с использованием массовых методов ИКС…………………....37-39
Заключение……………………………………………………………………40
Список литературы…………………………………………………………...41
С помощью ИКС возможно содействие решению проблемы снижения общего кадрового потенциала села. Обучение в рамках ИКС позволяет не только получить необходимые знания фермерам и владельцам личных подворий, но и повысить уровень квалификации отраслевых специалистов и руководителей сельскохозяйственных организаций.
Консультационная служба в Хакасии активно содействует процессу реформирования сельского хозяйства и адаптации его к рыночной системе хозяйствования. Направления консультирования и другие услуги, оказываемые службой, ориентированы на разные категории пользователей.
В целом формирование перечня услуг, предлагаемых ИКС, происходит, с одной стороны, в соответствии со спросом на консультационные услуги, с другой, - исходя из знаний и навыков, которыми обладают сотрудники службы.
Формирование спроса на информационно-консультационные услуги проходит через несколько стадий: осознание проблем товаропроизводителями, осознание потребности в консультировании, определение потенциального объема средств, которые товаропроизводители готовы выделить на оплату информационно-консультационных услуг (в случае, когда они оказываются на платной основе).
Нужно отметить, что даже при возможности получить бесплатное информационно-консультационное обслуживание, спрос на него может быть ограничен, так как товаропроизводители не имеют достаточного объема ресурсов на внедрение полученных консультаций.
Знания и навыки, которые может предложить информационно-консультационная служба, определяются после того, как сотрудники
службы (или инициаторы ее создания) осознают проблемы сельского хозяйства и, исходя из имеющихся в этой области научных знаний, а также на основании информации, полученной от общественности, формируют перечень мероприятий, которые необходимо осуществить (в принципе) для решения этих проблем. Перечень мероприятий соотносится с возможностями службы или инициаторов ее создания (ими могут быть органы власти, отдельные организации или частные лица). Под возможностями в данном случае понимается обеспеченность службы финансовыми, материально-техническими, трудовыми ресурсами. Особое внимание уделяется кадровому потенциалу.
Одним из важных условий существования и успешного развития службы является постоянное расширение рынка информационно-консультационных услуг. Важную роль в этом процессе играет установление постоянной обратной связи с товаропроизводителями, которое позволяет ИКС получать информацию о степени удовлетворения потребностей товаропроизводителей в информационно-консультационных услугах, качестве работы службы в целом и отдельных ее подразделений, прогнозировать спрос на услуги. Это позволяет не только оперативно реагировать на существующий спрос на услуги ИКС, но и стимулировать его, способствуя осознанию товаропроизводителями их проблем и потребности в консультировании, мотивируя реальных и потенциальных клиентов к использованию консультационных услуг. Использование данных обратной связи повышает эффективность планирования деятельности службы.
2.3 Основные направления и результаты информационно-консультационной деятельности.
Создание системы информационно-
8 июля 1998 г. был подписан Договор Займа между Министерством финансов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия, в Хакасии была начата реализация основных компонентов проекта «развитие рыночной инфраструктуры (создание системы информации о рынке, а также создание оптовых рынков)» и «создание информационно-консультационной службы для сельскохозяйственных товаропроизводителей». Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 сентября 1998 года № 327 «О создании региональной группы реализации проекта АРИС» был определен состав группы реализации проекта в Республике Хакасия, в который вошли представители Министерства сельского хозяйства РХ и семи районов республики. Этим же постановлением ГУП Информационно-вычислительный центр переименован в ГУП Информационно-консультационный центр сельских товаропроизводителей РХ (ГУП ИКС СТП РБ), на который были возложены обязанности по оказанию информационно-консультационных услуг. Как отмечает руководство центра, «деятельность ИКС, организованной в форме государственного унитарного предприятия, является наиболее оптимальной, так как наблюдается тесное взаимодействие ИКС и органов государственного управления в решении общих задач. ИКС в Хакасии активно проводит государственную политику в области сельского хозяйства, так как республика, выделяя денежные средства на возмещение затрат по оказанию услуг сельским товаропроизводителям, является основным заказчиком.
Уже на начальном этапе центр начал свою деятельность на двух уровнях: региональном и районном. Были открыты филиалы во многих районах республики. Открытие филиалов было обусловлено объективной необходимостью, так как условия районов значительно отличаются друг от друга по природно-климатическим условиям, сложившейся производственной структуре, специализации хозяйств. За счет средств проекта АРИС региональный центр и филиалы были оснащены телекоммуникационным оборудованием, компьютерами, принтерами и другой организационной техникой; за счет средств республиканского бюджета установлены базы данных по ветеринарным мероприятиям, племенной работе, механизации труда..
В настоящее время Центр осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
Функции, выполняемые центром, в основном, распределены между отделом ИКС (состоит из компонентов СИР и ИКС) и производственно-техническим отделом.
Основной целью Службы информации о рынке (СИР) является улучшение ориентации субъектов АПК республики на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия, что позволяет товаропроизводителям принимать мотивированные маркетинговые решения о производстве и реализации продукции, а также обеспечение органов управления сельского хозяйства необходимой информацией о состоянии рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия для выработки соответствующей политики.
Работа СИР ведется на двух уровнях: республиканском и районном.
Конъюнктурная информация собирается по основным видам продукции животноводства, растениеводства, а также продукции их переработки (табл. 3). Виды материально-технических ресурсов, по которым осуществляется сбор рыночной информации, представлены в таблице 4.
Таблица 3
Виды сельскохозяйственной продукции, по которым осуществляется сбор рыночной информации
Вид продукции |
Вид цен |
количество позиций |
Примечания |
Молоко и молокопродукты |
закупочные |
2 |
Цены на сырье на 7 молокоперерабатыва-ющих предприятиях республики |
отпускные |
10 |
Цены 7 молокоперерабатывающих предприятий республики | |
розничные |
11 |
Цены на четырех продовольственных рынках г. Улан-Удэ | |
Мясо и мясопродукты |
закупочные |
14 |
|
розничные |
10 |
Мясные продукты на рынках г. Улан-Удэ | |
Картофель, овощи и фрукты |
закупочные |
5 |
Лук, морковь, свекла, капуста, картофель |
отпускные |
5 |
Лук, морковь, свекла, капуста, картофель в хозяйствах республики | |
розничные |
10 |
Лук, морковь, свекла, капуста, картофель, яблоки, апельсины, огурцы, помидоры, чеснок | |
Зерновые |
закупочные |
4 |
Зерно фуражное, продовольственное, гречиха, овес |
отпускные |
5 |
Пшеница семенная, фуражное зерно, овес, ячмень, гречиха (в хозяйствах республики) | |
Прочая продукция |
отпускные |
до 15 |
Реализация продукции вспомогательных производств сельхозпредприятий |
розничные |
22 |
Яйцо, рыба, крупы, консервы, мука, сахар и др. на рынках и в оптовых центрах г. Улан-Удэ |
Периодичность сбора рыночной информации по сельскохозяйственной продукции: 2 раза в месяц по ценам на 4 крупных рынках г. Улан-Удэ, 2 раза в месяц в оптовых центрах г. Улан-Удэ, 1 раз в месяц по ценам на продукцию хозяйств и перерабатывающих предприятиях г. Улан-Удэ и районов республики. Приоритетным является сбор информации о закупочных, оптово-отпускных ценах. Сбор информации по розничным ценам производится по ограниченной номенклатуре наиболее важных продуктов питания.
Таблица 4
Виды материально-технических ресурсов, по которым осуществляется сбор рыночной информации
Вид продукции |
Количество позиций |
Периодичность сбора информации |
Сельхозтехника |
не ограничено |
Ежемесячно |
Запчасти к сельхозтехнике |
не ограничено |
Ежемесячно |
Топливо и ГСМ |
не ограничено |
Ежемесячно |
Минеральные удобрения |
не ограничено |
2 раза в месяц в весенне-летний период |
Семена |
не ограничено |
ежемесячно в весенний период |
Химические средства защиты растений |
не ограничено |
летний период |
Строительные материалы |
не ограничено |
Ежемесячно |
Ветпрепараты |
не ограничено |
Ежемесячно |
Племенной скот |
не ограничено |
1 раз в квартал |
Оборудование пищевой и перерабатывающей промышленности |
не ограничено |
2 раза в квартал |
Комбикорма |
4 |
1 раз в квартал |
Прочая продукция |
не ограничено |
Ежеквартально |
Сбор информации в зависимости от вида продукции ведется по следующим позициям: наименование, модель, краткая характеристика, предприятие-изготовитель, цена приобретения.
Источниками рыночной информации являются сельскохозяйственные организации всех форм собственности, предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности, торгово-закупочные предприятия, оптовые и колхозные рынки, продовольственные магазины. Информация может быть получена как непосредственно репортерами СИР (в районах республики и г. Улан-Удэ), так и по факсу или телефону, а также из специализированных журналов и бюллетеней и сети Интернет.
В 2009 году назрела необходимость более глубокого изучения рынка. В соответствии с этим произошли изменения в целях и задачах службы информации о рынке. Основной задачей СИР до настоящего времени было проведение ценового мониторинга (отслеживание цен) на рынке сельхозпродукции в республике. Теперь упор сделан на проведение аналитической работы по исследованию рынка, на содействие сельхозпроизводителям республики в вопросах сбыта произведенной продукции.
В мае 2009 года была открыта электронная торговая площадка. Основной целью ее создания является обеспечение выхода товаропроизводителей и сельского населения на электронное информационное поле со своими предложениями и запросами. Выход осуществляется с рабочего места работников районных филиалов и регионального центра. Этот информационный ресурс даёт возможность установить прямую связь между производителем сельскохозяйственной продукции и потребителем, минуя посредников.
Как уже было отмечено ранее, ИКЦ обслуживает разные группы пользователей (табл. 5).
Таблица 5
Структура запросов по компоненту ИКС в разрезе пользователей
Категории пользователей |
2008 г. |
2009 г. | ||
кол-во обращений |
% |
кол-во обращений |
% | |
Коллективные хозяйства всех форм собственности |
333 |
25,5 |
729 |
35,3 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
240 |
18,4 |
226 |
10,9 |
ЛПХ, садоводы, огородники |
142 |
10,9 |
48 |
2,3 |
Население |
184 |
14,1 |
287 |
13,9 |
Органы гос. управления |
132 |
10,1 |
173 |
8,4 |
Органы управления АПК |
136 |
10,4 |
233 |
11,3 |
Прочие |
138 |
10,6 |
369 |
17,9 |
Всего |
1305 |
100 |
2065 |
100 |
Информация о работе Основные методы в работе информационно-консультационных служб