Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:48, курсовая работа
Совокупность трудовых потенциалов всех работников конкретной организации представляет собой трудовой, или кадровый потенциал данной организации.
Кадры - наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода.
Введение………………………………………………………………………… 3 1. Трудовые ресурсы, как одна из составляющих экономического потенциала страны………………………………………………………….…..5
1.1. Понятие трудового потенциала……………………………….………….5
1.2. Кадровый потенциал предприятия….…………………….……….........13
1.3.Демографический показатель, как фактор, влияющий на трудовые ресурсы страны…… ……………………………………………………………19
2. Состав и структура трудового потенциала Республики Беларусь…....22
2.1. Основные показатели трудового потенциала страны.……………….22
2.2.Структура трудового потенциала региона……………………………...28
3. Основные направления по увеличению занятости населения Республики Беларусь……………………………………………………...……32
3.1. Основные проблемы в сфере занятости………..…………………….…32
3.2. Способы увеличения трудовых ресурсов в Беларуси.……….………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………...47
В качестве структурных элементов
национального богатства
- производственные фонды – они
имеют наибольший удельный вес
в составе национального
- материальные запасы и резервы
– готовая продукция в сфере
обращения, материальные
- непроизводственные фонды –
государственный жилищный фонд
и учреждения социально-
- природные ресурсы – природные
ресурсы, которые вовлечены в
хозяйственный оборот или
Если анализировать трудовой потенциал нашей страны, то за последние 10 лет число жителей в Беларуси сократилось на 540 тыс. человек или на 5 %, тогда как миграционный приток составил за это время всего 85 тыс. человек. Основная причина сокращения числа жителей Беларуси – естественная убыль. Кроме того, причиной сокращения населения является также отток людей на постоянное место жительства за границу. Причем уезжают за рубеж в основном люди в трудоспособном возрасте.
На фоне сокращения населения на
всей территории Беларуси продолжает
увеличиваться число жителей
Минска. За последние 10 лет население
Минска выросло на 156 тыс. человек, ли
на 9,3 %, и составило на момент последней
переписи 1 млн. 837 тысяч. Хотя в период
учебного года в Минске проживает
гораздо большее количество людей.
По некоторым оценкам – более
2 млн. человек. В нашей стране 15,9
% населения моложе трудоспособного
возраста, 61,6% населения – мужчины
16 – 59 лет и женщины 16 – 54 лет (т.е.
население трудоспособного
В настоящее время происходит перемещение трудовых ресурсов в сферу услуг, в которой в 2012 году было занято 29,6% всех работников, тогда как в 2000 году – 26,5 %. В то же время количество работников, занятых в секторе интеллектуальных услуг (образование), за последние 10 лет сократилось на 0,9%. К другим отраслям в первую очередь относятся лесной комплекс, финансовый сектор и туристическая отрасль.
И, в заключение, следует оценить и вопросы занятости.
Доля и численность занятых в производственной сфере снижаются, а в непроизводственной сфере растет. Рост занятости в непроизводственной сфере не компенсирует высвобождение занятых в производственной сфере. Падение занятости в производственной сфере является в большей мере следствием падения объема производства и уровня инвестиций и в меньшей степени результатом роста производительности труда. Рост численности занятых в сфере обращения характеризует, в частности, гипертрофированное развитие посреднических структур, а также неэффективных форм торговли (например, крупных вещевых рынков). Рост численности занятых в отраслях непроизводственной сферы обусловлен, на наш взгляд, следующими причинами: в ЖКХ и здравоохранении: низким уровнем организации отрасли; в сфере финансов и кредита: низкой производительностью труда, неоправданным распространением банковских операций там, где без них можно обойтись, низкой квалификацией работников; в сфере высшего образования: расширением коммерческого сектора, который преследует цель извлечения прибыли и, как правило, не в состоянии обеспечить приемлемое качество обучения, не ориентируется на потребности народного хозяйства. Число студентов юридических и экономических специальностей превышает потребности народного хозяйства.
2.2. Структура трудового потенциала региона
Развитие экономики региона и управление им во многом зависит от величины и эффективности применения его ресурсного потенциала. Под ресурсным потенциалом региона понимается совокупность всех видов ресурсов, формирующихся на данной территории, которые могут быть использованы в процессе общественного производства.
Ресурсный потенциал региона
Экологический (природно-ресурсный) потенциал
региона - это природные ресурсы,
теоретически доступные для использования
при данном уровне развития технологий
и социально-экономических
Природные ресурсы бывают:
• целевые, т.е. предназначенные для выполнения определенных функций. Их особенности - неравномерность размещения по территории страны, концентрация в отдельных регионах, месторождениях (например, железная руда, бокситы, и т.п.);
• многоцелевые, т.е. потребляемые повсеместно. Необходимо указать, что многие многоцелевые природные ресурсы так же повсеместно распределены, хотя их качество, свойства распределения территориально дифференцированы (земля, вода, топливо, энергия и т.п.).
Социальный потенциал региона -
это совокупность возможностей, которыми
располагает территориальное
Экономический потенциал региона, во многом предопределяемый его социальной и экологической компонентами, отражает уровень развития производительных сил региона, его способность производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги.
Главными элементами, определяющими
экономический потенциал
• трудовые ресурсы;
• производственные мощности;
• инфраструктура;
• природные ресурсы и условия окружающей среды.
Обеспеченность региона
Важной составной частью социального
и экономического потенциалов региона
является его трудовой потенциал, представляющий
собой совокупную рабочую силу и
совокупную общественную способность
населения к труду. Как экономическая
категория, трудовой потенциал отражает
производственные отношения по поводу
воспроизводства
Трудовые ресурсы региона - это
часть населения страны, которая
обладает физическими и духовными
способностями к труду и
Фактически к трудовым ресурсам относятся:
• население в трудоспособном возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины - от 16 до 55 лет (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях);
• население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.
Трудовые ресурсы, как страны, так и региона могут быть охарактеризованы такими параметрами, как:
• образовательный уровень, отражающий долю лиц с начальным, средним, средним специальным и высшим образованием;
• профессионально-
• половозрастная структура, отражающая соотношение возрастных и дифференцированных по полу групп;
• социально-экономическая
Для оценки состояния трудовых ресурсов страны или региона используется следующая система показателей:
а) общая численность трудовых ресурсов;
б) среднегодовая численность
в) уровень занятости населения;
г) состав работающих по полу и возрасту;
д) отраслевая структура занятости населения;
е) уровень образования и
Развитие трудового потенциала
регионов во многом определяется демографическими
процессами, происходящими в обществе.
В 90-е годы имели место негативные
тенденции в воспроизводстве
населения Республики Беларусь —
рождаемости, смертности, миграции. Впервые
за весь послевоенный период смертность
населения превысила
3. Основные
направления по увеличению
3.1. Основные проблемы в сфере занятости
Основными проблемами в сфере занятости являются:
1. Наличие излишней численности
персонала, в особенности на
государственных предприятиях
2. Дисбаланс спроса и
3. Расширение масштабов
Практически во всех отраслях при формальной достаточности кадров оказывается невозможным обеспечить их профессиональное соперничество в силу родственных связей и приятельских отношений, отсутствие регулярной ротации и перемещения. Так, в науке, высшей школе, органах управления и в ряде других отраслей многие специалисты занимают свои должности десятилетиями, не имея необходимости на конкурсных началах бороться за место работы, сменить место жительства и обогатиться новым опытом. В этом помогло бы создание действительно единого пространства по занятости в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации с обязательной ротацией кадров и распределением молодых специалистов по Союзу [10, с. 101].
Следует отметить, что по прогнозам,
численность занятых в
Считается, что для нашей страны в настоящее время характерна довольно высокая доля работающих в материальной сфере.
В настоящий момент, по состоянию на конец 2012 года занятое население в экономики распределилось следующим образом:
Промышленность – 25,6%
Сельское хозяйство – 9,7%
Строительство – 9,3%
Транспорт и связь – 7,6%
Торговля и общественное питание – 14,3%
Образование – 9,5 %
Другие – 24% (от общей численности занятого населения) [1].
Развитие рыночного сектора
экономики, переход к различным
формам собственности, развитие частного
предпринимательства привели к
перераспределению трудовых ресурсов
в пользу негосударственного сектора
экономики. Доля рабочих и служащих
государственных предприятий и
организаций в структуре
Таблица 3. Распределение численности занятого населения по формам собственности (в % к общей численности занятого населения)
2000 |
2003 |
2007 |
2008 |
2012 | |
Государственная собственность |
57,2 |
52,9 |
51,7 |
51,2 |
44,4 |
Частная собственность |
42,4 |
46,1 |
47,0 |
47,4 |
54,0 |
Иностранные предприятия |
0,4 |
1,0 |
1,3 |
1,4 |
1,6 |
Одни отрасли в большей
Следует отметить, что уровень образования трудовых ресурсов в Республике Беларусь далеко опережает средний уровень для стран СНГ, но отстает от таких стран как Япония и США по числу лет на обучение.
Таблица 4. Распределение численности работников организаций по уровню образования (на конец года, в % к итогу)
2000 |
2003 |
2005 |
2008 |
2010 |
2012 | |
Всего работников |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе имеют образование | ||||||
высшее |
18,8 |
21,4 |
22,8 |
23,5 |
23,8 |
25,4 |
среднее специальное |
22,4 |
22,5 |
22,8 |
22,8 |
22,7 |
22,6 |
профессионально-техническое |
- |
18,9 |
- |
20,3 |
20,6 | |
общее среднее |
50,6 |
33,1 |
31,2 |
30,4 |
29,8 |
28,5 |
В отраслях имеются большие различия
по уровню образования работников.
Самый высокий уровень
Самый низкий образовательный уровень
сохранился в сельскохозяйственной
отрасли. Очевидно, что обеспечение
данной отрасли
Таблица 5. Распределение численности работников организаций по уровню образования и отраслям экономики на конец 2012 года (в % к итогу),
Всего работников |
В том числе имеют образование | |||||
высшее |
ср-спец. |
проф-тех |
общее среднее |
общее базовое | ||
Всего работников |
100 |
5,4 |
2,6 |
0,6 |
28,5 |
2,9 |
из них | ||||||
Промышленность |
100 |
20,3 |
20,5 |
25,8 |
31,1 |
2,3 |
Сельское хозяйство |
100 |
8,7 |
16,4 |
23,5 |
41,1 |
10,3 |
Лесное хозяйство |
100 |
14,2 |
19,7 |
23,9 |
37,7 |
4,5 |
Строительство |
100 |
19,8 |
17,8 |
30,9 |
28,5 |
3,0 |
Транспорт |
100 |
16,9 |
21,0 |
22,2 |
37,9 |
2,0 |
Связь |
100 |
24,4 |
26,1 |
17,5 |
31,0 |
1,0 |
Торговля и общественное питание |
100 |
20,2 |
25,4 |
27,9 |
25,1 |
1,4 |
Мат.-техническое снабжение и сбыт |
100 |
33,5 |
24,0 |
14,7 |
25,8 |
2,0 |
ЖКХ |
100 |
14,2 |
19,9 |
22,0 |
40,5 |
3,4 |
Непр.. виды бытового обслуж. нас. |
100 |
17,0 |
20,7 |
21,3 |
28,6 |
2,4 |
Здравоохранение, физ.культура и соц.обеспечение |
100 |
22,0 |
43,1 |
8,6 |
24,5 |
1,8 |
Образование |
100 |
51,2 |
21,9 |
9,4 |
16,2 |
1,3 |
Культура и искусство |
100 |
35,0 |
34,0 |
8,7 |
21,0 |
1,3 |
Наука и научное обслуживание |
100 |
61,9 |
13,7 |
7,6 |
15,9 |
0,9 |
Информация о работе Основные направления по увеличению занятости населения Республики Беларусь