Основные направления по увеличению занятости населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Совокупность трудовых потенциалов всех работников конкретной организации представляет собой трудовой, или кадровый потенциал данной организации.
Кадры - наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3 1. Трудовые ресурсы, как одна из составляющих экономического потенциала страны………………………………………………………….…..5
1.1. Понятие трудового потенциала……………………………….………….5
1.2. Кадровый потенциал предприятия….…………………….……….........13
1.3.Демографический показатель, как фактор, влияющий на трудовые ресурсы страны…… ……………………………………………………………19
2. Состав и структура трудового потенциала Республики Беларусь…....22
2.1. Основные показатели трудового потенциала страны.……………….22
2.2.Структура трудового потенциала региона……………………………...28
3. Основные направления по увеличению занятости населения Республики Беларусь……………………………………………………...……32
3.1. Основные проблемы в сфере занятости………..…………………….…32
3.2. Способы увеличения трудовых ресурсов в Беларуси.……….………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………...47

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 274.32 Кб (Скачать файл)

В качестве структурных элементов  национального богатства выделяют:

- производственные фонды – они  имеют наибольший удельный вес  в составе национального богатства, и их уровень определяет возможность роста национального продукта;

- материальные запасы и резервы  – готовая продукция в сфере  обращения, материальные запасы  на предприятиях и в торговой  сети, государственные материальные  резервы и страховые фонды  (они должны составлять не менее  25% производственного потенциала);

- непроизводственные фонды –  государственный жилищный фонд  и учреждения социально-культурного  назначения;

- природные ресурсы – природные  ресурсы, которые вовлечены в  хозяйственный оборот или разведаны  и вскоре могут быть использованы.

Если анализировать трудовой потенциал  нашей страны, то за последние 10 лет  число жителей в Беларуси сократилось  на 540 тыс. человек или на 5 %, тогда  как миграционный приток составил за это время всего 85 тыс. человек. Основная причина сокращения числа жителей Беларуси – естественная убыль. Кроме того, причиной сокращения населения является также отток людей на постоянное место жительства за границу. Причем уезжают за рубеж в основном люди в трудоспособном возрасте.

На фоне сокращения населения на всей территории Беларуси продолжает увеличиваться число жителей  Минска. За последние 10 лет население  Минска выросло на 156 тыс. человек, ли на 9,3 %, и составило на момент последней  переписи 1 млн. 837 тысяч. Хотя в период учебного года в Минске проживает  гораздо большее количество людей. По некоторым оценкам – более 2 млн. человек. В нашей стране 15,9 % населения моложе трудоспособного  возраста, 61,6% населения – мужчины 16 – 59 лет и женщины 16 – 54 лет (т.е. население трудоспособного возраста), 22,5 % старше трудоспособного возраста. За последние 40 лет доля детей в структуре населения уменьшилась с 28,9% до 14,7,% а удельный вес лиц старше 60 лет увеличился до 18,9% и составляет 27,6% в сельской местности и 15,9% - в городах [13].

 В настоящее время происходит перемещение трудовых ресурсов в сферу услуг, в которой в 2012 году было занято 29,6% всех работников, тогда как в 2000 году – 26,5 %. В то же время количество работников, занятых в секторе интеллектуальных услуг (образование), за последние 10 лет сократилось на 0,9%. К другим отраслям в первую очередь относятся лесной комплекс, финансовый сектор и туристическая отрасль.

И, в заключение, следует оценить  и вопросы занятости.

 Доля и численность занятых в производственной сфере снижаются, а в непроизводственной сфере растет. Рост занятости в непроизводственной сфере не компенсирует высвобождение занятых в производственной сфере. Падение занятости в производственной сфере является в большей мере следствием падения объема производства и уровня инвестиций и в меньшей степени результатом роста производительности труда. Рост численности занятых в сфере обращения характеризует, в частности, гипертрофированное развитие посреднических структур, а также неэффективных форм торговли (например, крупных вещевых рынков). Рост численности занятых в отраслях непроизводственной сферы обусловлен, на наш взгляд, следующими причинами: в ЖКХ и здравоохранении: низким уровнем организации отрасли; в сфере финансов и кредита: низкой производительностью труда, неоправданным распространением банковских операций там, где без них можно обойтись, низкой квалификацией работников; в сфере высшего образования: расширением коммерческого сектора, который преследует цель извлечения прибыли и, как правило, не в состоянии обеспечить приемлемое качество обучения, не ориентируется на потребности народного хозяйства. Число студентов юридических и экономических специальностей превышает потребности народного хозяйства.

2.2. Структура трудового потенциала региона

 

Развитие экономики региона  и управление им во многом зависит  от величины и эффективности применения его ресурсного потенциала. Под ресурсным  потенциалом региона понимается совокупность всех видов ресурсов, формирующихся на данной территории, которые могут быть использованы в процессе общественного производства.

Ресурсный потенциал региона подразделяется на экологический, социальный и экономический. Кроме того, выделяют интегральный, или совокупный потенциал региона.

Экологический (природно-ресурсный) потенциал  региона - это природные ресурсы, теоретически доступные для использования  при данном уровне развития технологий и социально-экономических отношений  с учетом приемлемой (максимально  допустимой) антропогенной нагрузки на территорию.

Природные ресурсы бывают:

• целевые, т.е. предназначенные для  выполнения определенных функций. Их особенности - неравномерность размещения по территории страны, концентрация в отдельных регионах, месторождениях (например, железная руда, бокситы, и т.п.);

• многоцелевые, т.е. потребляемые повсеместно. Необходимо указать, что многие многоцелевые природные ресурсы так же повсеместно  распределены, хотя их качество, свойства распределения территориально дифференцированы (земля, вода, топливо, энергия и т.п.).

Социальный потенциал региона - это совокупность возможностей, которыми располагает территориальное образование (регион) для достижения основной цели своего развития обеспечения наиболее благоприятных условий жизнедеятельности  населения. Социальный потенциал региона  во многом определяется развитием социального  комплекса территории, включающего  в себя, прежде всего, социальную инфраструктуру (жилой фонд, учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.п.) и демографическую обстановку в регионе.

Экономический потенциал региона, во многом предопределяемый его социальной и экологической компонентами, отражает уровень развития производительных сил региона, его способность  производить продукцию, выполнять  работы и оказывать услуги.

Главными элементами, определяющими  экономический потенциал региона, являются:

• трудовые ресурсы;

• производственные мощности;

• инфраструктура;

• природные ресурсы и условия  окружающей среды.

Обеспеченность региона трудовыми  ресурсами (их количество, уровень образования, квалификация) зависит от состояния  его социального потенциала, а  природными ресурсами - от экологического. Особое место при формировании экономического потенциала региона занимает инфраструктура, включающая в себя вспомогательные, обслуживающие отрасли, которые обеспечивают бесперебойное эффективное функционирование других сфер жизнедеятельности человека и отраслей. Различают производственную, управленческую, рыночную, социальную и экологическую инфраструктуру в зависимости от тех сфер деятельности, которые они обслуживают [16].

Важной составной частью социального  и экономического потенциалов региона  является его трудовой потенциал, представляющий собой совокупную рабочую силу и  совокупную общественную способность  населения к труду. Как экономическая  категория, трудовой потенциал отражает производственные отношения по поводу воспроизводства психофизиологических квалификационных, духовных и социальных качеств трудоспособного населения. С количественной стороны трудовой потенциал представляет собой запасы труда, которые определяются, обшей численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования.

Трудовые ресурсы региона - это  часть населения страны, которая  обладает физическими и духовными  способностями к труду и которая  представляет собой действующую  и потенциальную рабочую силу.

Фактически к трудовым ресурсам относятся:

• население в трудоспособном возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет  и женщины - от 16 до 55 лет (за исключением  неработающих инвалидов труда и  войны I и II групп и неработающих мужчин и женщин трудоспособного  возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях);

• население старше и моложе трудоспособного  возраста, занятое в общественном производстве.

Трудовые ресурсы, как страны, так и региона могут быть охарактеризованы такими параметрами, как:

• образовательный уровень, отражающий долю лиц с начальным, средним, средним  специальным и высшим образованием;

• профессионально-квалификационная структура, характеризующая трудовые ресурсы по видам деятельности, профессиям, специальностям и уровню квалификации;

• половозрастная структура, отражающая соотношение возрастных и дифференцированных по полу групп;

• социально-экономическая неоднородность работающих, связанная со сложностью труда у тех или иных групп (неквалифицированный, квалифицированный  и высококвалифицированный труд; для руководителей - руководители высшего, среднего, низшего звена).

Для оценки состояния трудовых ресурсов страны или региона используется следующая система показателей:

а) общая численность трудовых ресурсов;

б) среднегодовая численность рабочих  и служащих в народном хозяйстве;

в) уровень занятости населения;

г) состав работающих по полу и возрасту;

д) отраслевая структура занятости  населения;

е) уровень образования и профессиональная подготовка кадров [16].

Развитие трудового потенциала регионов во многом определяется демографическими процессами, происходящими в обществе. В 90-е годы имели место негативные тенденции в воспроизводстве  населения Республики Беларусь —  рождаемости, смертности, миграции. Впервые  за весь послевоенный период смертность населения превысила рождаемость, На 1 января 2000 г. в республике проживало 10 019,5 тыс. чел., что составило 98,1 % к 1990 г. На 01.01.06 численность населения составила 9,8 млн. чел., в настоящий момент эта цифра составляет почти 9,5 млн. человек [13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные  направления по увеличению занятости  населения Республики Беларусь

 

3.1. Основные проблемы в сфере занятости

 

Основными проблемами в сфере занятости  являются:

1. Наличие излишней численности  персонала, в особенности на  государственных предприятиях и  в учреждениях;

2. Дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы по некоторым  профессионально-квалификационным  составляющим;

3. Расширение масштабов неформальной  занятости и нерегистрируемой  безработицы.

Практически во всех отраслях при  формальной достаточности кадров оказывается  невозможным обеспечить их профессиональное соперничество в силу родственных  связей и приятельских отношений, отсутствие регулярной ротации и перемещения. Так, в науке, высшей школе, органах  управления и в ряде других отраслей многие специалисты занимают свои должности  десятилетиями, не имея необходимости  на конкурсных началах бороться за место работы, сменить место жительства и обогатиться новым опытом. В  этом помогло бы создание действительно  единого пространства по занятости  в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации  с обязательной ротацией кадров и  распределением молодых специалистов по Союзу [10, с. 101].

Следует отметить, что по прогнозам, численность занятых в экономике  к 2020 г. сократится до 3865 тыс. человек, при нынешних 4654 тыс. человек. Переориентация экономики нашей страны на наукоемкие производства способствует постепенному переходу к постиндустриальной модели занятости.

Считается, что для нашей страны в настоящее время характерна довольно высокая доля работающих в материальной сфере.

В настоящий момент, по состоянию  на конец 2012 года занятое население в экономики распределилось следующим образом:

Промышленность – 25,6%

Сельское хозяйство – 9,7%

Строительство – 9,3%

Транспорт и связь – 7,6%

Торговля и общественное питание  – 14,3%

Образование – 9,5 %

Другие – 24% (от общей численности  занятого населения) [1].

Развитие рыночного сектора  экономики, переход к различным  формам собственности, развитие частного предпринимательства привели к  перераспределению трудовых ресурсов в пользу негосударственного сектора  экономики. Доля рабочих и служащих государственных предприятий и  организаций в структуре занятости  постоянно снижается 

 

Таблица 3. Распределение численности занятого населения по формам собственности (в % к общей численности занятого населения)

 

2000

2003

2007

2008

2012

Государственная собственность

57,2

52,9

51,7

51,2

44,4

Частная собственность

42,4

46,1

47,0

47,4

54,0

Иностранные предприятия

0,4

1,0

1,3

1,4

1,6


 

Одни отрасли в большей степени  привлекательны для молодежи, в других отраслях трудится значительное число  лиц старше трудоспособного возраста. Так, наибольшая доля молодежи среди  работающих имеет место в сфере  обращения и в сфере финансов и кредита. Первая из них требует  мотивированных, инициативных и мобильных  работников, способных переносить большие  нагрузки. Вторая – хорошо подготовленных, амбициозных сотрудников. Самая большая доля лиц старших возрастов имеет место в сфере образования. Эта сфера является мало престижной и низко оплачиваемой, непривлекательной для молодежи. Социальный заказ, к сожалению, не предъявляется на высокообразованных людей в большинстве областей в силу общей примитивизации производства (слабое внедрение инноваций, акцент на развитие сферы обращения, приниженная роль промышленности и так далее) [10, с. 104].

Следует отметить, что уровень образования  трудовых ресурсов в Республике Беларусь далеко опережает средний уровень  для стран СНГ, но отстает от таких  стран как Япония и США по числу  лет на обучение.

 

Таблица 4. Распределение численности работников организаций по уровню образования (на конец года, в % к итогу)

 

2000

2003

2005

2008

2010

2012

Всего работников

100

100

100

100

100

100

В том числе имеют образование

высшее 

18,8

21,4

22,8

23,5

23,8

25,4

среднее специальное

22,4

22,5

22,8

22,8

22,7

22,6

профессионально-техническое

 

-

18,9

-

20,3

20,6

общее среднее

50,6

33,1

31,2

30,4

29,8

28,5


 

В отраслях имеются большие различия по уровню образования работников. Самый высокий уровень образования  в сфере науки и научного обслуживания, за ним следует образование и  культура и искусство.

Самый низкий образовательный уровень  сохранился в сельскохозяйственной отрасли. Очевидно, что обеспечение  данной отрасли высококвалифицированными кадрами, как и в 2008, так и в 2012 году стоит очень остро.

 

Таблица 5. Распределение численности работников организаций по уровню образования и отраслям экономики на конец 2012 года (в % к итогу),

 

 

Всего работников

В том числе имеют образование

высшее

ср-спец.

проф-тех

общее среднее

общее базовое

Всего работников

100

5,4

2,6

0,6

28,5

2,9

из них

Промышленность

100

20,3

20,5

25,8

31,1

2,3

Сельское хозяйство

100

8,7

16,4

23,5

41,1

10,3

Лесное хозяйство

100

14,2

19,7

23,9

37,7

4,5

Строительство

100

19,8

17,8

30,9

28,5

3,0

Транспорт

100

16,9

21,0

22,2

37,9

2,0

Связь

100

24,4

26,1

17,5

31,0

1,0

Торговля и общественное питание

100

20,2

25,4

27,9

25,1

1,4

Мат.-техническое снабжение и сбыт

100

33,5

24,0

14,7

25,8

2,0

ЖКХ

100

14,2

19,9

22,0

40,5

3,4

Непр.. виды бытового обслуж. нас.

100

17,0

20,7

21,3

28,6

2,4

Здравоохранение, физ.культура и соц.обеспечение

100

22,0

43,1

8,6

24,5

1,8

Образование

100

51,2

21,9

9,4

16,2

1,3

Культура и искусство

100

35,0

34,0

8,7

21,0

1,3

Наука и научное обслуживание

100

61,9

13,7

7,6

15,9

0,9

Информация о работе Основные направления по увеличению занятости населения Республики Беларусь