Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:48, курсовая работа
Совокупность трудовых потенциалов всех работников конкретной организации представляет собой трудовой, или кадровый потенциал данной организации.
Кадры - наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода.
Введение………………………………………………………………………… 3 1. Трудовые ресурсы, как одна из составляющих экономического потенциала страны………………………………………………………….…..5
1.1. Понятие трудового потенциала……………………………….………….5
1.2. Кадровый потенциал предприятия….…………………….……….........13
1.3.Демографический показатель, как фактор, влияющий на трудовые ресурсы страны…… ……………………………………………………………19
2. Состав и структура трудового потенциала Республики Беларусь…....22
2.1. Основные показатели трудового потенциала страны.……………….22
2.2.Структура трудового потенциала региона……………………………...28
3. Основные направления по увеличению занятости населения Республики Беларусь……………………………………………………...……32
3.1. Основные проблемы в сфере занятости………..…………………….…32
3.2. Способы увеличения трудовых ресурсов в Беларуси.……….………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………...47
В целом система обеспечения занятости идет, если так можно выразиться, на поводу у малоподготовленной к труду молодежи. Об этом свидетельствует практика избавления на рабочих местах от пенсионеров путем прекращения контракта без объяснения причин, а также сохранение относительно низкого возраста выхода на пенсию (60/55 лет).
Итак, динамика занятости в Республике Беларусь имеет следующие особенности:
1. Общая численность занятых хотя и снизилась по отношению к 1990 году, но после 2004 года имеет тенденцию роста и в настоящее время составляет 4 686,0 тысяч человек.
2. Рост числа лиц с документами
о высшем и среднем
Таким образом, современные социально-
3.2. Способы увеличения трудовых ресурсов в Беларуси
Демографические факторы, о воздействии
которых говорилось в предыдущих
главах, проявляются в настоящее
время в ухудшении
И, несмотря на то, что наша страна в целом обладает достаточным трудовым потенциалом, преодоление негативных тенденций необходимо, но, следует отметить, что эта ситуация осложняется следующими факторами:
• диспропорциями в распределении
(село-город; между регионами и
отраслями народного хозяйства)
• недостаточным по современным
требованиям уровнем
• недостаточной конкуренцией на
рынке труда и
Проанализировав все вышесказанное, следует рассказать об тех способах, которые возможны для увеличения трудовых ресурсов нашей страны.
Во-первых, за счет внутренних ресурсов.
- увеличение пенсионного
В Беларуси пенсионный возраст является одним из наиболее низких в Восточной Европе. Учитывая, что продолжительность жизни женщин в Беларуси в среднем на 8 лет больше, чем у мужчин, первое, что можно сделать – это увеличить пенсионный возраст для женщин в Беларуси до уровня мужчин.
Но, в случае принятия данного решения, не избежать множества вопросов и обсуждений.
- более эффективное
Модернизация экономики, техническое
и технологическое
- существуют и другие
- более бережное отношение к уже имеющимся трудовым ресурсам – сокращение числа суицидов (это дополнительные - 4,5 тыс. чел. в качестве трудовых ресурсов), сокращение убийств, сокращение количества случаев гибели людей на дорогах и на производстве, сокращение количества смертельных случаев от отравления алкоголем и от болезней, связанных с курением.
- добиться сокращения оттока белорусов в другие страны на ПМЖ за проведения государственной политики доходов, ориентированную на дорогую рабочую силу. Не делать ставку на дешевую рабочую силу, как на конкурентное преимущество. Различными инструментами макроэкономической политики (прежде всего, налогово-бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики) добиваться того, чтобы средняя зарплата в Беларуси в долларовом эквиваленте по паритетному курсу была одной из самых высоких среди стран Восточной Европы, стран Балтии и стран СНГ. Это конечно будет серьезно напрягать экономику, производителей, но с другой стороны, это будет подталкивать их к повышению производительности труда за счет внедрения новых технологий с тем, чтобы избежать использования большого количества относительно дорогой рабочей силы. Во-вторых, увеличение трудовых ресурсов за счет внешних источников, а именно – привлечения мигрантов. Если все таки рост производительности труда кардинально повысить не удастся и ставка в экономическом росте будет делаться на уже существующие предприятия с практически неизменными технологиями, то рост нынешнего ВВП на 60% за пятилетку потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов.
Если же проанализировать и предположить, что все варианты использованы, то через 10 – 15 лет, число необходимых дополнительных работников будет исчисляться цифрой более 1 млн. человек. Для сравнения, за последние 10 лет миграционный приток в Беларусь составил всего 85 тысяч человек. Чтобы понять насколько это весомая цифра – 1 млн. человек – можно отметить, что, например, увеличение пенсионного возраста в Беларуси на 5 лет у мужчин и женщин потенциально могло бы обеспечить прирост занятого населения всего на 285 тысяч человек. Это с учетом того, что многие люди в нашей стране (41 % женщин и 7 % мужчин) продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Так что даже продление пенсионного возраста на 5 лет полностью не решит проблемы возможного дефицита трудовых ресурсов [11]. Положительную тенденцию по увеличению трудовых ресурсов можно видеть по данным, содержащимся в следующей таблице 6.
Таблица 6. Трудовые ресурсы (тыс. чел.)
2000 |
2005 |
2010 |
2012 | |
Трудовые ресурсы – всего |
6005 |
6210 |
6077 |
6071 |
в том числе: | ||||
трудоспособное население в |
5712 |
5942 |
5773 |
5767 |
лица старше и младше трудоспос. возраста, занятые в экономике |
293 |
268 |
304 |
304 |
Из общей числ. трудоспособных ресурсов экономически актив.насел. |
4540 |
4491 |
4686 |
4693 |
в том числе занятое население |
4444 |
4414 |
4644 |
4654 |
численность безработных |
95,8 |
67,9 |
40,3 |
33,1 |
Уровень, зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению) |
2,1 |
1,5 |
0,9 |
0,7 |
На современном этапе политика
государства преимущественно
Таким образом, современные социально-
Заключение
Таким образом, дефицит трудовых ресурсов уже в ближайшие годы может стать одним из основных факторов, препятствующих устойчивому экономическому росту Республики Беларусь.
По срокам реализации эти меры делятся на те, эффект от реализации которых наступит только через длительный срок и на те которые могут вскрыть существующие резервы и принести результат уже в ближайшее время.
К первой группе относится всемерное стимулирование роста рождаемости. На решение этой задачи в нашей стране в последнее время уже были направлены значительные средства из бюджета и их существенный дальнейший рост чреват негативными последствиями для экономики. В то же время трудно решить проблему снижения рождаемости без ликвидации того «штрафа», который добровольно принимают на себя женщины и семьи, воспитывающие детей. Этот штраф состоит из двух компонентов. С одной стороны, рождение и воспитание детей препятствует социальной самореализации женщины, ее карьерному росту, с другой, наличие детей в семьях ведет к падению их доходов. Если общее количество малообеспеченных хозяйств в нашей стране в последние годы неуклонно сокращалось, то доля среди них домохозяйств с детьми - возрастала. Больше всего их удельный вес среди многодетных семей, каждая третья из которых входила в категорию малообеспеченных [17, с. 32].
Это не может не отражаться на репродуктивных установках большинства женщин и их реализации.
Кроме того, проблема мало обеспеченности семей и, в первую очередь, многодетных имеет еще один важный общегосударственный аспект. Отсутствие или недостаток необходимых средств на жизнеобеспечение, общее и специальное образование, профессиональную подготовку детей как будущих трудовых ресурсов неизбежно скажется на качестве этих ресурсов и, тем самым, на конкурентоспособности экономики страны. Соответственно решение проблемы мало обеспеченности семей, воспитывающих детей, является важной государственной задачей. Но решить ее только за счет государственного бюджета вряд ли возможно.
Представляется необходимым
Сегодняшние дети через определенное
время будут обеспечивать содержание
всего нетрудоспособного
Соответственно, социально справедливым
было бы изъятие части их доходов
в пользу семей, воспитывающих детей.
Механизм этого изъятия нуждается
в тщательной проработке, возможно
использование отдельных
В области государственной
Информация о работе Основные направления по увеличению занятости населения Республики Беларусь