Основные направления по увеличению занятости населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Совокупность трудовых потенциалов всех работников конкретной организации представляет собой трудовой, или кадровый потенциал данной организации.
Кадры - наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3 1. Трудовые ресурсы, как одна из составляющих экономического потенциала страны………………………………………………………….…..5
1.1. Понятие трудового потенциала……………………………….………….5
1.2. Кадровый потенциал предприятия….…………………….……….........13
1.3.Демографический показатель, как фактор, влияющий на трудовые ресурсы страны…… ……………………………………………………………19
2. Состав и структура трудового потенциала Республики Беларусь…....22
2.1. Основные показатели трудового потенциала страны.……………….22
2.2.Структура трудового потенциала региона……………………………...28
3. Основные направления по увеличению занятости населения Республики Беларусь……………………………………………………...……32
3.1. Основные проблемы в сфере занятости………..…………………….…32
3.2. Способы увеличения трудовых ресурсов в Беларуси.……….………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………...47

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 274.32 Кб (Скачать файл)

 

В целом система обеспечения  занятости идет, если так можно  выразиться, на поводу у малоподготовленной к труду молодежи. Об этом свидетельствует  практика избавления на рабочих местах от пенсионеров путем прекращения  контракта без объяснения причин, а также сохранение относительно низкого возраста выхода на пенсию (60/55 лет).

Итак, динамика занятости в Республике Беларусь имеет следующие особенности:

1. Общая численность занятых  хотя и снизилась по отношению  к 1990 году, но после 2004 года  имеет тенденцию роста и в  настоящее время составляет 4 686,0 тысяч человек.

2. Рост числа лиц с документами  о высшем и среднем специальном  образовании, которые практически не имеют никакой квалификации или имеют подготовку, но не могут найти работу по профилю образования [10, с. 112].

Таким образом, современные социально-экономические  процессы в совокупности с неблагоприятной  экологической и демографической  ситуациями в нашей республике обусловили обострение проблемы трудовых ресурсов. В новых условиях республика должна ориентироваться на трудосберегающие технологии. Но добиться высокого и  эффективного уровня занятости населения  возможно только при условии социально-профессиональной мобильности рабочей силы в едином образовательном и экономическом  пространстве с соседними странами.

 

3.2. Способы увеличения трудовых ресурсов в Беларуси

 

Демографические факторы, о воздействии  которых говорилось в предыдущих главах, проявляются в настоящее  время в ухудшении воспроизводственной  основы формирования молодых поколений  рабочей силы.

И, несмотря на то, что наша страна в целом обладает достаточным  трудовым потенциалом, преодоление  негативных тенденций необходимо, но, следует отметить, что эта ситуация осложняется следующими факторами:

• диспропорциями в распределении (село-город; между регионами и  отраслями народного хозяйства)

• недостаточным по современным  требованиям уровнем профессионального  образования;

• недостаточной конкуренцией на рынке труда и требовательностью  к кадрам на всех уровнях в силу наличия родственных связей и  клановости, а также и отсутствия возможностей регулярной ротации внутри республики, не говоря уже о едином экономическом пространстве СНГ [10, с.97]

Проанализировав все вышесказанное, следует рассказать об тех способах, которые возможны для увеличения трудовых ресурсов нашей страны.

Во-первых, за счет внутренних ресурсов.

- увеличение пенсионного возраста  – достаточно высокой уровень  пенсий по сравнению со средней  зарплатой по стране и относительно  низкий пенсионный возраст обуславливают  высокий уровень социальных взносов  – 34% от фонда зарплаты, из которых  29% направляются на выплату пенсий. Такая ситуация усугубляет проблемы  нанимателей в части себестоимости  продукции и сохранений конкурентоспособности.

В Беларуси пенсионный возраст является одним из наиболее низких в Восточной Европе. Учитывая, что продолжительность жизни женщин в Беларуси в среднем на 8 лет больше, чем у мужчин, первое, что можно сделать – это увеличить пенсионный возраст для женщин в Беларуси до уровня мужчин.

Но, в случае принятия данного решения, не избежать множества вопросов и  обсуждений.

- более эффективное использование  имеющихся трудовых ресурсов  – технологическое перевооружение  предприятий и повышение производительности  труда. В будущем даже сельское  хозяйство, не говоря уже о  промышленности, имеет значительный  резерв в сокращении избыточной  занятости и высвобождении дополнительных  трудовых ресурсов для белорусской  экономики. Чтобы оценить потенциал  этого возможного прироста трудовых  ресурсов за счет более эффективного  использования уже имеющихся  ресурсов, можно привести пример  из отрасли сельского хозяйства.  В Литве в 2009 году 50 тысяч фермеров  собрали 3,3 млн. т. зерна, а  400 тыс. человек, вовлеченных в  сельхозпроизводстве в Беларуси, - 9 млн. тонн. То есть, выработка  на одного работника отличается  в 3 раза [11].

Модернизация экономики, техническое  и технологическое переоснащение  предприятий промышленности, сельского  хозяйства, строительства, способны в  разы повысить производительность труда  в экономике Республики Беларусь. В этом есть значительный потенциал. То есть, целесообразно стремиться к тому, чтобы нынешние 4,6 млн. работников стали оснащены более передовой техникой и технологиями, чтобы их производительность труда приблизилась к уровню развитых стран (это значит, повысилась в 5-10 раз). Тогда и нынешние работники могут повысить ВВП в течение 5 лет на 60%, как того требует программа социально-экономического развития на 2011 – 2015 гг. [11].

- существуют и другие внутренние  источники за счет оптимизации  структуры имеющихся трудовых  ресурсов и включения имеющихся  резервов – это сокращение  армии (это дополнительные 40 –  45 тыс. человек в качестве трудовых  ресурсов), реформа уголовно-процессуальной  системы и снижение числа заключенных  (это еще 40 – 45 тыс. человек), увеличение занятости женщин  в экономике (50 – 100 тыс. человек), а также людей с ограниченными  двигательными способностями, прежде  всего, так называемых колясочников (50 – 100 тыс. чел.). Названные источники увеличения экономически активного населения не способы решить проблему старения населения, но вполне в состоянии ее смягчить.

- более бережное отношение к уже имеющимся трудовым ресурсам – сокращение числа суицидов (это дополнительные - 4,5 тыс. чел. в качестве трудовых ресурсов), сокращение убийств, сокращение количества случаев гибели людей на дорогах и на производстве, сокращение количества смертельных случаев от отравления алкоголем и от болезней, связанных с курением.

- добиться сокращения оттока белорусов в другие страны на ПМЖ за проведения государственной политики доходов, ориентированную на дорогую рабочую силу. Не делать ставку на дешевую рабочую силу, как на конкурентное преимущество. Различными инструментами макроэкономической политики (прежде всего, налогово-бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики) добиваться того, чтобы средняя зарплата в Беларуси в долларовом эквиваленте по паритетному курсу была одной из самых высоких среди стран Восточной Европы, стран Балтии и стран СНГ. Это конечно будет серьезно напрягать экономику, производителей, но с другой стороны, это будет подталкивать их к повышению производительности труда за счет внедрения новых технологий с тем, чтобы избежать использования большого количества относительно дорогой рабочей силы. Во-вторых, увеличение трудовых ресурсов за счет внешних источников, а именно – привлечения мигрантов. Если все таки рост производительности труда кардинально повысить не удастся и ставка в экономическом росте будет делаться на уже существующие предприятия с практически неизменными технологиями, то рост нынешнего ВВП на 60% за пятилетку потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов.

Если же проанализировать и предположить, что все варианты использованы, то через 10 – 15 лет, число необходимых  дополнительных работников будет исчисляться  цифрой более 1 млн. человек. Для сравнения, за последние 10 лет миграционный приток в Беларусь составил всего 85 тысяч человек. Чтобы понять насколько это весомая цифра – 1 млн. человек – можно отметить, что, например, увеличение пенсионного возраста в Беларуси на 5 лет у мужчин и женщин потенциально могло бы обеспечить прирост занятого населения всего на 285 тысяч человек. Это с учетом того, что многие люди в нашей стране (41 % женщин и 7 % мужчин) продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Так что даже продление пенсионного возраста на 5 лет полностью не решит проблемы возможного дефицита трудовых ресурсов [11]. Положительную тенденцию по увеличению трудовых ресурсов можно видеть по данным, содержащимся в следующей таблице 6.

 

Таблица 6. Трудовые ресурсы (тыс. чел.)

 

2000

2005

2010

2012

Трудовые ресурсы – всего

6005

6210

6077

6071

в том числе:

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

5712

5942

5773

5767

лица старше и младше трудоспос. возраста, занятые в экономике

293

268

304

304

Из общей числ. трудоспособных ресурсов экономически актив.насел.

4540

4491

4686

4693

в том числе занятое население

4444

4414

4644

4654

численность безработных

95,8

67,9

40,3

33,1

Уровень, зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению)

2,1

1,5

0,9

0,7


 

На современном этапе политика государства преимущественно направлена на сохранение кадрового потенциала крупных предприятий и максимальное поддержание занятости, что обусловливает  стабильно низкий уровень регистрируемой безработицы по сравнению с другими  странами в переходной экономикой.

Таким образом, современные социально-экономические  процессы в совокупности с неблагоприятной  экологической и демографической  ситуацией в Беларуси обусловили обострение проблем трудовых ресурсов. В новых условиях республика должна ориентироваться на трудосберегающие технологии. Но чтобы добиться высокого уровня занятости населения необходимо создать условия для социально-профессиональной мобильности рабочей силы; достигнуть количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей  силы и рабочих мест на рынке труда.

 

 

Заключение

 

Таким образом, дефицит трудовых ресурсов уже в ближайшие годы может  стать одним из основных факторов, препятствующих устойчивому экономическому росту Республики Беларусь.

По срокам реализации эти меры делятся  на те, эффект от реализации которых  наступит только через длительный срок и на те которые могут вскрыть  существующие резервы и принести результат уже в ближайшее  время.

К первой группе относится всемерное  стимулирование роста рождаемости. На решение этой задачи в нашей  стране в последнее время уже  были направлены значительные средства из бюджета и их существенный дальнейший рост чреват негативными последствиями  для экономики. В то же время трудно решить проблему снижения рождаемости  без ликвидации того «штрафа», который  добровольно принимают на себя женщины  и семьи, воспитывающие детей. Этот штраф состоит из двух компонентов. С одной стороны, рождение и воспитание детей препятствует социальной самореализации женщины, ее карьерному росту, с другой, наличие детей в семьях ведет  к падению их доходов. Если общее  количество малообеспеченных хозяйств в нашей стране в последние  годы неуклонно сокращалось, то доля среди них домохозяйств с детьми - возрастала. Больше всего их удельный вес среди многодетных семей, каждая третья из которых входила  в категорию малообеспеченных [17, с. 32].

Это не может не отражаться на репродуктивных установках большинства женщин и  их реализации.

Кроме того, проблема мало обеспеченности семей и, в первую очередь, многодетных имеет еще один важный общегосударственный аспект. Отсутствие или недостаток необходимых средств на жизнеобеспечение, общее и специальное образование, профессиональную подготовку детей как будущих трудовых ресурсов неизбежно скажется на качестве этих ресурсов и, тем самым, на конкурентоспособности экономики страны. Соответственно решение проблемы мало обеспеченности семей, воспитывающих детей, является важной государственной задачей. Но решить ее только за счет государственного бюджета вряд ли возможно.

Представляется необходимым для  роста благосостояния семей, воспитывающих  детей, перераспределение части  нагрузки по жизнеобеспечению подрастающих поколений с родителей на все  население страны. Причем речь должна идти не об увеличении налоговой нагрузки на предприятия, а о привлечении  к финансированию данных мероприятий  той части населения, которая  в настоящее время в нем  не участвует.

Сегодняшние дети через определенное время будут обеспечивать содержание всего нетрудоспособного населения, включая тех, кто в настоящее  время предпочитает жить исключительно  для себя.

Соответственно, социально справедливым было бы изъятие части их доходов  в пользу семей, воспитывающих детей. Механизм этого изъятия нуждается  в тщательной проработке, возможно использование отдельных элементов  советского опыта, в котором существовали аналогичные механизмы. В то же время  размеры изъятия должны быть значительно  выше, поскольку тогда демографических  проблем, аналогичных нынешним, вообще не существовало.

В области государственной поддержки  семей, воспитывающих детей, представляется целесообразным переориентация с преимущественно  льготного кредитования строительства  квартир на адресную помощь семьям, в первую очередь – на увеличение размера пособий на детей как  до трех лет, так и после этого  возраста. Переориентация большей части  средств, идущих на компенсацию льготных жилищных кредитов, на детские пособия  позволила бы увеличить последние  почти в два раза, поскольку  в настоящее время эти статьи расходов близки по величине. Политика стимулирования строительства молодыми и многодетными семьями собственного жилья, с одной стороны весьма затратная для бюджета страны и вызывает серьезные проблемы с ликвидностью для банков, на которых лежит основная нагрузка по финансированию данной программы. С другой стороны, включение молодых семей в очень дорогостоящее, несмотря на значительную государственную помощь мероприятие, еще больше сокращает их и так небольшие доходы. Главный же недостаток данной меры состоит в том, что субсидирование льготного жилищного строительства молодыми семьями влияет на рост рождаемости только очень опосредованно. Семьи, улучшившие свои жилищные условия, совсем необязательно решаются на рождение детей, так как их репродуктивные установки при этом могут остаться прежними. Возможно, для обеспечения данных категорий семей квартирами более эффективным было бы расширение строительства социального жилья, а также системы его аренды. Давно назрела необходимость создания в стране системы жилищных накоплений, нуждается в развитии такой механизм финансирования строительства жилья, как ипотека, которая в нашей стране в настоящее время вообще не работает.

Информация о работе Основные направления по увеличению занятости населения Республики Беларусь