Основные направления по увеличению занятости населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Совокупность трудовых потенциалов всех работников конкретной организации представляет собой трудовой, или кадровый потенциал данной организации.
Кадры - наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3 1. Трудовые ресурсы, как одна из составляющих экономического потенциала страны………………………………………………………….…..5
1.1. Понятие трудового потенциала……………………………….………….5
1.2. Кадровый потенциал предприятия….…………………….……….........13
1.3.Демографический показатель, как фактор, влияющий на трудовые ресурсы страны…… ……………………………………………………………19
2. Состав и структура трудового потенциала Республики Беларусь…....22
2.1. Основные показатели трудового потенциала страны.……………….22
2.2.Структура трудового потенциала региона……………………………...28
3. Основные направления по увеличению занятости населения Республики Беларусь……………………………………………………...……32
3.1. Основные проблемы в сфере занятости………..…………………….…32
3.2. Способы увеличения трудовых ресурсов в Беларуси.……….………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………...47

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 274.32 Кб (Скачать файл)

Не последнюю роль должны сыграть  и агитационно-воспитательные меры по укреплению семейных ценностей. Поскольку  большинство современных женщин уже не видят себя в роли няни и кухарки, необходимо всемерно пропагандировать тезис о возможности успешного  совмещения роли женщины-матери с карьерным  ростом. Конечно, реализация данного  тезиса невозможна без перераспределения  семейных обязанностей и пересмотра роли мужа и отца в семье. Не должны остаться в стороне от решения  данной проблемы общественные и религиозные  организации нашей страны.

Успешное проведение вышеперечисленных  мер способствовало бы как реализации существующих, но еще не реализованных  установок на рождение детей, так  и росту самих установок. Но при  этом необходимо учитывать, что данные мероприятия не дадут быстрого результата, даже если увеличение рождаемости произойдет уже в ближайшие годы, прирост  трудовых ресурсов как его итог наступит только через несколько пятилетий.

Соответственно, для ослабления дефицита трудовых ресурсов уже начиная с 2010-2015 г.г. необходимы как позитивные изменения в других составляющих роста трудовых ресурсов, так и поиск, и вовлечение в производство имеющихся резервов, а также более эффективное их использование.

Прежде всего, необходимо активизировать ныне применяемые меры по снижению смертности, особенно в трудоспособном возрасте, укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни населения.

Что касается функционирования здравоохранения  в стране, то вероятно, что в этой отрасли назрела необходимость  системных изменений. Очевидно значительные средства, направляемые в здравоохранение, используются не самым эффективным  образом. Не секрет, что сегодня даже в столице страны не всегда можно  получить своевременную и квалифицированную  медицинскую помощь.

Положительные сдвиги в данном направлении, увеличение продолжительности жизни  населения и укрепление его здоровья, кроме всего прочего, сделают  возможным проводить постепенное  увеличение возраста выхода на пенсию, что позволит сохранить в общественном производстве значительные трудовые ресурсы.

Важным резервом трудовых ресурсов на сегодняшний день является та неактивная часть населения в трудоспособном возрасте, которая в балансе трудовых ресурсов попадает в графу «другие», т.е. причина, по которой данные люди не заняты в общественном производстве, неизвестна.

Точных данных о составе данной категории населения нет. Вероятно, часть из них занята в теневых  структурах в нашей стране, часть  работает в других странах, в первую очередь в России, а многие, не являясь безработными по форме, являются таковыми, по сути.

Данная проблема связана с существующим в стране размером пособия по безработице, которое составляет только четверть бюджета прожиточного минимума (т. е. порога физического выживания) и  меньше установленного ООН статуса бедности. В результате, во-первых, значительная часть безработных не регистрируется в службе занятости и предпочитает заниматься поисками работы самостоятельно, а во-вторых, органы государственного управления получают искаженные данные о числе безработных в стране. Вообще, существующая в нынешнем виде служба занятости и социальной защиты населения почти не влияет на эффективное использование трудового потенциала страны, учет и анализ происходящих в данной сфере процессов. Это серьезно препятствует принятию необходимых решений по государственному управлению формированием и использованием трудовых ресурсов. По расчетам отдельных исследователей данной проблемы общий уровень безработицы в нашей стране с учетом официальной, скрытой безработицы и неполной занятости может достигать почти 8% [2, с.42].

Вторым резервом пополнения трудовых ресурсов должно стать резкое ускорение  производительности труда на основе механизации и комплексной автоматизации  во всех отраслях экономики, что позволило  бы высвободить значительную часть  занятых ручным и малопроизводительным трудом. При создании в стране новых  предприятий уже в ближайшее  время необходимо осуществить переход  от стимулирования создания максимального  количества рабочих мест к стимулированию роста производства с минимальным привлечением новых работников.

Некоторый эффект могла бы принести оптимизация миграционных потоков, в первую очередь внешних. Замедление оттока наиболее активной части трудовых ресурсов Беларуси в другие страны в сочетании с привлечением в  отдельные отрасли временных  трудовых мигрантов также будет  способствовать экономическому росту  республики. В области внутренней миграции необходимо стимулирование движения трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные регионы Беларуси, ликвидация любых барьеров на этом пути.

Таким образом, несмотря на определенные положительные результаты реализации государственной политики обеспечения демографической безопасности Беларуси, в ближайшие годы проблема формирования трудовых ресурсов страны может существенно обостриться.

Для ее преодоления необходима реализация комплекса мер. Основными среди них видятся следующие.

1. Стимулирование роста репродукционных  установок и рождаемости путем  увеличения помощи семьям, воспитывающих  детей, перераспределению нагрузки  по их жизнеобеспечению с семьи  на все население страны.

2. Переориентация государственной  поддержки таким семьям с льготного  строительства жилья на увеличение  пособий на детей. 

3. Разработка организационно-правовых  мер по минимизации существующих  проблем женщин с детьми на  производстве.

4. Усиление компании по пропаганде  тезиса по возможности совмещения  роли женщины-матери с успешным  карьерным ростом.

5. Активизация на всех уровнях  государственной политики по  пропаганде здорового образа  жизни, отказу от вредных привычек, наносящих вред здоровью и  сокращающих жизнь населения. 

6. Более эффективное использование  накопленного потенциала отрасли  здравоохранения в стране путем  системных реформ в ней. 

7. Вовлечение в общественное  производство существующих резервов, в том числе резервов скрытой  безработицы. 

8. Реформирование органов занятости  и социальной защиты населения,  повышение их роли в помощи  потерявшим работу, их переподготовке, а также в учете и анализе процессов в сфере занятости и формирования трудовых ресурсов, разработке рекомендаций для других государственных органов принимающих решения в данной сфере.

9. Переход от стимулирования  создания новых рабочих мест  во всех отраслях экономики  к стимулированию роста производства  без привлечения или с минимальным  привлечением новых работников.

Список использованной литературы:

 

1. Беларусь в цифрах [Электронный  ресурс] / Режим доступа: http: // belstat.gov.by. – Дата доступа: 01.09.2012.

2. Ванкевич, Е. Кого ждут вакансии? Численность населения и рынок труда республики / Е. Ванкевич // Беларуская думка. – 2008. - № 7. С. 38-44.

3. Головачев, А.С., Головачева, И.В.  Макроэкономика / А.С. Головачев.  – Академия управления при  Президенте Республики Беларусь, Минск, 2007. – 328 с.

4. Доклад о развитии человека  за 2004 год. Культурная свобода  о современном многообразии мира. Москва: Весь мир, 2004. С. 161-162.

5. Доклад о развитии человека  за 2011 год [Электронный ресурс] / Режим  доступа: http: // hdr.undp.org. – Дата доступа: 02.09.2012.

6. Национальная экономика Беларуси: ответы на экзаменационные вопросы  / Н.Л. Ильин [и др.]. – Минск:  ТетраСистемс, 2009. – 176 с.

7. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы.  Направления развития. Механизмы  управления: Учебное пособие / В.М.  Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 844 с.

8. Национальная программа экономической  безопасности Республики Беларусь  на 2011 – 2015 гг. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.mintrud.gov.by. – Дата доступа: 07.09.2012.

9. Население Республики Беларусь. Статистический ежегодник. –  Минск: Национальный статистический  комитет Республики Беларусь,2009. – 464 с.

10. Приходченко, О.И. Национальная  экономика Беларуси: курс лекций / О.И. Приходченко. – Минск:  ФУАинформ, 2009. – 448 с.

11. Понятие и содержание национального  богатства [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // dfk- dfr.com. – Дата доступа: 07.09.2012.

12. Расхождение в темпах снижения абортов нарастают Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.demonscope.ru/ - Дата доступа: 08.09.2012.

13. Статистические данные [Электронный  ресурс] / Режим доступа: http: // belstat.gov.by – Дата доступа: 01.09.2012.

14. Статистический ежегодник Республики  Беларусь за 2011 год [Электронный  ресурс] / Режим доступа: http: // Yearbook.by – Дата доступа: 01.09.2012.

15. Трудовой потенциал организации:  понятие и структура [Электронный  ресурс] / Режим доступа: http: // lib.vvsu.ru. – Дата доступа: 05.09.2012.

16. Трудовой потенциал региона  [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http: // bargu.by/ - Дата доступа: 09.09.2012.

17. Шахотько, Л. Эффект, отложенный на перспективу / Л. Шахотько // Беларуская думка. – 2008. - №7. С. 30 – 36.

18. Экономика предприятия: Учебник  для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М.  Купряков, В.Л. Просолова и др.; под общ. ред. Проф. В.Я. Горфинкеля. – Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 380 с.

19. Экономика предприятия: Учебник  / О.И. Волкова. – Москва: ИНФРА-М, 1997. – 296 с. 

 


Информация о работе Основные направления по увеличению занятости населения Республики Беларусь