Основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях на примере города Кемерово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях на примере г. Кемерово. Основными источниками, использованными при проведении исследования являлись работы Юрьевой Т.В. «Социальная экономика» и Мачульской Е.М. «Право социального обеспечения». При проведении исследования был использован метод анализа данных на основе материалов научной периодики, нормативно-правовых актов, монографий и учебных пособий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие системы социальной защиты населения. Роль и место подсистемы социальной защиты граждан потерявших работу
1.1 Социальная защита граждан потерявших работу в Российской Федерации
1.2 Порядок выплаты пособия по безработице
1.3 Порядок признания граждан безработными
2. Анализ социально-экономической ситуации на рынке труда
2.1. Анализ современного состояния и прогноз развития социально-экономической ситуации на рынке труда РФ
3. Анализ деятельности Кемеровской городской службы занятости по социальной защите безработных
3.1 Общая характеристика
3.2 Основные направления социальной защиты безработных
3.3 Оценка эффективности деятельности Кемеровской службы занятости
4 СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
4.1 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2012 г. N 09АП-35835/12
4.2 Постановление Администрации г. Киселевска от 25 августа 2009 г. N 72
4.3 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 апреля 2012 г. N 10-П
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Diplom Л.В.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

           Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей.

          Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей.

          Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая и  приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

Но согласно статье 7 Конституции  Российской Федерации политика нашей страны направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В сложившихся условиях помочь обеспечить безработным гражданам достойные условия жизни призвана система социальной защиты, обеспечивающая соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально - приемлемого уровня жизни.[13, C.3].

         Объект исследования: система социальной защиты населения.

     Предмет исследования: система социальной защиты безработных в крупном   индустриальном центре на примере г. Кемерово.

     Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной защиты          безработных граждан в современных условиях на примере г. Кемерово.

       Основными источниками, использованными при проведении исследования являлись работы Юрьевой Т.В. «Социальная экономика» и Мачульской Е.М. «Право социального обеспечения».

        При проведении исследования был использован метод анализа данных на основе материалов научной периодики, нормативно-правовых актов, монографий и учебных пособий.

              Этапы исследования:

1.определение современного  состояния проблемы безработицы  и социальной

 защиты безработных в России и Кемеровской области

2.анализ одержания  и основных направлений государственной  политики на рынке труда.

3.выявление основных  направлений социальной защиты  безработных в рамках  Кемеровской службы занятости на современном этапе.

 

 

     1. Понятие системы социальной защиты населения. Роль и место подсистемы социальной защиты граждан потерявших работу

  •             1.1 Социальная защита граждан потерявших работу  в Российской Федерации

 

     Концепция социальной защиты населения России применительно к новым экономическим и политическим условиям находится в стадии разработки, в связи с чем по многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Социальная защита населения понимается в широком и узком смысле. В широком смысле социальная защита населения — это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения.[13, C.3] В узком смысле социальная защита населения–это совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.[13, C.3]

      Рынок не в состоянии обеспечить своим участникам гарантированный доход и занятость. Граждане в силу многих причин различаются по уровню доходов, состоянию здоровья, существуют безработные, инвалиды, неполные семьи и др. Одна из задач социальной рыночной экономики — создание эффективной системы социальной защиты. Этим социальная рыночная экономика отличается от чистого капитализма или классического рынка, не обеспечивающего социальную защиту населению, предоставление равных возможностей в сфере потребления важнейших благ и услуг.[16, C.309-311]

 Социальная защита населения в современной рыночной экономике не направлена на решение социальных проблем в пользу так называемого равного и справедливого распределения общественного продукта. Или, напротив, на создание особых привилегий тем или иным группам граждан. Социальная защита населения не ориентирована на «закрепление» бедности. Ее нельзя рассматривать в качестве средства, побуждающего человека смириться с примитивным уровнем материальных возможностей. Наоборот, в большинстве случаев система социальной защиты населения направлена на формирование материальных предпосылок для возвращения определенных  групп населения на путь самостоятельной и активной трудовой деятельности.

  Меры социальной защиты населения можно подразделить на активные и пассивные. К первым относятся подготовка и переподготовка персонала, создание новых трудовых мест, сохранение уже имеющихся и др. Вторые включают выплату соответствующих пособий и дотаций.[16, C.312-315].

  Безработица [14, c.3] — это социально-экономическое явление, при котором часть населения не может найти себе работу. Безработица является одним из основных факторов усиления неустойчивости социально-экономического положения. Безработица определяется учеными и политиками как главная проблема мирового развития. В 1994 году проблемы безработицы рассматривались на министерском уровне семи ведущих промышленно развитых стран мира, в 1995 году — на мировой конференции по социальному развитию в Копенгагене. Важность этой проблемы заключается в том, что безработица напрямую связывает экономические, социальные и психологические последствия.[6]

     В экономической литературе по-разному трактуется экономическая сущность безработицы и причины ее появления.

   В марксистской теории безработица связывается с процессом накопления капитала, в результате которого потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в оборудовании, машинах, агрегатах (постоянном капитале).

    В западной экономической мысли безработица связывается с экономической целесообразностью использования ресурсов. Отсюда появление такого понятия, как естественная безработица. Естественная безработица — это безработица, при которой часть трудоспособного населения находится в стадии поиска или выбора лучшего места работы или подготовки к трудоустройству. В США в 60-х годах естественным уровнем безработицы считался показатель в 4,3%, в 70-х— 6,6%, а в 80—90-х — около 7%. Превышение уровня естественной безработицы зависит от экономической конъюнктуры страны.

   В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют ее различные формы:

 Фрикционная безработица [14, C.12] — безработица, обусловленная добровольной сменой наемными работниками места работы или периодами их временного увольнения.

  Структурная безработица [14, C.14] — безработица, при которой имеются свободные рабочие места, но работодатели не могут их укомплектовать из-за профессионально-квалификационного несоответствия безработных и вакансий.

  Циклическая безработица [14, C.14] — безработица, обусловленная спадом в экономическом цикле, когда занятость сокращается, а безработица растет.

 Классическая безработица [14, C.16] — безработица, возникающая при высвобождении части работающих в целях повышения заработной платы оставшимся работникам.

 Технологическая безработица [14, C.19] — безработица, появляющаяся при сокращении занятых на производстве в связи с его автоматизацией, внедрением новых технологий.

 Сезонная безработица [14, C.20] — безработица, в основе которой лежит сезонный характер некоторых видов экономической деятельности.

  Скрытая безработица [14, C.21] — безработица, возникающая в результате того, что люди не имеют возможности трудиться в течение полной рабочей недели, полного рабочего дня, хотя и хотят работать с полной нагрузкой.

 В развитых странах значительная часть прироста безработных приходится на структурную безработицу. В то же время на практике достаточно сложно выявить, какие именно факторы способствовали возникновению безработицы. Уровень безработицы — это отношение числа безработных к общему числу экономически активного населения.[6]

В развитых странах по мере изменения структуры рабочей силы меняется и состав безработных. Среди них возрастает доля работников преимущественно отраслей сферы услуг, а не работников физического труда.

 Российские безработные используют разные способы поиска работы. В 2006 году более половины безработных пытались найти подходящую работу, используя личные связи. Надо отметить, что эта тенденция из года в год усиливается. Более 34% безработных обращались в государственную службу занятости. Почти треть безработных непосредственно обращались к работодателям. Пытались организовать собственное дело менее 1% безработных граждан. Среднее время поиска работы за год составляет около 10 месяцев. Для тех же, кто не имел работы в течение последнего года, этот срок составляет 13 месяцев. По профессиональной принадлежности среди безработных преобладают квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр, а также неквалифицированные рабочие.

  •                  

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                 1.2 Порядок выплаты пособия по безработице

     

     

     

     

                  В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Таким образом, гражданин, отвечающий требованиям, предъявляемым к безработным гражданам, представивший документы, необходимые для его признания безработным, получает право на выплату пособия по безработице при отсутствии подходящей работы с первого дня представления указанных документов. По общему правилу пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному по последнему месту работы, за три последних месяца работы. В п. 1 ст. 30 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" даны обстоятельства, доказанность которых позволяет вынести решение о выплате пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку уволенного гражданина. Во-первых, таким обстоятельством является наличие у гражданина стажа работы на условиях полного рабочего времени в течение 26 календарных недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Во-вторых, к числу этих обстоятельств отнесено наличие у гражданина оплачиваемой работы на условиях неполного рабочего времени в пересчете равного 26 календарным неделям полного рабочего времени в течение 12 месяцев, которые предшествовали безработице.    Следовательно, условием выплаты пособия по безработице в процентном отношении к заработку уволенного гражданина является наличие страхового стажа, равного 26 календарным неделям полного рабочего времени, которые приходятся на 12 месяцев, предшествовавших признанию гражданина безработным.Размер пособия по безработице, назначаемого перечисленным гражданам, составляет в первые три месяца безработицы 75 процентов среднего месячного заработка по последнему месту работы, за последующие четыре месяца - 60 процентов среднего заработка, в дальнейшем - 45 процентов среднего заработка, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, и не ниже 20 процентов данного прожиточного минимума. Во всех случаях размер пособия указанных граждан не может быть меньше 100 рублей.

              Во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также не имеющим необходимого страхового стажа для назначения пособия в процентном отношении к среднему заработку, пособие по безработице назначается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума субъекта Российской Федерации, на территории которого оно выплачивается. Но и в этом случае размер пособия по безработице не может быть меньше 100 рублей в месяц.          Гражданам, которым пособие назначено в размере 100 рублей, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер пособия по безработице увеличивается пропорционально действующим на указанных территориях районным коэффициентам.  При наличии лиц, находящихся на иждивении безработного гражданина, размер назначенного ему пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, на каждого из указанных лиц.   Однако такое увеличение не может превышать 30 процентов от размера данного минимума и не может быть меньше 50 рублей в месяц на каждого иждивенца безработного. На основании п. 5 ст. 30 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварий и катастроф, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие. Постоянно проживающим на территории с льготным социально-экономическим режимом при условии постоянного проживания до 1 января 1991 года дополнительное пособие выплачивается в размере 10 процентов величины прожиточного минимума соответствующего субъекта Российской Федерации, но оно не может быть меньше 50 рублей в месяц. Безработным, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом отселения, дополнительное пособие выплачивается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, но не менее 100 рублей в месяц. Безработным, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения, дополнительное пособие выплачивается в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, определенного в субъекте Российской Федерации, но не ниже 200 рублей в месяц.

           По общему правилу, которое закреплено в ч. 1 п. 3 ст. 31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать в суммарном исчислении 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. Данное правило не распространяется на граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушения трудовой дисциплины и иные виновные действия, отчисленных за виновные действия с обучения по направлению органов службы занятости. Общая продолжительность выплаты пособия для перечисленных лиц установлена в 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.

    Информация о работе Основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях на примере города Кемерово