Основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях на примере города Кемерово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях на примере г. Кемерово. Основными источниками, использованными при проведении исследования являлись работы Юрьевой Т.В. «Социальная экономика» и Мачульской Е.М. «Право социального обеспечения». При проведении исследования был использован метод анализа данных на основе материалов научной периодики, нормативно-правовых актов, монографий и учебных пособий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие системы социальной защиты населения. Роль и место подсистемы социальной защиты граждан потерявших работу
1.1 Социальная защита граждан потерявших работу в Российской Федерации
1.2 Порядок выплаты пособия по безработице
1.3 Порядок признания граждан безработными
2. Анализ социально-экономической ситуации на рынке труда
2.1. Анализ современного состояния и прогноз развития социально-экономической ситуации на рынке труда РФ
3. Анализ деятельности Кемеровской городской службы занятости по социальной защите безработных
3.1 Общая характеристика
3.2 Основные направления социальной защиты безработных
3.3 Оценка эффективности деятельности Кемеровской службы занятости
4 СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
4.1 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2012 г. N 09АП-35835/12
4.2 Постановление Администрации г. Киселевска от 25 августа 2009 г. N 72
4.3 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 апреля 2012 г. N 10-П
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Diplom Л.В.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

2 сохранение тенденции  превышения предложения рабочей  силы над спросом. Реформирование  экономики, в том числе реструктуризация  и модернизация угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей, а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию активизируют высвобождение работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

3 профессиональный уровень  значительной части работников  российских организаций не соответствует  требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на  их конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве;

4  недостаточный спрос  на рабочую силу при ее дефиците  на локальных рынках труда  по причине несоответствия профессионально-квалификационной  структуры спроса и предложения,  низкой трудовой мобильности  населения, проблема прогноза  потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования;

5  сохранение высокого  уровня неэффективной занятости;

6  недостаточный уровень  развития сферы малого бизнеса;

7  рост напряженности  на рынке труда в сельской  местности, обусловленный ростом  численности трудоспособного населения  и ростом общей и регистрируемой  безработицы, недостаточные темпы  развития малых форм хозяйствования  на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;

8 сохранение значительной  дифференциации в сфере занятости  и напряженной ситуации на  рынке труда в субъектах Российской  Федерации и на отдельных территориях;

9 наличие нелегальной  миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока;

       Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2004 - 2005 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, модернизация системы среднего и высшего образования и др.).

         В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2010 - 2011 годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.[22]

Говоря о динамике и тенденциях развития занятости  нужно отметить и о политике государства  в области занятости населения. Как известно, существуют пассивные  и активные программы занятости, а также самостоятельный поиск работы гражданами. Пассивные  инструменты государственной политики направлены на поддержку доходов безработных граждан в период активного поиска работы, это – выплата пособий по безработице, досрочных пенсий по старости, материальной помощи ( не более 1 МРОТ), доплата на лиц, находящихся на содержании безработного, а также  оплата временной нетрудоспособности, стипендий гражданам, направленным на обучение службой занятости. Российская Федерация тратит на проведение политики занятости 0,3% ВВП, причем 70% расходов тратится на реализацию мероприятий направленных на реализацию  мероприятий пассивной составляющей(1,с.8). К активным мерам относятся содействие малому  и среднему предпринимательству. Профобучение и переобучение безработных, в рамках которых можно осуществлять субсидированную занятость, а также организация общественных и временных работ. Самостоятельное трудоустройство возможно посредством рекомендаций, обращения в Государственную службу занятости, обращения в коммерческие службы трудоустройства, по газетным статьям, путем рассылки резюме способом direct mail и использование Интернета. В настоящий момент численность банка вакансий и безработных приближаются, но это не говорит о благополучии ситуации. На государственных предприятиях выплачивают низкую заработную плату, а в частном секторе высокая оплата труда сочетается с несоблюдением статей законодательства. Большим дефицитом в России стали высококвалифицированные, в отечественной промышленности сейчас 5% рабочих высокой квалификации, а в развитых странах этот показатель превышает 40%.[8] Способствовать увеличению предложения рабочих будут действия предприятий: увеличение заработной платы, соблюдение режима труда, хорошие условия труда, возрождение «социального пакета». Агентства по трудоустройству, кадровые (рекрутенговые) агентства, агентства поиска, отбора, эксклюзивного поиска «хендхантеры» или компании по поиску руководителей. И, наконец, многообразие сайтов в Интернете, также существенно влияет на динамику развития занятости.

Приоритетным направлением, по которому наиболее полно можно судить об эффективности воздействия службы занятости населения на рынок труда в регионе, без сомнения является трудоустройство ищущих работу и безработных граждан. Поэтому первым основным критерием с максимальной оценкой за лучший показатель, равной 10 баллам, выступает:

Доля трудоустроенных  от общего количества клиентов службы занятости – удельный вес трудоустроенных (с прошедшими обучение) в общем  количестве обратившихся в целях  поиска работы (на начало отчетного  периода плюс число зарегистрированных за оцениваемый период).

Вторым основным критерием  с максимальной оценкой за лучший показатель, равной 5 баллам, был:

Полнота сбора средств  – величина, показывающая долю фактических  поступлений страховых взносов  за отчетный период от их прогнозируемого поступления.

Одним из важнейших показателей  точности первичного учета граждан, на котором базируется работа всего  программного комплекса, является третий критерий:

Совпадение данных: отчет  – база. Он отражает правильность и последовательность соблюдения специалистами службы занятости новой технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу, и безработными с помощью системы “Содействие”. Максимальная оценка за лучший показатель также равна 5 баллам.

Дополнительно к основным взяты еще четыре критерия с максимальной оценкой в 3 балла за каждый лучший показатель:

1. Нагрузка на специалиста.  Этот показатель рассчитывается  как отношение суммы трех показателей  работы районного (городского) центра  занятости населения с клиентами службы занятости (представлены ниже) к количеству сотрудников основного состава, работающих в данном подразделении.

а) Количество обращений  в службу занятости, всего. В этот показатель включены все посещения  центра занятости ищущими работу, состоящими на учете безработными гражданами и работодателями по различным вопросам, входящим в компетенцию службы занятости (за консультацией, на перерегистрацию, для получения справок, по вопросам переселения, взаимозачетов и т.д.).

б) Произведено начислений пособия. Учитываются все начисления, произведенные специалистами по начислению пособий в отчетном периоде.

в) Выходы на предприятия. Так как за каждым специалистом подразделений  департамента на местах закреплено определенное количество предприятий и организаций, данный показатель учитывает суммарное количество выходов сотрудников на предприятия и в организации по различным вопросам, входящим в компетенцию службы занятости.

2. Направлено на профобучение  – количество направленных на  профессиональное обучение от  общего числа состоявших на учете безработных (на начало отчетного периода плюс поставленные на учет в данном периоде).

3. Направлено на общественные  работы. Данный критерий позволяет  оценить деятельность центров  занятости населения в проведении  активной политики занятости по содействию в трудоустройстве безработных граждан через организацию общественных работ. Методика подсчета аналогична.

4. Показатель борьбы  с мошенничеством – характеристика  эффективности работы по выявлению  случаев необоснованного получения  пособий по безработице.

            Безусловно, новые условия работы службы занятости населения, связанные с ее реорганизацией с 1 января текущего года, потребуют от нас обновления существующей системы комплексной оценки наиболее важных аспектов работы органов службы занятости.

         Показатели экономического роста и занятости в России и на динамику которых общество может в той или иной степени влиять, следующие:

 1.Численность экономически активного населения. Объективно, этот показатель определяется уровнем благосостояния семей: если он низок, появляется необходимость выхода на рынок труда дополнительных контингентов рабочей силы. На данный процесс можно оказывать воздействие главным образом средствами социальной политики, в частности, эффективной социальной защитой наиболее слабозащищенных слоев населения.

              2.Стоимость одного рабочего места. Мы предложили наиболее достижимую в ближайшем будущем величину стоимости рабочего места в промышленности (включая все хозяйственные формы). Однако рациональный выбор отраслевой структуры производства, соотношения между основным производством и инфраструктурными отраслями, а также между предприятиями различных масштабов дают возможность варьировать этот показатель.

         Рост числа малых и средних предприятий, повышение их доли в общем объеме продукции и численности промышленно-производственного персонала. Как мы указывали, деятельность МП несколько понижает общий показатель эффективности производства, однако потеря качества в данном случае может быть компенсирована увеличением количества этих предприятий. Как показывает мирохозяйственный опыт, рост их числа, также как и активизация производственной деятельности, во многом определяются государственной политикой в налоговой (льготы, налоговые «каникулы»), организационной (помощь в материально-техническом снабжении, маркетинге), социальной (социальная защита лиц, наиболее нуждающихся в работе) областях.

  Замещение труда капиталом и обратное соотношение. Активное использование этого показателя в ряде случаев может оказаться целесообразным, особенно в глубинных районах России, в регионах, обладающих избыточным и в то же время не очень качественным трудовым потенциалом.[33]

    На основе изученной литературы можно сформулировать следующие основные положения необходимого государственного регулирования рынка труда:

1)в области совершенствования  действующего законодательства  в сфере занятости населения:

     обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;

разграничение полномочий, функций в области регулирования  рынка труда и сферы занятости  между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;

динамичное развитие системы рабочих мест и свободное  перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;

создание условий для  достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

поддержка малого бизнеса  и предпринимательства в целях  создания новых рабочих мест и  содействия занятости населения; обеспечение  регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;

2) в области повышения  качества рабочей силы и конкурентоспособности  граждан на рынке труда, обеспечения  отраслей экономики рабочими  и специалистами определенных профессий и квалификации:

разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий  и специальностей, по видам экономической  деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

разработка механизма  определения потребности организаций  в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи; создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;

развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

Информация о работе Основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях на примере города Кемерово