Основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях на примере города Кемерово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях на примере г. Кемерово. Основными источниками, использованными при проведении исследования являлись работы Юрьевой Т.В. «Социальная экономика» и Мачульской Е.М. «Право социального обеспечения». При проведении исследования был использован метод анализа данных на основе материалов научной периодики, нормативно-правовых актов, монографий и учебных пособий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие системы социальной защиты населения. Роль и место подсистемы социальной защиты граждан потерявших работу
1.1 Социальная защита граждан потерявших работу в Российской Федерации
1.2 Порядок выплаты пособия по безработице
1.3 Порядок признания граждан безработными
2. Анализ социально-экономической ситуации на рынке труда
2.1. Анализ современного состояния и прогноз развития социально-экономической ситуации на рынке труда РФ
3. Анализ деятельности Кемеровской городской службы занятости по социальной защите безработных
3.1 Общая характеристика
3.2 Основные направления социальной защиты безработных
3.3 Оценка эффективности деятельности Кемеровской службы занятости
4 СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
4.1 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2012 г. N 09АП-35835/12
4.2 Постановление Администрации г. Киселевска от 25 августа 2009 г. N 72
4.3 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 апреля 2012 г. N 10-П
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Diplom Л.В.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

разработка общероссийского  классификатора профессий (занятий), который  позволит унифицировать системы  кодирования профессиональной деятельности с учетом международных классификаторов  в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию; разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;

создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации безработных граждан  в целях повышения их конкурентоспособности  на рынке труда и возможности  скорейшего трудоустройства;

3) в области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствования форм социального партнерства на отраслевых рынках труда:

проведение экспертного  анализа возможных экономических  и социальных последствий вступления Российской Федерации во Всемирную  торговую организацию; совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда;

разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в  территориально-отраслевом аспекте, в  том числе в депрессивных регионах и отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

проведение анализа  перспектив повышения занятости  в проблемных отраслях экономики, в  том числе в угольной, металлургической, топливно-энергетической, текстильной и легкой промышленности; поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий с расположенными на них градообразующими организациями;

поддержка развития всех форм малого предпринимательства и  самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих  мест в агропромышленном секторе;

развитие социального  партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда; развитие системы социального планирования в организациях реструктурируемых отраслей экономики;

содействие созданию в организациях, предусматривающих  высвобождение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для консультирования перед  увольнением и содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников;

организация общественных работ в целях обеспечения  временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

4) в области содействия  занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите:

внедрение эффективных  механизмов профилирования безработных  граждан, предусматривающих разделение категорий зарегистрированных безработных  на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поиска работы; реализация принципа адресности в работе служб занятости, ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вынужденных переселенцев и др.;

создание экономических  и социальных условий для ликвидации факторов, обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному, национальному и иным признакам;

обеспечение возможности  для наименее социально защищенных категорий граждан (женщин, инвалидов  и др.) получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;

разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального  обучения, внедрение новых социально  ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких, как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости; развитие различных форм семейного бизнеса;

развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных  граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы;

  С целью повышения эффективности государственного регулирования рынка труда можно предложить:

1) увеличение числа  предпринимателей в данной сфере  за счет содействия развитию  предоставления платных услуг населению и облегчения  порядка  лицензирования  предпринимательской деятельности в этой сфере;

2) воздействовать на  структуру спроса и предложения  труда путем воздействия на  качество и структуру спроса  и предложения труда ^ методами  государственной поддержки занятости в определенных отраслях хозяйства, законодательного регулирования подготовки кадров, государственного заказа на специалистов определенных профессий и т.д.;

3) регулирование    количественно-качественного    соответствия занятых в основном вышеуказанными методами;

4) обеспечение равновесия  на рынке труда путем соответствующей  технической,  инновационной,  инвестиционной,  финансово-кредитной, демографической  политики и т.д., правовых норм, в том числе недопускающих  широкого толкования и отсутствия четких формулировок, а также нарушения трудовых прав граждан;

5) социальная   защита   экономически   активного   населения, позволяющая расширить  число занятых и снизить число  безработных;

6) повышение роли бирж  труда, привлечение населения к услугам данных субъектов рынка труда.

              3. Анализ деятельности Кемеровской городской службы занятости по социальной защите безработных

                      3.1 Общая характеристика

  •              Одной из важнейших форм защиты безработных граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является социальная поддержка на период активного поиска работы, что обеспечивает гражданам возможность выбора оптимального варианта трудоустройства, способствует снижению социальной напряженности в обществе.

Реализация гарантий государства в области  обеспечения  социальной поддержки безработных  граждан осуществляется в форме  социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:

пособия по безработице;

стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты;

материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Кроме того, в соответствии с   пунктом  2 статьи 32 Закона Российской Федерации  от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, при отсутствии возможности для трудоустройства с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления указанного возраста.

Расходы, связанные с выплатой  указанной  пенсии,  осуществляются за счет средств Пенсионного фонда  Российской Федерации с последующим возмещением затрат департаментом труда и занятости населения Кемеровской области из средств областного бюджета, поступающих в виде субвенции федерального бюджета.

В 2011 году ситуация на рынке  труда Кемеровской области  складывалась  под влиянием посткризисных мер и по основным характеристикам приблизилась к параметрам докризисного периода. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, с начала года сократилась почти на треть, и, соответственно, наблюдается значительное сокращение  численности получателей социальных выплат.

Если в течение 2010 года в среднем ежемесячно 50,5 тыс. человек  получали пособие по безработице, то в 2011 году ожидаемая численность  безработных граждан, получающих пособие  по безработице в среднемесячном исчислении, составит около 34,6 тыс. человек, что практически соответствует уровню 2009 года.

В 2010 году в целях социальной защиты 1530 безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, и гражданам, проходящим профессиональное обучение, оказана материальная помощь (прогноз 2011 года -  1400 человек).

Численность граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые в отчетном периоде получали стипендию в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости, в 2010 году составила 10,4 тыс. человек (прогноз 2011 года – 7,6 тыс. человек).

Ожидаемый    средний    размер    пособия    по    безработице     составит      

3200 рублей, это 57,4 процента  величины прожиточного минимума, установленного по Кемеровской  области (5575 рублей).

Отделению Пенсионного  фонда Российской Федерации по Кемеровской  области на возмещение затрат по выплате  пенсий, назначенных досрочно, в 2010 году перечислено 176,3 млн. рублей (прогноз 2011 года – 158,9 млн. рублей). В течение 2010 года в среднем в месяц досрочные пенсии получали  1917 человек (прогноз 2011 года – 1820 человек).

В 2012-2014 годах органами службы занятости будет осуществляться деятельность, направленная на обеспечение своевременного и в полном объеме выполнения государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, развитие эффективной системы регулирования социальных выплат, ориентированной на стимулирование трудоустройства безработных граждан.

При отсутствии возможности  у органов службы занятости населения для трудоустройства безработных граждан предпенсионного возраста, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации,  предоставление  возможности выхода на пенсию досрочно позволит снизить напряженность на региональном рынке труда и обеспечить  социальную поддержку указанной категории граждан.

        Кемеровская городская служба занятости предлагает свои услуги работодателям и населению.

Схема организационной  структуры службы занятости по г Кемерово представляет собой следующее:

Рис. 1. Схема организационной структуры службы занятости по г Кемерово

       Целью деятельности районной службы занятости населения является содействие в реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

                Основными задачами  службы занятости населения являются:

- Осуществление мер  по реализации государственной  политики содействия занятости  населения с учетом специфических  особенностей района;

- Выявление ситуации  на районном рынке труда;

- Предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы, сокращение  уровня безработицы ;

- Развитие инициативы  работодателей района в создании  или сохранении (модернизации) рабочих  мест, активизации трудовой, предпринимательской инициативы граждан ;

- Содействие развитию  мотивации к производительному,  творческому труду безработных  граждан, повышению их конкурентоспособности  на рынке труда;

- Снижение социальной  напряженности от безработицы  путем материальной поддержки безработных граждан.

Основные направления  деятельности:

Учет, регистрация, перерегистрация  граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в подборе подходящей работы и в содействии трудоустройству.

Информация о работе Основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях на примере города Кемерово