Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:47, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях на примере г. Кемерово. Основными источниками, использованными при проведении исследования являлись работы Юрьевой Т.В. «Социальная экономика» и Мачульской Е.М. «Право социального обеспечения». При проведении исследования был использован метод анализа данных на основе материалов научной периодики, нормативно-правовых актов, монографий и учебных пособий.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие системы социальной защиты населения. Роль и место подсистемы социальной защиты граждан потерявших работу
1.1 Социальная защита граждан потерявших работу в Российской Федерации
1.2 Порядок выплаты пособия по безработице
1.3 Порядок признания граждан безработными
2. Анализ социально-экономической ситуации на рынке труда
2.1. Анализ современного состояния и прогноз развития социально-экономической ситуации на рынке труда РФ
3. Анализ деятельности Кемеровской городской службы занятости по социальной защите безработных
3.1 Общая характеристика
3.2 Основные направления социальной защиты безработных
3.3 Оценка эффективности деятельности Кемеровской службы занятости
4 СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
4.1 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2012 г. N 09АП-35835/12
4.2 Постановление Администрации г. Киселевска от 25 августа 2009 г. N 72
4.3 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 апреля 2012 г. N 10-П
Заключение
Литература
Безработным гражданам, имеющим стаж работы, необходимый для назначения пенсии по возрасту (по старости), в ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено продление сроков выплаты пособия по безработице. Срок выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый для назначения пенсии по старости (по возрасту) стаж. В этом случае общая продолжительность выплаты пособия по безработице не должна превышать 24 месяцев в течение 36 календарных месяцев. Для перечисленных лиц, имеющих право на получение пособия по безработице продолжительностью 6 месяцев в течение 12 календарных месяцев, продление срока выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Возможно повторное назначение пособия по безработице по истечении рассмотренных максимальных сроков его получения. В соответствии с п. 5 ст. 31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" такое пособие назначается в размере 20 процентов прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, но не ниже 100 рублей в месяц. В соответствии с п. 6 ст. 31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц. Право на получение пособия по безработице может быть ограничено по основаниям, исчерпывающий перечень которых дан в названном Законе. При нарушении сроков выплаты пособия по безработице не по вине гражданина он вправе требовать начисления установленных законодательством процентов за время задержки пособия. Поскольку пособие по безработице по своей правовой природе призвано компенсировать утраченный гражданином заработок в качестве меры ответственности за нарушение сроков выплаты пособия по безработице, применимы санкции, установленные в ст. 236 ТК РФ за задержку заработной платы. В данном случае применим принцип аналогии.
В п. 2 ст. 35 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены случаи прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного. К их числу относятся: 1) признание гражданина занятым; 2) прохождение гражданином профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; 3) длительная (более месяца) неявка безработного в органы службы занятости без уважительных причин; 4) переезд безработного в другую местность; 5) получение пособия по безработице обманным путем; 6) осуждение лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы; 7) назначение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет. При наличии перечисленных оснований органы службы занятости обязаны прекратить выплату пособия по безработице. Решение о прекращении выплаты пособия по безработице должно быть законным и обоснованным.
Обязанность доказать законность и обоснованность решения о прекращении выплаты пособия по безработице лежит на представителях органа службы занятости, принявшего такое решение. Обратим внимание на то, что гражданин не может быть лишен права на получение пособия по безработице по формальным соображениям. В частности, длительная неявка безработного в органы службы занятости может стать законным основанием для прекращения выплаты пособия по безработице лишь в том случае, если гражданину в этот период могла быть предложена подходящая работа. Применение такого основания для прекращения выплаты пособия по безработице, как получение пособия обманным путем, предполагает недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина. К числу обстоятельств, доказанность которых позволяет прекратить выплату пособия по безработице, относится, например, сокрытие гражданином сведений о получаемом заработке (доходе). Выплата пособия по безработице может быть приостановлена в случаях: 1) отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; 2) отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; 3) явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения; 4) увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; 5) нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного; 6) самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости. Перечень оснований для приостановления выплаты пособия по безработице также является исчерпывающим. Приостановление выплаты пособия по безработице является правом, а не обязанностью органов службы занятости. Решение о приостановлении выплаты пособия по безработице должно быть законным и обоснованным. На представителях органа службы занятости, принявшего решение о приостановлении выплаты пособия по безработице, лежит обязанность доказать законность и обоснованность данного решения. Решение о приостановлении выплаты, пособия по безработице также не может быть обосновано формальными соображениями, его также следует связывать с обстоятельствами, характеризующими правовое понятие безработного гражданина.
Например, нарушение сроков перерегистрации может быть признано законным основанием для приостановления выплаты пособия по безработице в том случае, если в связи с неявкой безработного на перерегистрацию орган службы занятости лишился возможности предложить ему подходящую работу. Периоды приостановления выплаты пособия по безработице входят в общую продолжительность выплаты пособия по безработице и не засчитываются в общий трудовой стаж.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в следующих случаях: 1) неявки безработного гражданина без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; 2) отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу). Решение о сокращении пособия по безработице также должно быть законным и обоснованным, оно не должно быть продиктовано формальными соображениями. При обжаловании данного решения обязанность доказать его законность и обоснованность лежит на представителях органа занятости, принявшего такое решение. В связи с этим следует иметь в виду, что гражданин вправе отказаться от ведения переговоров с работодателем о работе, которая не является для него подходящей. Действия органа службы занятости по направлению гражданина на работу могут быть признаны законными, если предлагаемая работа была подходящей для безработного. В связи с чем гражданин вправе отказаться от явки за направлением на работу.
1.3 Порядок признания граждан безработными
Безработными признаются трудоспособные
граждане, которые не имеют работы и заработка,
зарегистрированы в органах службы занятости
в целях поиска подходящей работы, ищут
работу и готовы приступить к ней. При
этом в качестве заработка не учитываются
выплаты выходного пособия и сохраняемого
среднего заработка гражданам, уволенным
из организаций (с военной службы) независимо
от их организационно-правовой формы и
формы собственности (далее - организации)
в связи с ликвидацией организации либо
сокращением численности или штата работников
организации. Порядок регистрации безработных
граждан определяется уполномоченным
Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного
в целях поиска подходящей работы, безработным
принимается органами службы занятости
по месту жительства гражданина не позднее
11 дней со дня предъявления органам службы
занятости паспорта, трудовой книжки или
документов, их заменяющих, документов,
удостоверяющих его профессиональную
квалификацию, справки о среднем заработке
за последние три месяца по последнему
месту работы, а для впервые ищущих работу
(ранее не работавших), не имеющих профессии
(специальности) - паспорта и документа
об образовании. В случае представления
справки о среднем заработке за последние
три месяца по последнему месту работы
в иностранной валюте органы службы занятости
осуществляют перевод иностранной валюты
в рубли по официальному курсу.
При невозможности предоставления
органами службы занятости подходящей
работы гражданам в течение 10 дней со дня
их регистрации в целях поиска подходящей
работы эти граждане признаются безработными
с первого дня предъявления указанных
документов.
Гражданин,
относящийся к категории инвалидов, для
решения вопроса о признании его безработным
дополнительно предъявляет индивидуальную
программу реабилитации инвалида, выданную
в установленном порядке и содержащую
заключение о рекомендуемом характере
и условиях труда.
Безработными не могут быть признаны граждане:
1.не достигшие 16-летнего возраста;
2.которым в соответствии с законодательством Российской Федерации
3.назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
4.отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
5.не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
6.осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
7.представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
8.перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
2. Анализ социально-экономической ситуации на рынке труда
В настоящее время увеличенная социальная активность населения, в том числе в хозяйственной сфере является условием выхода из кризиса и устойчивого после кризисного развития. Конструктивная трансформация российского общества – это не только разрушение прежних отношений, но и ускоренное создание новых. Социальная адаптация рабочих к этим отношениям возможна в случае, если он будет видеть, что его ожидает, каковы его личные жизненные перспективы, насколько он сам может определять и контролировать то, что его непосредственно касается. Следует отметить, что социальная пассивность населения резко замедляет процесс изменения стереотипа его позитивного общественного поведения (заинтересованности экономического реформирования, укрепления общественного порядка, повышения престижности высококвалифицированного труда). Существует тенденция снижения качества исполнения работы вследствие того, что работники не дорожат рабочим местом или ищут дополнительный заработок, определенный внутренне неудовлетворенностью получаемой заработной платой на основном месте работы. У работников исчезает надежность в обеспечении социальном пакете, нет уверенности в завтрашнем дне.[13]
В середине 90-х годов прирост занятости происходил за счет увеличения рабочих мест с неполным рабочим днем.
Важным фактором, определяющим динамику общей занятости, является уровень развития отдельных географических районов. Тенденция создания дополнительных рабочих мест происходит преимущественно в городах.
Существуют и определенные тенденции в структуре занятого населения по половому признаку. Это влияет на тенденции спроса и предложения труда, изменению гендерной структуры по отраслям производства. На динамику занятости оказывает влияние фонд оплаты труда. Значительно выросли реальные доходы в управлении и финансах, что способствовало увеличение числа занятых в этих сферах экономики. [25, C.18]
Исследования изменений в структурах занятости позволяет сделать следующие основные выводы. Структура занятости по полу в отраслях народного хозяйства России существенно изменилась за период с 1984 по 2004 годы. В отрасли промышленности женщин с 30,7% в 1984 году уменьшилось до 18,0% в 2004 году, у мужчин с 34,4% до 26,9%. В строительстве особенных изменений не произошло, лишь колебания на 1-2% в сторону уменьшения количества занятых, женщин занято в этой отрасли приблизительно 4-5%, а мужчин –11-12%; занятых в области сельского и лесного хозяйства на 2004 год 9,8% женщин и 16,7% мужчин. Значительно изменились показатели занятых в торговле: с 12,8% у женщин в 1984 году до 18,8% в 2004, аналогично с 3,5% до 10,8% у мужчин. Увеличилось количество занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве и сфере бытового обслуживания населения на 1% у женщин и на 1,5% у мужчин. В 2 раза увеличилась занятость женщин в сфере управления и финансов и в 5 раз у мужчин, на 2004 год занято 5,9% женщин и 5,5% мужчин. Обратный процесс прослеживается в области науки и научного обслуживания, здесь количество занятых уменьшилось в 2 раза как у мужчин с 4,1% до 1,9%, так и у женщин с 4% до 1,8%.[24, C.6]
Сейчас получил распространение
Профессиональная занятость в России по своей сути относительно архаична. В ней все еще неоправданно высока доля мало- и неквалифицированных работников. Основную массу рабочей силы составляют инертные в плане повышения квалификации традиционных профессий, недостаточно квалифицированные кадры. В составе высококвалифицированных рабочих и специалистов преобладают работники узкого профиля: Они не могут и не хотят приспосабливаться к изменяющимся условиям хозяйствования.