Основные направления совершенствования обработки коммерческой информации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Эти системы необходимы для оптимизации деятельн6ости. На примере некоторых предприятий можно наблюдать, как качественное информационное обеспечение наряду с другими факторами может являться решающим элементом в осуществлении коммерческой деятельности предприятия. Некоторые теоретики выделяют информационные системы в категорию присущую только корпорациям, но это не так, прежде всего по тому, что информация существует как неотъемлемая часть коммерческой деятельности и присуща предприятиям любого размера.

Содержание работы

Введение……….……………………………………………………….……..5

Теоретические аспекты информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия …………………………………………...……...7
Понятие и сущность коммерческой информации ……...…..…………..7
Информационные системы и технологии в организации коммерческой деятельности предприятия ……………...………......................................19
Технология формирования информационного обеспечения процесса принятия решения …………………………………………………….…47
Расчетно – аналитическая часть. Организационно-экономическая характеристика КУП «Городской молочный завод №1». Разработка рекомендаций по совершенствованию системы информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия КУП «ГМЗ №1»………………………………………………............................................51
2.1 Организационно-экономическая характеристика КУП «Городской молочный завод №1»……………...………………………………………….....51
Совершенствование закупочно-сбытовой деятельности ……………...56
Совершенствование системы внутреннего контроля…………………..58
Совершенствование системы управления запасами……………………63
Заключение……………………………………………………………….....…66
Список использованных источников………………………………….......…68

Файлы: 1 файл

Шиманский.docx

— 205.71 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Частное учреждение образования

Минский колледж предпринимательства

 

Предметно-цикловая комиссия

«коммерческой деятельности,

менеджмента и маркетинга»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему  «Основные направления совершенствования обработки коммерческой информации на предприятии»

по дисциплине «Коммерческая деятельность»

 

Выполнил учащийся

Специальности «Коммерческая  деятельность»

3 курса, гр. К-31 Р.И.Шиманский

__________________________

Руководитель М.Г.Тарайкович 

 

 

Допущен к защите «___»_______________2013 г.

_____________________________________

Работа защищена с отметкой __________

_____________________________________

Минск 2013

 

Содержание

     Введение……….……………………………………………………….……..5

 
  1. Теоретические аспекты информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия …………………………………………...……...7
    1. Понятие и сущность коммерческой информации ……...…..…………..7
  • Информационные системы и технологии в организации коммерческой деятельности предприятия ……………...………......................................19
  • Технология формирования информационного обеспечения процесса принятия решения …………………………………………………….…47
  • Расчетно – аналитическая часть.    Организационно-экономическая характеристика КУП «Городской молочный завод №1».  Разработка рекомендаций по совершенствованию системы информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия КУП «ГМЗ №1»………………………………………………............................................51
  • 2.1 Организационно-экономическая характеристика КУП «Городской молочный завод №1»……………...………………………………………….....51

      1. Совершенствование закупочно-сбытовой деятельности ……………...56
  • Совершенствование системы внутреннего контроля…………………..58
  • Совершенствование системы управления запасами……………………63
  •     Заключение……………………………………………………………….....…66

        Список использованных  источников………………………………….......…68

       

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

    В процессе формирования и  развития человечества роль информации изменяется. Особенно при современном  состоянии развития производственных сил роль информации занимает одно из важнейших мест в коммерческой деятельности.                                                                 

    В связи с ускоряющимися  темпами развития человеческой деятельности информация становится рабочим инструментом как экономической деятельности, приводящей в действие и регулирующей ее механизмы, а также применимая во многих областях. Процесс развития обуславливает выход на новый  уровень информационного обеспечение. Притом, требования к нему растут гораздо  быстрее, чем оно совершенствуется.

    Информация становится важнейшим  из компонентов коммерческой деятельности. В настоящее время необходимость  в качественном информационном обеспечении  значительно возрастает. Роль информации выходит на первый план как в производственной так и не производственной сфере. В этих условиях формируются информационные системы, которые и призваны обеспечить выход на новый уровень. Который  был способен оптимизировать информационное обеспечение предприятий в условиях динамического развития. По этим причинам и проявляется реальная необходимость  создания эффективного информационного  обеспечения коммерческой деятельности предприятия.

    Эти системы необходимы для  оптимизации деятельн6ости. На примере  некоторых предприятий можно  наблюдать, как качественное информационное обеспечение наряду с другими  факторами может являться решающим элементом в осуществлении коммерческой деятельности предприятия. Некоторые  теоретики выделяют информационные системы в категорию присущую только корпорациям, но это не так, прежде всего по тому, что информация существует как неотъемлемая часть коммерческой деятельности и присуща предприятиям любого размера.

    Важность информационного  обеспечения коммерческой деятельности предприятий и организаций для  повышения их эффективности обусловливает  актуальность темы дипломного исследования.

     

    1. Теоретические аспекты  информационного обеспечения коммерческой  деятельности предприятия

    1.1 Понятие и  сущность коммерческой информации

     

    Вопросы регулирования, обеспечения  и защиты прав на коммерческую информацию относятся к числу наименее разработанных  в российской науке. Правовой режим  коммерческой информации еще находится  в стадии становления. Фактически отсутствует  практический опыт применения действующего законодательства о коммерческой информации. Говоря о коммерческой информации, следует иметь в виду ее главную  составляющую – коммерческую ценность для предпринимателя.

    Для выделения юридически значимых признаков коммерческой информации, используемой в торговом обороте, необходимо обратиться к понятию информации как объекта гражданских прав. Информация как особый объект гражданских прав является идеальным компонентом бытия, т.е. нематериальным благом, подвергается лишь моральному, но не физическому старению, имеет свойство неограниченного тиражирования, распространения и преобразования форм ее фиксации, законом не закреплена монополия лица на обладание и использование информации, кроме той части информации, которая, по мнению законодателя, имеет коммерческую ценность и подпадает под понятие коммерческой тайны. Таким образом, информация в гражданско-правовом смысле характеризуется нематериальным характером по отношению к материальному носителю, для включения в торговый оборот требует объективации, т.е. закрепления на материальном носителе, имеет количественную определенность и возможность многократного использования. Документированная коммерческая информация, зафиксированная на материальном носителе, относится к понятию «информационные ресурсы», которые выступают объектом правового регулирования и договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в коммерческой деятельности.

    Коммерческая информация является важнейшим связующим звеном, обеспечивающим деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения, основой  для анализа, планирования и контроля за результатами получения прибыли.

    Формирование инфраструктуры товарного рынка, включающей подсистемы складского хозяйства, транспортного обслуживания и товароупаковочной индустрии, требует создания и функционирования «подсистемы информационного обеспечения об изготовителях товаров, их производственных возможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей»

    Решение этой задачи осложняется  объемами коммерческой информации, которая  касается 25 - 30 млн. наименований изделий  и должна быть доступной нескольким миллионам пользователей. В связи  с этим стоит задача создания во всех регионах страны соответствующих  звеньев (структур), занимающихся сбором, обработкой и передачей данных клиентам о ресурсах и спросе на товары (услуги) на договорной основе с учетом зарубежного  опыта . Реализация этой задачи связана с обращением на рынке значительной части коммерчески ценной информации, охраняемой в соответствии с законом либо договором.

    Изучение и анализ условий  рынка осуществляются с использованием широкого круга источников коммерческой информации. Это периодическая печать - газеты, специализированные журналы, бюллетени, монографии, обзоры рынков, публикации торговых палат и союзов предпринимателей, издания банков, страховых компаний, рекламных агентов, отдельных предприятий, сообщения  официальных государственных органов  по вопросам торговли, где даются общие  данные об изучаемом рынке, формах и  методах торговли.

    При изучении предприятий-изготовителей, торговых посредников и потребителей используются годовые отчеты о деятельности и балансы, проспекты и каталоги, в которых даются характеристики производственной и торговой деятельности, размеры капиталовложений, финансовые показатели работы предприятия и  его структурных подразделений, источники финансирования и обязательства, счет прибылей и убытков за год; описание технологических процессов и  новых технических достижений; техническая характеристика продукции по номенклатуре выпускаемых и предлагаемых к продаже товаров. Кроме того, информация может быть получена из справочников по торговым фирмам, где содержится их отраслевая и финансовая связь с другими предприятиями.

    Перечисленные выше источники  коммерческой информации являются общедоступными, открытыми. Конкретную информацию о  соотношении между спросом и  предложением товаров (услуг) на рынке  можно получить, например, путем  проведения маркетинговых исследований. Эта информация, как правило, является закрытой.

    Исследования рынка ведутся  по двум взаимосвязанным направлениям: первое - изучение и анализ условий  рынка; второе - изучение форм и методов  торговли. Изучение спроса проводится в тесной взаимосвязи с изучением  предложений и цен. Формы и  методы торговли изучаются с целью  анализа деятельности предприятий-производителей и фирм, выступающих на рынке в  качестве продавцов и покупателей  конкретного товара, выявления позиций  на рынке, каналов и методов сбыта, коммерческой практики, используемой в торговле данным товаром.

    Наибольшее количество спорных  вопросов вызывает охраняемая коммерческая информация. В этой связи представляется важным раскрытие сущности и форм проявления коммерчески значимой информации.

    Производство товаров, выполнение работ и оказание услуг в сфере  торгового оборота связаны с  использованием различной научной, технической, технологической, коммерческой и иной информации.

    Коммерческую информацию, как один из видов информации, используемой производителем товаров (работ, услуг), условно можно сравнить с айсбергом, где видимая его часть - это  открытая информация, а невидимая - закрытая.

    Открытая информация - это  та, которая не скрывается производителем. Она общеизвестна, представляет чисто  теоретический и научный интерес  либо охраняется патентным или авторским  правом, используется в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.

    Закрытой является информация, которая специально скрывается и  защищается производителем товаров (работ, услуг) от посторонних лиц. Ее использование  в процессе производства и сбыта  товаров дает коммерсанту преимущество перед конкурентами на рынке. Известно, что основой рыночной экономики  является конкуренция товаров (работ, услуг). Успех в производстве конкурентоспособных  товаров (работ, услуг) определяется невозможностью доступа предпринимателей к сырью  и энергоресурсам; его основа - интеллектуальная собственность предприятия, используемая так, чтобы произвести и предложить потребителям товары (работы, услуги) более  дешевые, более экономичные и  удобные в обращении, чем у  аналогичных фирм.

    В условиях конкуренции получение  прибыли предприятием зависит от умения сохранить коммерчески значимую информацию, неизвестную конкурентам, а также от способности правильно  распорядиться ею на рынке.

    Известно, что экономически устойчивой считается фирма, прибыли  которой непрерывно увеличиваются. Зададим себе вопрос: почему и за счет чего это происходит? Что является движущей силой экономического роста? Можно с уверенностью сказать, что  одним из важнейших составляющих этого процесса является обладание  и умелое использование фирмой коммерчески  значимой информации. Коммерчески значимая информация включает совокупность сведений, составляющих коммерческую тайну и  ноу-хау (секреты промысла), участвует  в торговом обороте и является связующим звеном во всех направлениях деятельности коммерческих организаций. Коммерчески значимая информация может относиться к разным сферам (технике, технологии, экономике, организации и т.д.), отражать любую сторону деятельности коммерческой организации, быть продуктом внутреннего производства либо может быть передана по договору, но в силу неизвестности ее партнерам (конкурентам) благодаря сохранению в тайне фирменного «секрета» имеет ценность в рыночном обороте. Используемая в таком качестве информация, хотя и составляющая не более 5% от ее общего объема, является важнейшим ресурсом коммерческой организации, ее инструментом (средством) получения прибыли в условиях существования конкуренции, ее разглашение (утечка) может стать причиной экономических потерь.

    Коммерчески значимая информация приобрела в рыночной экономике  огромную значимость. Ее доля участия  в получении организацией прибыли  значительно выше по сравнению с  использованием открытой информации, а также традиционных результатов  интеллектуальной деятельности и средств  индивидуализации.

    Конкуренция на рынке диктует  постоянное обновление ассортимента и  улучшение качества выпускаемой  продукции, что заставляет предприятия  выделять коммерчески значимую информацию и заботиться о ее правовой защите. Однако это под силу только крупным  предприятиям, имеющим в своей  структуре службы безопасности. Большинство  руководителей малых и средних  предприятий сегодня не имеют  финансовых возможностей содержать такие службы и даже отдельных специалистов и слабо осведомлены в использовании средств и методов защиты коммерчески значимой информации.

    Объективно коммерческая тайна возникает в процессе производства конкурентоспособного товара. Производитель  получает преимущество на рынке благодаря  использованию коммерчески ценных сведений, неизвестных конкурентам. В результате товар пользуется большим  спросом, чем тот, при производстве которого такие сведения не использовались. Предприниматель, заботясь об увеличении своей прибыли, вынужден засекречивать определенные сведения, которые подпадают под гриф «Коммерческая тайна», и ограничивать доступ к ним.

    Информация о работе Основные направления совершенствования обработки коммерческой информации на предприятии