Основные направления совершенствования обработки коммерческой информации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Эти системы необходимы для оптимизации деятельн6ости. На примере некоторых предприятий можно наблюдать, как качественное информационное обеспечение наряду с другими факторами может являться решающим элементом в осуществлении коммерческой деятельности предприятия. Некоторые теоретики выделяют информационные системы в категорию присущую только корпорациям, но это не так, прежде всего по тому, что информация существует как неотъемлемая часть коммерческой деятельности и присуща предприятиям любого размера.

Содержание работы

Введение……….……………………………………………………….……..5

Теоретические аспекты информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия …………………………………………...……...7
Понятие и сущность коммерческой информации ……...…..…………..7
Информационные системы и технологии в организации коммерческой деятельности предприятия ……………...………......................................19
Технология формирования информационного обеспечения процесса принятия решения …………………………………………………….…47
Расчетно – аналитическая часть. Организационно-экономическая характеристика КУП «Городской молочный завод №1». Разработка рекомендаций по совершенствованию системы информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия КУП «ГМЗ №1»………………………………………………............................................51
2.1 Организационно-экономическая характеристика КУП «Городской молочный завод №1»……………...………………………………………….....51
Совершенствование закупочно-сбытовой деятельности ……………...56
Совершенствование системы внутреннего контроля…………………..58
Совершенствование системы управления запасами……………………63
Заключение……………………………………………………………….....…66
Список использованных источников………………………………….......…68

Файлы: 1 файл

Шиманский.docx

— 205.71 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно говорить об объективном процессе возникновения  коммерческой тайны на любом этапе  жизненного цикла производства товаров (работ, услуг), что обусловлено конкуренцией в условиях рыночной экономики. Очевидно, что тот предприниматель, который  принимает меры в отношении сведений, благодаря использованию которых  его товар (работа, услуга) становится конкурентоспособным, в состоянии  получать стабильную прибыль и держаться  в условиях жесткой борьбы, образно  говоря, «на плаву». И наоборот, тот, кто пренебрегает этим правилом и  недооценивает преимущества использования  коммерчески значимой информации, рискует  оказаться банкротом. Можно было бы привести немало исторических примеров того, как благодаря своевременному ограничению доступа к сведениям  фирмы-производители до сих пор  держат мировое лидерство в производстве товаров. Приведем лишь названия некоторых  зарубежных компаний, вовремя осознавших важность производственных и деловых  секретов: «Крупп», «Форд», «Крайслер», «Дженерал моторс» и многие другие. Среди отечественных следует выделить аэрокосмические фирмы и предприятия, имеющие отношение к оборонной промышленности.

В каких же формах существует коммерческая тайна в процессе производства и обмена товаров (работ и услуг)? Исходя из общепринятого определения  товара как продукта труда, произведенного для продажи, проследим путь появления  сведений, которые предприниматель  закрывает (а точнее, засекречивает) с целью изготовления товара с  такими полезными свойствами, которые  необходимы для максимального удовлетворения нужд потребителя, формирования и обеспечения  спроса на товар.

Для раскрытия особенностей возникновения коммерческой тайны  в сфере производства и обмена товаров необходимо рассмотрение ее форм на основе такой классификации, которая с наибольшей полнотой отражала бы специфику факторов, определяющих необходимость выделения и закрытия сведений, делающих товар конкурентоспособным, благодаря сокрытию этих сведений от лиц, не имеющих к ним доступа на законных основаниях.

Как представляется, продуктивным в данном отношении может быть путь изучения форм проявления коммерческой тайны применительно к принятой в экономической науке классификации  производственных процессов, на основе которых выделяются обеспечивающие, обслуживающие, вспомогательные и  основные процессы. Данная классификация поможет изучению форм проявления коммерческой тайны. Исследование экономических, материальных и организационных условий производства, процессов, обслуживающих производство, вспомогательных процессов и процессов, связанных с созданием основного вида продукции, позволяет выявить признаки проявления форм коммерческой тайны, установить наиболее уязвимые участки производства товаров. Они могут быть связаны с подбором и расстановкой кадров, использованием техники и оборудования, планированием и финансированием производства, проведением осмотра и ремонта оборудования и техники, использованием материальных ценностей, разработкой конструкции инструмента и приспособлений, оснасткой моделей и подготовкой их производства, разработкой и использованием стандартов предприятия, проектированием и конструированием изделий, разработкой их технологий, испытанием и выпуском опытных образцов, и наконец, реализацией (сбытом) готовых товаров. Определение участков в технологической цепочке производства и сбыта товаров, на которых имеется угроза конкурентов, позволит своевременно предпринять меры противодействия.

Речь в данном случае идет о неохраняемой научно-технической, промышленной, технологической и  иной информации, обладающей экономической  ценностью, о различных приемах  и производственном опыте, которыми в советское время на безвозмездной основе обменивались предприятия. Эту информацию принято называть «ноу-хау». Она характеризует научно-техническую сторону производства. Сказанное относится и к деловой информации, характеризующей управленческую, финансовую, маркетинговую и другую деятельность, позволяющую успешно вести дела и заключать взаимовыгодные сделки.

Таким образом, секрет привлекательности  и конкурентоспособности товара (работы, услуги) заложен в технологических  особенностях производства товара, выполнения работы или оказания услуги. Речь идет о конструкции машин, использовании  формул (физических, химических и т.п.), применении методов производства, схем и чертежей отдельных узлов изделий, сведения о которых могут быть использованы конкурентами для налаживания  производства аналогичных товаров.

Однако мало изготовить хорошую  вещь, ее нужно еще выгодно продать. В коммерческой деятельности большое  значение имеет деловая информация, включающая планы, результаты маркетинговых  исследований и рекламной деятельности, планы сбыта товаров, организацию  сбыта с помощью торговых посредников, новые приемы и технологии сбыта  товаров, списки клиентов, посредников, финансовые, страховые и иные операции по обеспечению эффективного товарооборота  на рынках и другие. Знание подобных сведений дает конкурентам преимущество при завоевании рынков сбыта товаров, переманивании клиентов и навязывании  им невыгодных сделок.

Следовательно, на стадии производства коммерчески значимая информация проявляется  в форме технологических секретов, а на стадии обмена товаров (торговли) - в форме деловых секретов. Обе  эти формы коммерчески значимой информации охраняются институтом «коммерческой  тайны».

Говоря о соотношении  понятий «коммерческая информация»  и «коммерческая тайна», подчеркнем, что сведения, составляющие коммерческую тайну, составляют лишь часть коммерческой информации, непосредственно касающейся коммерческой деятельности. Вместе с тем в понятие «коммерческая тайна» следует включать не только сведения коммерческого характера, но и техническую, технологическую информацию (ноу-хау).

Объем и характер сведений, отнесенных к коммерческой тайне, могут  меняться в зависимости от жизненного цикла товара. Ведь любое изделие, какими бы великолепными потребительскими свойствами оно ни обладало, рано или  поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром, поскольку  изготовитель постоянно работает над  улучшением потребительских свойств  товара и продвижением его на рынок.

В данном случае происходит обновление или замена технической  и технологической информации, отнесенной к ноу-хау и охранявшейся в  режиме коммерческой тайны. Скорость этого  процесса обусловлена влиянием факторов коммерции и конкуренции на рынке  конкретного вида товаров.

Для этапа реализации товаров  характерны различные уровни и степень  концентрации деловой информации, отнесенной к коммерческой тайне, в зависимости  от стадий существования товаров  на рынке (внедрение, рост, зрелость, насыщение  и спад), которые, по образному выражению  Ф. Котлера, образуют жизненный цикл не только конкретных изделий, но и их групп (классов товаров).

На предприятиях с различными формами собственности и отраслевой принадлежностью накапливается  и циркулирует коммерчески значимая технологическая и деловая информация, характеризующая внутреннее состояние  организации и охраняемая в режиме "коммерческая тайна" и внешнюю  среду - о состоянии рынка, репутации  фирм-конкурентов, потенциальных потребителях и т.д.

В условиях конкуренции любое  предприятие стремится к сохранению своей внутренней КЗИ и получению  интересующей его информации о внешней среде, используя при этом общедоступные методы и средства, а недобросовестные конкуренты зачастую прибегают к использованию скрытых неразрешенных методов и средств, применяемых, например, при ведении промышленного шпионажа.

Получение предприятием информации о внешней среде, в которой  приходится конкурировать на рынке  товаров, работ и услуг, необходимо для принятия текущих и стратегических решений, способных повлиять на конкурентоспособность  и экономическое положение предприятия. В данном случае можно говорить об определенных элементах информационной системы, дающей представление о  внешней среде предприятия.

Речь идет, во-первых, о  репутации предприятия, которая  оценивается: 1) по качеству, цене и другим показателям произведенных и  реализованных товаров, выполненных  работ и оказанных услуг; 2) по уровню профессиональной подготовленности персонала, ответственности и т.д. Во-вторых, об информации о потребителях, у которых различное представление  о потребительских свойствах  товаров, качестве выполняемых работ  и оказываемых услуг. В-третьих, об ограничениях, устанавливаемых государством в сфере конкретной предпринимательской  деятельности, и их учете при осуществлении  производства и реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг. В-четвертых, информация о конкурентах  включает данные о рыночных ценах, скидках, условиях договоров, спецификациях, доле конкурента на рынке и тенденциях ее изменения, общем объеме сбыта данного товара, аналогичных выполняемых работах и оказываемых услугах, стратегических планах конкурентов по проведению маркетинговых исследований и рекламы, о сильных и слабых позициях отдельных конкурентов.

Как известно, конкуренция  представляет собой процесс, в котором  хозяйствующие субъекты, независимо действующие на рынке, ограничивают друг друга в возможностях установления контроля за созданием условий на рынке. Конкуренцию следует признавать добросовестной в том случае, если нет барьеров для вхождения хозяйствующего субъекта на рынок, а цены свободно определяются спросом и предложением. Недобросовестной конкуренцией признаются действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат нормам действующего законодательства, обычаям делового оборота и могут причинить убытки другим предприятиям, в т.ч. и в виде причинения ущерба их деловой репутации. Законом определены формы недобросовестной конкуренции . Речь идет о распространении ложных или искаженных сведений, способных причинить ущерб другому предприятию; введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректном сравнении реализуемых товаров с товарами других предприятий; продаже товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности; получении, использовании, разглашении научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца. Для сравнения отметим, что по законодательству Франции и Германии недобросовестной конкуренцией признаются: дискредитация конкурента, имитация товаров и оказываемых услуг конкурента, дезорганизация на рынке данных товаров, использование репутации конкурента для паразитирования на рынке.

При получении информации о внешней среде предприятия  руководствуются определенными  принципами. В частности, четко определяется цель получения конкретного вида информации, какие силы и средства следует при этом задействовать, уточняются критерии оценки достоверной  и полезной информации. На предприятии  в процессе его функционирования создается система накопления, обработки  и систематизации КЗИ о его  внутреннем состоянии и внешней  среде, а также определяется порядок  доведения такой информации до потребителей из числа работников предприятия  и третьих лиц. Названные принципы с учетом основных направлений деятельности предприятия, предложений менеджеров, маркетологов и персонала структурных подразделений составляют основу для разработки программы получения информации о внешней среде. В программе определяются обязанности лиц по сбору, накоплению, обработке, анализу и предоставлению коммерчески значимой информации. Для участия в этой работе привлекаются не только сотрудники специализированного подразделения, но и работники службы маркетинга, отдела снабжения, финансового отдела, торговые агенты, продавцы и другие работники, непосредственно работающие с представителями конкурирующих предприятий и покупателями. Составляется перечень сведений коммерческого характера, которые необходимы для оценки состояния рынка и деятельности конкурентов. В программе уточняются методики, которые следует использовать для оценки и систематизации коммерческой информации; возможные источники информации; методы законного получения информации о конкурентах.

 

 

 

1.2 Информационные системы и технологии в организации коммерческой деятельности предприятия

Экономика – открытая система  взаимодействующих элементов, выполняющая  функцию самовоспроизводства своих компонентов. Необходимым условием ее существования является взаимодействие (взаимно обратные потоки материи, энергии, информации) с природными и другими системами.

Коммерция может рассматриваться  как интегральный междисциплинарный  подход к ведению предпринимательства, включающий в себя естественные процессы применения знаний в виде менеджмента, маркетинга, логистики на информационной основе.

Деятельность субъектов  коммерции – экономических агентов  – мотивирована сознательными целями и интересами. Они складываются из объяснений и понимания событий  прошлого, настоящего и предвидения  будущего. Процесс формирования целей, намерений и мотивов поведения  агентов обусловлен доступной им информацией, ее качеством и своевременностью, т.е. знанием. Тезис «знать, чтобы  предвидеть» становится основным правилом коммерции.

Знание (информация) слагает  интеллектуальный капитал корпораций в различных формах, который и  определяет их конкурентоспособность.

Экономические агенты всегда стремятся повысить эффективность  своей деятельности. Прежде всего за счет уменьшения уровня неопределенности. В этом плане продуктивно определение информации, данное К.Шенноном – как сообщения, уменьшающего неопределенность (энтропию) у его получателя. Такой функциональный подход определяет оперативную информацию, которая, в первую очередь, и рассматривается в динамике экономических процессов.

Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших информационных технологий привели многие развитые страны к рывку вперед в сферах бизнеса, промышленного производства, научных исследований, образования и социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации – интенсивного освоения информационного ресурса.

В результате интенсификации информационных процессов существенно  сокращается длительность управленческих процессов. Именно информация, управления и организация привели развитые страны в новую цивилизацию.

Недооценка недостатка информации – одна из основных причин, сдерживающая реформы, нацеленные на интенсификацию экономических процессов. Без достоверной  информации не могут работать организации  управления, инфраструктура рынка и  зависящая от нее сфера производства. Поэтому одной из важнейших задач  современной экономики является развитие инфраструктуры рынка на информационной основе.

Информация о работе Основные направления совершенствования обработки коммерческой информации на предприятии