Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
Изучение теоретических основ туристической деятельности;
Анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
Исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….................... 3
Глава 1. Теоритические аспекты туристической деятельности ……………………... 5
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг ………………………………... 5
1.2. Классификация туристической деятельности …………………………………… 7
1.3. Государственное регулирование туристической деятельности ………………… 12
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации ... 16
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России ………………… 16
2.2. Анализ состояния туризма в Нижегородской области ………………………….. 21
2.3. Анализ деятельности гостиницы «Баташев»……………………………………... 24
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
…………………………………………………………………………………………… 27
3.1. Проблемы туристической отрасли в России и мероприятия по их решению …. 27
3.2. Стратегия развития туризма в Нижегородской области ………………………... 33
Заключение ……………………………………………………………………………… 39
Список литературы ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 2.63 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………….................... 3

Глава 1. Теоритические аспекты туристической деятельности ……………………... 5

1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг ………………………………... 5

1.2. Классификация туристической деятельности …………………………………… 7

1.3. Государственное регулирование туристической деятельности ………………… 12

Глава 2. Анализ состояния  рынка туристических услуг в Российской Федерации ... 16

2.1. Современное состояние  рынка туристических услуг в России ………………… 16

2.2. Анализ состояния туризма в Нижегородской области ………………………….. 21

2.3. Анализ деятельности  гостиницы «Баташев»……………………………………... 24

Глава 3. Основные проблемы и  перспективы развития отрасли в  Российской Федерации

 …………………………………………………………………………………………… 27

3.1. Проблемы туристической  отрасли в России и мероприятия  по их решению …. 27

3.2. Стратегия развития  туризма в Нижегородской области  ………………………... 33

Заключение ……………………………………………………………………………… 39

Список литературы …………………………………………………………………….. 45

Приложения …………………………………………………………………………….. 47

 

Введение

Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения  «великий тур» (Grand Tour) и первоначально  означало ознакомительную поездку, которую совершали в 17-18 столетиях  молодые дворяне. В 19 столетии такие  поездки стали популярны среди  других слоев населения. Целью поездок  было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжении столетий основное назначение туризма – это знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими.

В развитых странах мира большая часть валового национального  продукта (свыше 70 %) производится в  отраслях обслуживания. Существенную долю поступлений обеспечивает туристский рынок. В странах ЕС поступления  от туризма составляют порядка 5,5 % ВВП. Бюджеты Турции, Кипра, Египта более  чем наполовину пополняются за счет туризма. Располагая богатым историко-культурным потенциалом, туристский рынок в  России является неконкурентоспособным, его развитие  происходит бессистемно. Он ориентирован в основном для людей  с высоким уровнем дохода  и  на выездной туризм, который является дополнительным дестабилизирующим  фактором экономики, так как стимулирует  отток капитала за границу. Туризм имеет  не только экономическое, но и огромное социально-политическое значение, что  предъявляет дополнительные требования к его развитию. В сфере туристского  рынка тесно переплетаются интересы культуры и здравоохранения, безопасности и международных отношений, экономики  и экологии, занятости и образовательного уровня населения. Решение важной социально-экономической  задачи – повышение уровня благосостояния и качества жизни российских граждан  – во многом определяется состоянием рынка туристских услуг. Следовательно, исследование этого сектора национальной экономики представляется важной и  перспективной задачей.

Объектом исследования является современный туристический рынок  России и Нижегородской области.

Предмет исследования – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе функционирования российского и регионального рынка туризма.

Целью курсовой работы является изучение современного состояния туристического рынка.

В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:

  1. Изучение теоретических основ туристической деятельности;
  2. Анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
  3. Исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.

 

 

Глава 1. Теоритические аспекты туристической деятельности

1.1. Понятие, сущность  и виды туристических услуг

Туризм по определению  Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет общее понятие  для всех форм временного выезда людей  с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время  или в профессионально-деловых  целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания. [1]

Туризм представляет собой  деятельность лиц, путешествующих или  пребывающих в местах за пределами  своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых  и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.

Таким образом, определение  туризма базируется на следующих  признаках: [5]

- туризм есть результат  передвижения людей;

- туризм всегда включает  два элемента: путешествие в пункт  назначения и остановку там;

- путешествие означает  выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

- путешествие являет собой  временное движение туриста по  туристскому маршруту.

Основными критериями туризма являются: [10]

  1. Изменение места, находящегося за пределами обычного местопребывания. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает лиц, пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного места жительства.
  2. Перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2—3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6—7 дней), меньшую долю занимают 8—12-дневные поездки.
  3. Пребывание в другом месте, при этом место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, так как поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 и более месяцев подряд. Лицо, находящееся или планирующее находиться более одного года в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
  4. Выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания (например, ежедневные поездки на работу) не могут быть отнесены к туризму.
  5. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия состоит в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-либо страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

Анализ приведенных особенностей и критериев позволяет выделить признаки туризма:

- деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места;

- туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

Следовательно, туризм —  это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку  и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного  или длительного проживания и  не связанных с их трудовой деятельностью.

Кроме того, туризм — это  туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и  посредников (например, транспортных компаний).

По поручению ВТО в 1994 году ГАТТ вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в  котором туристские услуги определены как продукт или продукция  деятельности прибыльных и не прибыльных экономических единиц, предназначенные  для конечных или промежуточных  потребителей. В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей. [4]

Все виды потребляемых туристами  продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом:

- Гостиницы и рестораны  (включая обеспечение питанием);

- Услуги бюро путешествий  и туристических агентств;

- Услуги экскурсионных  бюро и прочие.

В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов:

1). Услуги по размещению: услуги гостиниц и прочих средств  размещения; услуги вторых домов  за собственный счет или бесплатно.

2). Услуги предприятий  общественного питания.

3). Услуги пассажирского  транспорта: междугородные перевозки  железнодорожным транспортом; перевозки  дорожным транспортом; перевозки  водным транспортом; перевозки  воздушным транспортом; вспомогательные  услуги, относящиеся к пассажирскому  транспорту; сдача в аренду пассажирского  транспортного оборудования; техническое  обслуживание и текущий ремонт  пассажирского транспортного оборудования.

4). Услуги туристических  агентств, туроператоров и экскурсоводов:  услуги туристических агентств; услуги туроператоров; информационное  обеспечение туристов и услуги  экскурсоводов.

5). Услуги в области  культуры: исполнительское искусство;  деятельность музеев и прочие  услуги в области культуры.

6). Рекреационные услуги  и прочие услуги в области  развлечений: спортивная деятельность  и услуги в области любительского  спорта; прочие услуги в области  развлечений и отдыха.

7). Различные туристские  услуги: финансовые услуги и страхование;  прочие услуги по сдаче в  аренду товаров; прочие туристские  услуги.

 

1.2. Классификация  туристической деятельности

Обычно туризм подразделяют на два вида: [12]

1. Рекреационный туризм — классический вид туризма, включающий в себя:

- «оздоровительный» («пляжный»,  «отпускной»);

- познавательный (экскурсионный);

- спортивный туризм.

2. Деловой туризм:

- астрономический туризм;

- бизнес-туризм;

- конгресс-туризм;

- шопинг-туризм;

- экстремальный туризм;

- индустриальный туризм;

- археологический туризм;

- гастрономический туризм;

- военный туризм;

- джайло-туризм - иждивение в первоначальном племени со всеми привлекательностями кочевого быта.

Каждый из этих видов туризма  может подразделяться на более специализированные подвиды:

Спортивный туризм:

- на средствах передвижения - раздел, включающий в себя велосипедные, конные и авто-мотопутешествия; 

- лыжный туризм - передвижение  на маршруте производится в  основном на лыжах;

- пешеходный туризм - передвижение  на маршруте производится в  основном пешком;

- водный туризм - сплав  по рекам в зависимости от  категории, реки как правило горные;

- парусный туризм - путешествия  на судах под парусом по  морю или акваториям больших  озер;

- горный туризм (альпинизм) - пешие походы в условиях высокогорья;

- спелеотуризм - путешествия  по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в  них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного  специального снаряжения (акваланги,  карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр.);

- комбинированный туризм - путешествия, сочетающие в себе  элементы различных видов туризма.

Экстремальный туризм:

- горный туризм - передвижении  группы людей по определённому  маршруту, проложенному в горной  местности в условиях высокогорья. (альпинизм);

- дайвинг - подводное плавание  со специальным снаряжением. ;

- индустриальный туризм - исследование территорий, зданий  и  инженерных сооружений производственного  или специального назначения, а  также любых оставленных (заброшенных)  сооружений с целью получения  психического и эстетического  удовольствия или удовлетворения  исследовательского интереса. (например, диггерство, спелеотуризм);

- водный туризм заключается  в преодолении маршрута по  водной поверхности. Различают  несколько видов водного туризма:  сплав по рекам, рафтинг, парусный  туризм, морской каякинг.

- пешеходный туризм - пешее  преодоление группой маршрута  по слабопересечённой местности.  Категория сложности маршрута  определяется по наличию локальных  препятствий и географического  показателя района ;

- автостоп - бесплатное передвижение  на попутных машинах;

- легкоходство - направление  в туризме отличительной чертой которого, является максимальное снижение веса снаряжения, без угрозы безопасности.

По способу передвижения:

- пешеходный туризм;

- водный туризм (сплав  по рекам, рафтинг, морской  каякинг, парусный туризм);

- велотуризм;

- автомобильный;

- конный туризм;

- лыжный туризм;

- мотоциклетный туризм;

- пешеходный туризм;

- космический туризм.

По способу экипировки:

- легкоходство;

- бэкпэкинг — путешествия,  совершаемые туристом (бэкпэкером) за небольшие деньги, чаще всего  принципиально отказываясь от  услуг туроператоров.

По цели [11]:

- религиозный (паломничество);

- приключенческий;

- спортивный;

- агротуризм - предполагает  временное проживание туристов  в сельской местности с целью отдыха;

- экотуризм - природо-ориентированный туризм, включающий программы экологического образования и просвещения и осуществляемый в соответствии с принципами экологической устойчивости;

- фототуризм - перспективный  и творческий вид туризма, который  может каждого сделать и закаленным  человеком, и грамотным фотографом;

Информация о работе Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации