Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
Изучение теоретических основ туристической деятельности;
Анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
Исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.
Введение …………………………………………………………………….................... 3
Глава 1. Теоритические аспекты туристической деятельности ……………………... 5
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг ………………………………... 5
1.2. Классификация туристической деятельности …………………………………… 7
1.3. Государственное регулирование туристической деятельности ………………… 12
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации ... 16
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России ………………… 16
2.2. Анализ состояния туризма в Нижегородской области ………………………….. 21
2.3. Анализ деятельности гостиницы «Баташев»……………………………………... 24
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
…………………………………………………………………………………………… 27
3.1. Проблемы туристической отрасли в России и мероприятия по их решению …. 27
3.2. Стратегия развития туризма в Нижегородской области ………………………... 33
Заключение ……………………………………………………………………………… 39
Список литературы ………………………………………………………………
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоритические аспекты туристической деятельности ……………………... 5
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг ………………………………... 5
1.2. Классификация туристической деятельности …………………………………… 7
1.3. Государственное регулирование туристической деятельности ………………… 12
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации ... 16
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России ………………… 16
2.2. Анализ состояния туризма в Нижегородской области ………………………….. 21
2.3. Анализ деятельности
гостиницы «Баташев»……………………………
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы туристической
отрасли в России и
3.2. Стратегия развития
туризма в Нижегородской
Заключение …………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………………..
Приложения …………………………………………………
Введение
Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в 17-18 столетиях молодые дворяне. В 19 столетии такие поездки стали популярны среди других слоев населения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжении столетий основное назначение туризма – это знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими.
В развитых странах мира
большая часть валового национального
продукта (свыше 70 %) производится в
отраслях обслуживания. Существенную
долю поступлений обеспечивает туристский
рынок. В странах ЕС поступления
от туризма составляют порядка 5,5 % ВВП.
Бюджеты Турции, Кипра, Египта более
чем наполовину пополняются за счет
туризма. Располагая богатым историко-культурным
потенциалом, туристский рынок в
России является неконкурентоспособным,
его развитие происходит бессистемно.
Он ориентирован в основном для людей
с высоким уровнем дохода и
на выездной туризм, который является
дополнительным дестабилизирующим
фактором экономики, так как стимулирует
отток капитала за границу. Туризм имеет
не только экономическое, но и огромное
социально-политическое значение, что
предъявляет дополнительные требования
к его развитию. В сфере туристского
рынка тесно переплетаются
Объектом исследования является
современный туристический
Предмет исследования – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе функционирования российского и регионального рынка туризма.
Целью курсовой работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
Глава 1. Теоритические аспекты туристической деятельности
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг
Туризм по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания. [1]
Туризм представляет собой деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.
Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках: [5]
- туризм есть результат передвижения людей;
- туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;
- путешествие означает
выезд из страны (или региона),
где турист постоянно
- путешествие являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту.
Основными критериями туризма являются: [10]
Анализ приведенных
- деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места;
- туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.
Следовательно, туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
Кроме того, туризм — это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний).
По поручению ВТО в 1994 году ГАТТ вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в котором туристские услуги определены как продукт или продукция деятельности прибыльных и не прибыльных экономических единиц, предназначенные для конечных или промежуточных потребителей. В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей. [4]
Все виды потребляемых туристами продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом:
- Гостиницы и рестораны
(включая обеспечение питанием)
- Услуги бюро путешествий и туристических агентств;
- Услуги экскурсионных бюро и прочие.
В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов:
1). Услуги по размещению:
услуги гостиниц и прочих
2). Услуги предприятий общественного питания.
3). Услуги пассажирского
транспорта: междугородные перевозки
железнодорожным транспортом;
4). Услуги туристических
агентств, туроператоров и экскурсоводов:
5). Услуги в области культуры: исполнительское искусство; деятельность музеев и прочие услуги в области культуры.
6). Рекреационные услуги
и прочие услуги в области
развлечений: спортивная
7). Различные туристские
услуги: финансовые услуги и
1.2. Классификация туристической деятельности
Обычно туризм подразделяют на два вида: [12]
1. Рекреационный туризм — классический вид туризма, включающий в себя:
- «оздоровительный» («пляжный», «отпускной»);
- познавательный (экскурсионный);
- спортивный туризм.
2. Деловой туризм:
- астрономический туризм;
- бизнес-туризм;
- конгресс-туризм;
- шопинг-туризм;
- экстремальный туризм;
- индустриальный туризм;
- археологический туризм;
- гастрономический туризм;
- военный туризм;
- джайло-туризм - иждивение в первоначальном племени со всеми привлекательностями кочевого быта.
Каждый из этих видов туризма может подразделяться на более специализированные подвиды:
Спортивный туризм:
- на средствах передвижения
- раздел, включающий в себя
- лыжный туризм - передвижение на маршруте производится в основном на лыжах;
- пешеходный туризм - передвижение на маршруте производится в основном пешком;
- водный туризм - сплав по рекам в зависимости от категории, реки как правило горные;
- парусный туризм - путешествия на судах под парусом по морю или акваториям больших озер;
- горный туризм (альпинизм)
- пешие походы в условиях
- спелеотуризм - путешествия
по естественным подземным
- комбинированный туризм
- путешествия, сочетающие в
Экстремальный туризм:
- горный туризм - передвижении
группы людей по определённому
маршруту, проложенному в горной
местности в условиях
- дайвинг - подводное плавание со специальным снаряжением. ;
- индустриальный туризм
- исследование территорий, зданий
и инженерных сооружений
- водный туризм заключается
в преодолении маршрута по
водной поверхности. Различают
несколько видов водного
- пешеходный туризм - пешее
преодоление группой маршрута
по слабопересечённой
- автостоп - бесплатное передвижение на попутных машинах;
- легкоходство - направление в туризме отличительной чертой которого, является максимальное снижение веса снаряжения, без угрозы безопасности.
По способу передвижения:
- пешеходный туризм;
- водный туризм (сплав по рекам, рафтинг, морской каякинг, парусный туризм);
- велотуризм;
- автомобильный;
- конный туризм;
- лыжный туризм;
- мотоциклетный туризм;
- пешеходный туризм;
- космический туризм.
По способу экипировки:
- легкоходство;
- бэкпэкинг — путешествия, совершаемые туристом (бэкпэкером) за небольшие деньги, чаще всего принципиально отказываясь от услуг туроператоров.
По цели [11]:
- религиозный (паломничество);
- приключенческий;
- спортивный;
- агротуризм - предполагает временное проживание туристов в сельской местности с целью отдыха;
- экотуризм - природо-ориентированный туризм, включающий программы экологического образования и просвещения и осуществляемый в соответствии с принципами экологической устойчивости;
- фототуризм - перспективный
и творческий вид туризма,
Информация о работе Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации