Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
Изучение теоретических основ туристической деятельности;
Анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
Исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….................... 3
Глава 1. Теоритические аспекты туристической деятельности ……………………... 5
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг ………………………………... 5
1.2. Классификация туристической деятельности …………………………………… 7
1.3. Государственное регулирование туристической деятельности ………………… 12
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации ... 16
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России ………………… 16
2.2. Анализ состояния туризма в Нижегородской области ………………………….. 21
2.3. Анализ деятельности гостиницы «Баташев»……………………………………... 24
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
…………………………………………………………………………………………… 27
3.1. Проблемы туристической отрасли в России и мероприятия по их решению …. 27
3.2. Стратегия развития туризма в Нижегородской области ………………………... 33
Заключение ……………………………………………………………………………… 39
Список литературы ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 2.63 Мб (Скачать файл)

Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых  российскими туристскими организациями  услуг требует прежде всего модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а следовательно, и капитальных вложений.

Нынешнее состояние отечественных  предприятий турбизнеса свидетельствует  о том, что сами они пока не в  состоянии полностью финансировать  собственную модернизацию. В этих условиях остро проявляется необходимость  финансовой поддержки со стороны  государства. Признание важности этого  шага - не благородный жест в сторону туристской отрасли, а экономически выгодное решение, направленное к тому же на выполнение социальных задач. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы:

- быстрый возврат средств (4-8 лет);

- рост национального дохода без осуществления сырьевых затрат;

- увеличение занятости населения;

- рост валютных потоков. [17]

Последние годы Россия практически  незаметна на мировом туристическом  рынке как продавец. Большая часть  прибыли и доходов от въездного  туризма в Россию достается иностранным  компаниям. В расчете на одного посетившего  Россию приходилось $660, а на одного выехавшего из России в путешествие - $1142, или в 1,7 раза больше.

Для привлечения туристов, российские туристические фирмы  предоставляют туристические услуги в кредит. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в  размере и на условиях, предусмотренных  договором, а заемщик обязуется  возвратить полученную денежную сумму  и уплатить проценты на нее. [12]

Расширить масштабы предложения  турпродукта России на мировом рынке  могут только крупные туристские компании с участием государственных  органов и капитала. Пока же такие  задачи пытаются решить два главных центра туристского притяжения- Москва и Санкт- Петербург.

Рост туристской привлекательности  российской столицы и страны в  целом не случаен. Большую роль в  увеличении турпотока играет политика столичных властей. Туризм признан  в Москве приоритетным направлением. Столица не только благоустраивается  сама, но и помогает городам Золотого кольца России. В частности, принимает  участие в строительстве гостиничного комплекса в Ярославле. Такое  тесное взаимодействие с регионами  поможет привлечь в страну больше туристов, иностранных и своих, российских. [8]

Несмотря на динамичное развитие въездного туризма, проблем в  России предостаточно. Прежде всего, сезонность. 85% объемов продаж приходится на период с середины мая по октябрь. В это  время ощущается острая нехватка гостиниц среднего класса. Еще одной  насущной проблемой является слабая информированность иностранных  граждан о современной России. Многие до сих пор ожидают увидеть  на улицах российских городов медведей. Именно в этом направлении ведут  активную работу власти Москвы. [18]

Основные задачи в области  инвестиций в туризм в субъектах  Российской Федерации можно сформулировать следующим образом:

  1. Стимулировать инвестиционные проекты туристских организаций республик краев и областей РФ;
  2. Обеспечить заинтересованность и увеличить масштабы участия иностранных инвесторов;
  3. Привлечь как отечественный, так и зарубежный банковский капитал;
  4. Сформировать налоговую политику в области турбизнеса на уровне субъектов Российской Федерации;
  5. Повышать эффективность государственных и частных инвестиций (расширять потребительские свойства турпродукта, сокращать сроки строительства объектов, рационализировать ценообразование и др.).

Не менее актуален вопрос налогообложения туротрасли. Российское законодательство признает как экспорт  только выездной туризм, хотя в мировой  практике ситуация обратная. В результате турфирмы вынуждены увеличивать  стоимость туров, включая в нее  НДС. Иначе придется платить налоги из собственной прибыли.

Еще одна проблемой является транспортная. Она включает и нехватку автобусов - основного экскурсионного средства передвижения и сложности  с прохождением таможенного контроля в столичных аэропортах и вокзалах, не рассчитанных к отправке больших групп туристов.

Отдельно стоит проблема обеспечения безопасности туристов. По данным социологических опросов, большинство иностранных граждан  оценивают уровень безопасности в столице, как "средний". Самые  сильные опасения вызывают молодежные группировки "скинхеды", а также  милиция, которая, по мнению респондентов, не защищает от опасности, а является ее источником. [13]

Таким образом, необходимо навести  строгий порядок в производстве и торговле турпродуктами, упорядочить  и развить межрегиональный товарообмен  маршрутами и программами туров. Необходимо повышать рыночную долю турпродуктов и расширять их ассортимент.

 

3.2. Стратегия развития  туризма в Нижегородской области

Министерством поддержки  и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг  Нижегородской области разработана областная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2012-2018 годах», в целях формирования в регионе конкурентоспособной туриндустрии и развития туристской инфраструктуры, была одобрена на заседании Правительства Нижегородской области.

Основными направлениями  Программы являются совершенствование  нормативно-правовой базы отрасли «туризм», активная маркетинговая политика по продвижению нижегородского турпродукта, финансово-кредитная поддержка отрасли, развитие инфраструктуры и улучшение  состояния объектов показа, подготовка кадров. Планируется развивать такие  виды туризма как культурно-познавательный, этнографический, круизный, лечебно-рекреационный, экологический и приключенческий, сельский, религиозный, деловой и  событийный, охотничий и рыболовный.

Финансирование Программы  будет осуществляться как из бюджетных  источников (федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований), так и за счет привлечения частных инвестиций.

Актуальность развития въездного  и внутреннего туризма в Нижегородской  области обусловлена рядом факторов:[24]

Во-первых, наличием в области  огромного туристского потенциала: в сегментах культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового, экологического и сельского туризма, охоты и рыбалки.

Также наличием таких всемирно известных центров как: Нижний Новгород, Дивеево, Большое Болдино, Семёнов, Городец, озеро Светлояр, Арзамас, Павлово, Казаково, Чкаловск, Балахна.

Во-вторых, развитие въездного  и внутреннего туризма актуально  в связи с перспективой вхождения  городов Нижегородской области  в маршрут «Большое золотое кольцо России». Часть маршрута повторяет  путь движения Нижегородского ополчения 1612 года.

В-третьих, актуальность Программы  обусловлена мировыми и общероссийскими  положительными тенденциями развития въездного и внутреннего туризма  как одной из самых динамично  развивающихся отраслей мировой  экономики и мультипликационным эффектом развития туризма, благодаря  которому создаются рабочие места и повышается занятость населения.

В-четвертых, актуальность обусловлена  конкуренцией со стороны регионов РФ. Опыт развития туризма в субъектах  РФ показал эффективность финансирования программ, что способствовало увеличению бюджетов на их реализацию в 10 и более раз.

Задачи программы:

- увеличение туристского  потока в Нижегородскую область;

- привлечение инвестиций  на развитие материальной базы туриндустрии;

- развитие туристских  центров Нижегородской области  и формирование конкурентоспособного турпродукта.

В целях формирования конкурентоспособного туристского продукта внедряется система  кредитно-финансовой поддержки предприятий  туриндустрии и субъектов предпринимательства  в виде возмещения части процентной ставки по кредитам коммерческих банков направляемым на:

- приобретение комфортабельных  автобусов и иных транспортных  средств для перевозки туристов,

- создание сети сервисных  комплексов, в каждом из которых  будут: кафе, сувенирная лавка,  туалеты, автосервис, автостоянка,  информационно-справочная служба, дополнительно:  гостиница, магазин автозапчастей  и сопутствующих товаров, оздоровительный комплекс.

Планируется, что туристские сервисные комплексы будут располагаться  на основных туристских маршрутах через  каждые 50-70 км. На создание гостинично-туристских комплексов в крупных туристских центрах области (гостиниц туристского класса, кафе, сувенирных магазинов и т.д.), на развитие инфраструктуры объектов лечебно-рекреационной сферы и сферы дополнительных услуг.

В целях развития туристских центров области планируется  развитие инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры, улучшение состояния  и создание новых объектов показа на Северном и Южном кольце Нижегородской области.

Планируется, что туристические  сервисные комплексы будут располагаться  на основных туристских маршрутах через каждые 50-70 км.[24]

В числе новых уникальных объектов показа, которые строятся по программе развития туризма: музей "Золотая хохлома" в г. Семенове - солидное двухэтажное здание в  стиле архитектуры купеческих городов XVIII-XIX вв., где будут не только экспозиции, посвященные знаменитым семеновским  промыслам - золотой хохломе и  семеновской матрешке, но и конференц-зал  для проведения презентаций, помещения  для проведения мастер-классов росписи  матрешки, уютный салон-магазин. Сдача объекта - к 5-му фестивалю "Золотая хохлома", который пройдет во вторые выходные июня 2008 года.

В самом древнем городе области Городце будет построен новый музейно-туристический комплекс "Город мастеров", где будут  представлены история и живые  промыслы и ремесла городецкой земли: древняя городецкая золотная вышивка, городецкие роспись и резьба по дереву, лозоплетение и гончарное искусство, выпечка медовых пряников и др. Сам комплекс будет представлять собой своеобразный музей деревянного зодчества: деревянные домики будут построены в стиле княжеских теремов с элементами городецкой архитектуры и украшениями в виде различных видов домовой резьбы. Комплекс удачно расположен на набережной и будет виден для всех теплоходов, проходящих по Волге. Так что круизным туроператорам рекомендуем заранее побеспокоиться о посещении уникального чудо-города.

В числе интересных для  развития въездного и внутреннего  туризма еще несколько объектов: музейно-туристский комплекс "Мининская слобода" на родине организатора народного ополчения 1612 года Кузьмы Минина в г. Балахне, где кроме историко-краеведческих экспозиций будет работать соляной амбар с действующими шахтами по добыче соли, для гостей будут также проводить театрализованные представления, посвященные эпохе Смутного времени, славным страницам истории кораблестроения и изготовления знаменитых изразцов.

В селе Владимирское Воскресенского района, известном благодаря озеру  Светлояр - уникальному памятнику природного и историко-культурного наследия федерального значения, овеянному легендой о граде Китеже, с 2012 года также будет строиться оптический театр. В театре можно будет увидеть ряд светооптических постановок, посвященных теме Китежской Руси и непосредственно самой легенде о граде Китеже, который сокрылсяпод водами Светлояра и стал невидимым, но звон колоколов которого праведные люди слышат и по сей день.

Растет популярность и  традиционных центров туризма области: духовного центра Дивеево, где в  Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря покоятся чудотворные мощи почитаемого русского святого Серафима Саровского; Арзамаса, известного благодаря детскому писателю Аркадию Гайдару и основателю первой провинциальной школы живописи Александру Ступину, воспитавшему целую плеяду талантливых художников. Не менее популярно и романтичное Большое Болдино, где за три недолгих осени Александром Сергеевичем Пушкиным было создано более 50 лучших произведений.

В числе новых популярных маршрутов - тур по восстановленным  усадебным комплексам в Гагинском районе, например посещение усадьбы барона Жомини и родового имения Пашковых в селе Ветошкино. Для любителей экстремального туризма сегодня можно предложить посещение Музея горного дела, геологии и спелеологии, который расположен на уровне 70 метров под землей. Вас ждет знакомство с историей горного дела в Нижегородской области, уникальными коллекциям минералов, и все это в окружении белоснежного сверкающего гипса и подземных речушек.

В целях развития круизного  туризма планируется развитие объектов круизной инфраструктуры в крупных  туристских центрах области: Балахне, Чкаловске, Городце, Павлове, Макарьеве (проведение дноуглубительных, берегоукрепительных, ремонтных работ и благоустройство  территории), а также содействие в реализации инвестиционного проекта  по строительству в Нижегородской  области круизных судов туристского типа.

В Сокольском районе на побережье  Горьковского моря на площади 220 га планируется  проектирование и создание особой экономической  зоны туристско-рекреационного типа регионального уровня. В рамках зоны предлагается создать за счет привлечения средств инвесторов туристский комплекс в виде города из 10-15 отелей ориентировочно на 100 мест каждый; рестораны, бары, объекты рекреационной сферы, спа-центры и оздоровительные комплексы, развлекательные центры, яхт- и гольф-клубы, площадки для вертолетов, возможность принимать гидросамолеты, причал для круизных судов и прочие объекты.

Информация о работе Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации