Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
Изучение теоретических основ туристической деятельности;
Анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
Исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….................... 3
Глава 1. Теоритические аспекты туристической деятельности ……………………... 5
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг ………………………………... 5
1.2. Классификация туристической деятельности …………………………………… 7
1.3. Государственное регулирование туристической деятельности ………………… 12
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации ... 16
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России ………………… 16
2.2. Анализ состояния туризма в Нижегородской области ………………………….. 21
2.3. Анализ деятельности гостиницы «Баташев»……………………………………... 24
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
…………………………………………………………………………………………… 27
3.1. Проблемы туристической отрасли в России и мероприятия по их решению …. 27
3.2. Стратегия развития туризма в Нижегородской области ………………………... 33
Заключение ……………………………………………………………………………… 39
Список литературы ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 2.63 Мб (Скачать файл)

Напомним здесь, что по итогам 2012 года суммарный прирост количества авиапассажиров на международных рейсах российских авиакомпаний оказался на уровне 23,1%.

Наибольшая положительная  динамика прироста из стран ТОР-15 наблюдается  у Египта (-64%), который вышел на второе место в рейтинге. Однако такая динамика связана с отсутствием авиаперевозки из России в Египет в феврале, марте и частично в апреле 2011 года. А если сравнить показатели Египта за 2012 года с 2010 годом, то окажется, что количество туристов в эту страну уменьшилось на 30%. В абсолютном выражении Египет посетили на 336 тыс. туристов меньше, чем в 2010 году.

Часть египетских туристов оттянул на свою сторону Таиланд  с долевым показателем 7,1%. У Таиланда четвертое место в рейтинге. Однако динамика составила всего лишь 9%, в отличие от 2011 года, с рекордным  показателем 87%. И произошло это  в большей степени за счет прироста туристов в первом полугодии 2012 года, во втором же поток туристов не изменился  и остался на уровне 2011 года. Причина такого спада динамики Таиланда кроется в том, что в 2011 году тайское направление больше чем какие-либо другие страны восполнило долю египетских туристов. Напомним, что в абсолютном выражении поток российских туристов в Таиланд по итогам 2011 года взрос на 96 тыс. человек (против 37 тыс. в 2012 году).

На одну строчку поднялась  Германия, которая заняла пятое место  по итогам 2012 года с долевым показателем 5,2%. Однако, если внимательно изучить  динамику выездов россиян в эту  страну, то мы заметим, что только во втором полугодии Германия недосчиталась  около 35 тыс. российских туристов и  ее динамика уменьшилась на 20% по сравнению  с 2011 годом. Поэтому восхождение Германии объясняется низкими показателями Финляндии. В абсолютном выражении в эту страну с целью туризма посетили в 2012 году 335 тыс. человек, что на 10 тыс. туристов больше чем в 2011 году.

Почти на четверть (или в  абсолютном выражении на 55 тыс. туристов) увеличился в 2012 году туристический  поток в Испанию, составив 292 тыс. туристов. По сравнению с 2011 годом долевой показатель Испании возрос более чем на 0,5% до уровня 4,5%. Такая динамика позволила Испании подняться на два строки в рейтинге и занять шестое место в общем рейтинге стран.

Рекордные цифры по итогам 2012 года показали ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты). Поток российских туристов в эту страну увеличился более чем на 40% и составил более 265 тыс. туристов. Стоит отметить, что это направление является самым стабильным по показателю динамики у российских туристов, и ниже 30% рубежа не опускается за последние три года (+34% в 2011 году и +40% в 2010 году). Безусловно, во многом на такие показатели повлияла политическая ситуация в Египте. Однако не стоит забывать и о том, что это арабская страна продолжает активно вкладывать деньги в свой туристический потенциал и российский рынок является для нее одним из приоритетных. И не случайно, только в эту страну прямыми рейсами из России даже в летний период летает восемь авиакомпаний (четыре российских и четыре из ОАЭ). Отметим, что долевой показатель ОАЭ в общем потоке российских туристов в 2012 году возрос еще на 1% и сейчас доля российских туристов в эту страну составляет уже 4,1%. Таким образом, за пять последних лет доля российских туристов в эту страну возросла более чем в 1,5 раза. И теперь в ОАЭ наши туристы путешествуют так же часто, как и в Италию, имеющую такой же долевой показатель 4,1% по итогам 2012 года.

По сравнению с 2011 годом  выездной поток российских туристов в Италию не изменился. Остался на уровне 2011 года и туристический поток  в Грецию, которую посетили почти 204 тыс. российских туристов, а долевой  показатель Греции составил в 2012 году 3,1%.

На 10-15% увеличился поток  российских туристов в Чехию, Кипр и  Францию. Почти на 20% вырос туристический  поток в Болгарию.

Барьер 100 тыс. туристов по итогам 2012 года сумела впервые преодолеть Австрия с показателем 111 тыс. российских туристов и динамикой прироста 13% по отношению к 2011 году.

Обращает на себя внимание 7% спад потока в 2012 году российских туристов Израиль после долгого и стабильного  ростов в течение последних лет.

Отметим также, что по итогам 2012 года почти в 2 раза увеличился поток  российских туристов в Тунис до отметки 61 тыс. туристов. Заметим, что это  лучший показатель этой страны за последние пять лет.

Рассмотрим динамику въезда туристов в Россию (приложения 7,8) [26].

В 2012 году иностранные туристы совершили 993,4 тыс. поездок в Россию. Согласно данным Росстата, рост по сравнению с 2011 годом составил 21,6%. 2012 год явно не худший, хотя на отдельных направлениях он складывается очень непросто и требует от принимающих компаний буквально филигранной работы.

Рост основных въездных рынков не превышает среднего показателя: Германия выросла на 22,4% – до 143,7 тыс. прибытий, удержав лидерские  позиции. Поток из США стал на 21,4% больше (63,5 тыс. прибытий), Франция выросла  на 20% (51 тыс.), Великобритания на 24% (50,8 тыс.). Из европейских стран, согласно Росстату, подросли также Италия, Швейцария, Австрия. Лишь Испания показала спад в 7%.

Европейский экономический кризис в той или иной степени задел все рынки, но испанцы переживают его болезненней других. Немцы тоже чувствуют кризис, для них, например, сейчас еще больше, чем раньше, важна цена. Но московские отели стали проводить более грамотную ценовую политику, стало больше строиться недорогих трехзвездочных отелей, и немцы поехали активнее. Американцы также «забыли» про кризис и отправились путешествовать. Британский поток вырос, в основном, за счет школьных и студенческих групп, которых мы принимаем в большом количестве.

Испанию подрубил совсем не европейский кризис, а российский визовый центр – с его появлением испанцам на оформление визы стало  требоваться больше и времени, и  денег.

С началом работы визового центра во Франции процедура получения виз только ухудшилась. Виза подорожала. К тому же, если раньше консульство оформляло визы за один день, то теперь в среднем дней десять. В очень редких случаях и с большим трудом удается получить визу за более короткий срок. Такая ситуация делает невозможным продажи туров в последнюю минуту. К тому же тур в Россию стоит в среднем €1-1,2 тыс. на человека в неделю, для большинства туристов это дорого.

Поставщиками туристов и  на этот раз стали страны Европы, среди которых особенно заметны  Великобритания и Бельгия, а также  США. География деловых мероприятий  совпадает с направлениями общего турпотока – это Москва и Санкт-Петербург. В последнее время все чаще востребованы туры в комбинации с  поездкой в Казань или Нижний Новгород, где идет активное строительство  новых гостиниц.

Иран и Ирак пока погоды на российском рынке не делают, а  вот увеличение числа туристов из Китая и Латинской Америки  зафиксировали во многих компаниях. Успехи Китая операторы объясняют  ростом доходов населения и государственной  политикой. Лицо китайского туризма изменилось. Сейчас едут, так сказать, «хорошие» туристы, готовые платить за дополнительные и более качественные услуги, за классные отели, интересные программы.

Более чем на треть вырос  турпоток из такой далекой страны, как Бразилия. Он по-прежнему невелик (10 тыс. прибытий), однако уже вполне сопоставим с числом туристов, например, из Австрии, Швейцарии и даже соседней с нами Эстонии. Помимо роста благосостояния самих бразильцев и отмены виз, этому  способствовал прямой рейс «Трансаэро»  в Рио-де-Жанейро. В итоге нынешние цифры по въезду из Бразилии втрое  выше аналогичных показателей за 2008 год. Вместе с Бразилией на российском рынке зажглось еще несколько  ярких звездочек: Индия, которая  выросла в этом году более чем  вдвое (+124%), а также Австралия (+56%) и Турция (+46%).

Поток из Австралии в 2012 году вырос на 20-25%.

Туристов из Турции в 2012 году приехало 46,6 тыс. против 31,9 тыс., почти столько же, сколько, например, из Италии (47,7 тыс.).

Хороший прирост (+24%) дал  в 2012 году Израиль.

Японских туристов в России также стало больше (+42%).

Среди стран, заметно снизивших  въезд в Россию, числятся Финляндия (-10,3%), Эстония (-13,6%) и Дания (-22,4%). Первые две страны, как полагают операторы, пали жертвой российских визовых  центров, третья – собственных экономических  проблем и отсутствия рекламы  России как направления отдыха.

 

2.2. Анализ состояния  туризма в Нижегородской области

Анализ туристических  потоков согласно данным Комитета по физической культуре, спорту и туризму  администрации Нижнего Новгорода  показал, что в 2012 году число выехавших за рубеж туристов превысило число туристов, посетивших Нижегородский регион, в 3,7 раза (приложение 9, таблица 2). [15]

Приезжают в Нижегородскую  область в основном из других городов  России - 91% от общего количества.

Из стран дальнего зарубежья  въездной поток составил лишь 7%, из стран СНГ - 2%.

Структура выезжающих нижегородских  туристов иная: в другие регионы  России - 58%, что меньше по сравнению  с въезжающими в регион на 33%. При  этом в страны дальнего зарубежья  выездной поток составил 37%, в страны СНГ - 5%.

Результаты анализа структуры  въездного туристического потока по целям поездки свидетельствуют, что наибольшее количество туристов из России посещают Нижегородский регион в целях отдыха (приложение 9, таблица 3). При этом более половины туристов приезжают на теплоходах по Волге. Иностранные граждане в основном приезжают с деловыми и профессиональными целями, на втором месте — с целью лечения.

Из анализа структуры  выездного потока нижегородских  туристов по России следует, что первое место здесь занимают поездки  на отдых, второе — поездки с целью  лечения, третье - круизный туризм (приложение 9, таблица 4). При выезде в другие страны лидируют туры на отдых, далее следует выезд с целью лечения. Основной поток туристов из Нижегородского региона следовал в Турцию, ОАЭ, Кипр, Египет, Испанию. [18]

Число нижегородских туристов, выехавших в регионы России, превышает  число туристов, посетивших другие страны, на 25% (3283 чел.).

Для подробного анализа состояния  туризма в Нижегородской области  было проведено исследование потребителей туристических услуг.

Анкетный опрос осуществлялся  в ходе выборочного обследования. Объем выборки - 190 чел. Текст анкеты приведен в Приложении 10. [17]

Из анализа анкет жителей  Нижегородского региона следует, что 63% опрошенных хотели бы в ближайшее  время отправиться за границу, 26% - в другие города России, в Нижегородскую область - всего лишь 11%.

Предпочтения по целям  поездки распределились следующим  образом: 30,8% опрошенных предпочитают развлекательный туризм; одинаковая доля предпочтений — 24,6% — приходится на познавательные туры и с целью  отдыха; 12,3% составил лечебно-оздоровительный  туризм; 4,6% — спортивный; 3,1% — деловой (рис. 4).

На вопрос относительно организации  туризма 37% респондентов ответили, что  прибегают к услугам турфирм, оставшиеся 63% высказали мнение о  предпочтительности организации путешествия самостоятельно.

Интересно, что при этом факторы выбора турфирмы по значимости распределились следующим образом: широта ассортимента предлагаемых услуг - 34%, низкие цены - 30%, имидж продавца - 24%, удобное месторасположение - 12%. Таким образом, широта ассортимента и низкие цены являются наиболее «весомыми» факторами при выборе турфирм.

Существенное место в  анкете занимали вопросы относительно потребительских свойств туристического продукта. В ходе социологического обследования выяснилось, что для  нижегородских туристов предпочтительнее туры длительностью 7-14 дней, с авиаперелетом  и проживание в стандартном гостиничном номере.

При опросе было установлено, что лишь четверть респондентов хотя бы однажды отдыхали в Нижегородской  области, в то время как основная часть - 75% в таких турах не были.

Основные причины выбора путешествий по своему региону: оптимальное  соотношение цены и качества - 26% и более дешево - 24%.

При путешествиях по Нижегородскому региону наиболее востребованными  были рекреационные - 32% и лечебно-оздоровительные туры - 28%.

Причины отказа от отдыха в  Нижегородской области: неинтересно - 36%; больше интересуют другие города - 28%; низкий уровень обслуживания - 24%.

К сожалению, нижегородцы, которые  побывали в турах по региону, подтвердили  опасения отказавшихся от поездки: 41% опрошенных среди недостатков указали на низкий уровень обслуживания.

По мнению большинства  экспертов, первоочередными направлениями  повышения качества туристических  услуг в Нижегородском регионе являются:

1) повышение качества  услуг по размещению (85% экспертов);

2) улучшение качества дорог (85%);

3) расширение ассортимента предлагаемых услуг (71%);

4) повышение квалификации персонала (76%).

Таким образом, в результате маркетингового исследования установлено:

  1. Количество выезжающих из Нижегородского региона туристов значительно превышает поток въезжающих сюда туристов.
  2. Выезжают нижегородские туристы в основном в страны дальнего зарубежья, меньше всего - в Нижегородскую область.
  3. Причины отказа от путешествий по Нижегородской области: неинтересно, больше интересуют другие города и низкий уровень сервиса.
  4. Причины выбора путешествий по Нижегородской области: оптимальное соотношение цены и качества, более низкие цены.

 

2.3. Анализ деятельности гостиницы «Баташев»

Гостиница «Баташев» расположена  в историческом центре города, рядом  с родовым имением дворян Андрея и Ивана Баташевых, основавших более  двух веков назад Выксунский металлургический завод и заводское село.

Построенная в 2009 году, гостиница  «Баташев» привлекает гостей первоклассным  уровнем обслуживания, комфортом, элегантностью, высокой степенью безопасности, функциональностью.

В гостинице 98 номеров, оформленных  в классическом стиле: стандарт одноместный, стандарт двухместный, студия, семейный номер, люкс, президентские апартаменты.

Также гостиница «Баташев»  располагает оборудованным номером  для людей с ограниченными возможностями.

Информация о работе Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации